Разделы

Цифровизация ИТ в госсекторе

Электронное правительство: Чиновники и ИТ-компании обсудили главные задачи

Цели информатизации госсектора определены в указе № 601 Президента РФ от 7 мая 2012 г., в ряде распоряжений и в концепции развития механизмов предоставления госуслуг Минкомсвязи. В этих документах, в частности, говорится, что к 2015 г. для 90% населения страны должны быть доступны услуги по принципу «одного окна» (в том числе в МФЦ), а к 2018 г. механизм получения госуслуг в электронном виде должно использовать 70% граждан. Сегодня в докладах чиновников о внедренных сервисах все еще превалирует будущее время: «будет», «появится», «заработает», однако неверно утверждать, что в сфере ИТ на государственном уровне ничего не происходит. На конферении CNews Conferences и CNews Analytics «ИКТ в госсекторе», которая прошла 18 марта 2014 г., представители власти и бизнес-структур обсудили актуальные проблемы информатизации отрасли и рассказали о реализованных внедрениях государственных информационных систем.

Владимир Авербах, директор департамента развития электронного правительства Минкомсвязи России, уверен, что электронные госуслуги через веб-портал можно и нужно получать также просто, как и, к примеру, покупать авиабилеты через интернет. Это подразумевает упрощение процедуры регистрации на портале, переработку веб-интерфейса, реализацию механизмов онлайн-оплаты, а также, возможно, появление такого необычного сервиса, как курьерская доставка результатов оказания госуслуг. Регистрация и верификация пользователей в ЕСИА в этом году будет происходить не только в офисах «Ростелекома», но и в МФЦ или отделениях федеральных органов исполнительной власти, а также в офисах «Почты России». Следующее нововведение – электронная запись и электронная очередь. Благодаря этим сервисам, госуслуги можно получить в заранее обозначенное время и без очередей, для чего в личном кабинете достаточно будет выбрать ближайшее отделение с наименьшей загрузкой и получить по SMS идентификатор электронной очереди.

Весьма активно развиваются и платежные механизмы портала госуслуг. Платежный шлюз объединяет ведомственные, региональные порталы, ЕПГУ и непосредственно банки с помощью информационной системы о государственных и муниципальных платежах. При этом предлагается, что комиссии по штрафам ГИБДД составят не более 1%, а госпошлины будут оплачиваться и вовсе с нулевой комиссией. Сегодня к системе подключено пока шесть коммерческих банков, но со временем их число увеличится. При неоказании или нарушении срока предоставления услуги будет возможна подача жалобы электронной почтой, обычной почтой или через МФЦ и при личном приеме. Все жалобы будут рассматриваться в соответствующих органах госвласти. Официальный ответ по электронным каналам будет доставляться заявителю.

Михаил Евраев, заместитель Министра связи и массовый коммуникаций, напомнил: несмотря на то, что пять крупнейших российских площадок для проведения электронных аукционов работают в соответствии с нормативами № 94-ФЗ и № 223-ФЗ и вполне справляются с возложенными на них функциями, нет возможности проверить, насколько честно производятся госзакупки – нет соответствующего механизма. В прошлом году объемы торгов превысили сумму в 3,4 трлн руб. и было зафиксировано более двухсот аукционов на сумму выше 1 млрд руб. Чиновник пояснил, что подобные объемы невольно порождают «электронную коррупцию»: нередки случаи сокрытия функционала, блокировки действий участника, изменения данных и некорректного ведения счетов. Кроме того, площадки для электронных торгов могут подвергаться DDoS-атакам, что делает невозможным проведение аукционов на определенный период времени. Информационная система «Независимый регистратор», запуск которой намечен на май 2014 г., позволит контролировать все совершаемые участниками, заказчиками и операторами действия, что в итоге, как надеются в Минкомсвязи, будет стимулировать развитие электронных торгов и сократит все негативные и незаконные влияния на их результаты.

Независимый регистратор проконтролирует все, что происходит на пяти основных площадках для электронных торгов

Источник: Минкомсвязи РФ, 2014

Роман Сафронов, заместитель директор департамента информационных технологий Министерства здравоохранения РФ, отчитался об успехах и неудачах проектов информатизации здравоохранения. Планы и цели на 2011-2013 гг. в целом выполнены. Запланированные проекты реализованы во всех российских регионах, при этом реструктуризована сеть медучреждений. Однако среди выявленных проблем оказалось нежелание ИТ-компаний, вендоров и интеграторов продолжать обслуживать предприятия здравоохранения по окончании целевого финансирования того или иного проекта. Не готовы и регионы к самостоятельной эксплуатации внедренных ИТ-систем.

Ближайшие планы Минздрава касаются обеспечения надежной и бесперебойной работы ЕГИСЗ на федеральном уровне, запуска личного кабинета, а также таких сервисов, как «электронный больничный», «электронный рецепт», «электронная справка», на базе ЕПГУ и оптимизации ИТ в предприятиях здравоохранения за счет оценки потребностей в информационных технологиях, реализации внутреннего аудита и совершенствования телекоммуникационных каналов в регионах. Как заметил спикер, всю эту работу сделать необходимо, иначе достигнутые за три предыдущих года результаты будут потеряны. Для обслуживания электронных регистратур, по словам чиновника, используется свыше ста различных систем, и без интеграции эффективная работа этого сервиса невозможна.

Ведомственные технологии

О текущем состоянии и перспективах универсальных электронных карт рассказал Вадим Щепинов, вице-президент компании «Универсальная электронная карта». УЭК способна заменить множество персональных документов, как например: медицинское страховое свидетельство, обязательное пенсионное страхование, ЭЦП, банковские карты и т.п.

Выдача карт началась в январе 2013 г., впрочем, пока этот процесс не носит массового характера. Универсальные электронные карты выдаются во многих регионах. Среди наиболее успешных – Тульская область, Чувашия, Лицепкая область, Астраханская область, Республика Коми. С помощью карты упрощается процедура регистрации на ЕПГУ и доступ ко всем электронным госуслугам. Платежное приложение УЭК обслуживают четыре банка – Сбербанк, «Уралсиб», «АК Барс» и «Московский индустриальный банк». К этому списку в скором времени добавится еще по меньшей мере 10 финансовых учреждений, которые в настоящее время проходят сертификацию и подключаются к платежному шлюзу. До конца 2015 г. будет выпущено свыше 16 млн карт, в обозримом будущем (ориентировочно с 2016 г.) УЭК начнут заменять на электронные паспорта, которые смогут использовать ту же инфраструктуру. Выдача карт будет происходить повсеместно – к этому процессу подключатся МФЦ, страховые компании и Сбербанк РФ.