Разделы

Цифровизация ИТ в госсекторе

Электронное правительство: Чиновники и ИТ-компании обсудили главные задачи

Цели информатизации госсектора определены в указе № 601 Президента РФ от 7 мая 2012 г., в ряде распоряжений и в концепции развития механизмов предоставления госуслуг Минкомсвязи. В этих документах, в частности, говорится, что к 2015 г. для 90% населения страны должны быть доступны услуги по принципу «одного окна» (в том числе в МФЦ), а к 2018 г. механизм получения госуслуг в электронном виде должно использовать 70% граждан. Сегодня в докладах чиновников о внедренных сервисах все еще превалирует будущее время: «будет», «появится», «заработает», однако неверно утверждать, что в сфере ИТ на государственном уровне ничего не происходит. На конферении CNews Conferences и CNews Analytics «ИКТ в госсекторе», которая прошла 18 марта 2014 г., представители власти и бизнес-структур обсудили актуальные проблемы информатизации отрасли и рассказали о реализованных внедрениях государственных информационных систем.

Андрей Чучелов: Востребованность электронных госуслуг зависит от их качества

Андрей Чучелов, генеральный директор BSS Engineering, оценил происходящие работы по созданию электронного правительства, удобство пользования госуслугами и назвал пути дальнейшего развития.

CNews: Как вы оцениваете результаты работ по созданию электронного правительства на региональном и муниципальном уровне?

Андрей Чучелов: Если рассматривать создание электронного правительства на региональном и муниципальном уровнях как электронную витрину госуслуг, то результат, можно сказать, получен. Все регионы имеют порталы госуслуг или раздел на едином портале, где можно ознакомиться с порядком предоставления услуг. Но стало ли от этого лучше гражданам?

При переходе к предоставлению госуслуг в электронном виде регионы сталкиваются с задачей автоматизации хаоса, закономерно получая на выходе автоматизированный хаос. Сам процесс оказания услуг в разных ведомствах нуждается в пересмотре и оптимизации. И только после этого автоматизированные услуги можно выносить на витрину электронного правительства.

Наглядный пример – электронная система записи к врачу. С технической точки зрения электронные системы работают, но врачи часто не укладываются в отведенные им на прием 6 минут. Поэтому очередь у кабинетов все равно «живая», и нередко пациенты часами ждут своей очереди уже после наступления времени электронной записи.

CNews: Насколько востребованы электронные госуслуги гражданами?

Андрей Чучелов: С одной стороны, востребованность зависит от качества электронных госуслуг. С другой стороны, в полной мере совершенствовать их качество имеет смысл при востребованности со стороны граждан. Этот маховик сейчас только раскручивается. Есть первые версии порталов госуслуг, их нужно популяризировать у населения. Возникнет справедливая критика, придется упрощать и улучшать порталы, потом опять их «раскручивать», и так далее.

CNews: Как вы оцениваете удобство и простоту их получения для рядового пользователя?

Андрей Чучелов: Увы, пока все непросто, есть, над чем работать. К примеру, услугой федерального уровня, касающейся заказа загранпаспорта на ЕПГУ, смогли воспользоваться многие люди из моего окружения, а вот оплатить госпошлину за его изготовление на том же портале не смог никто.

Еще личный пример: воспользоваться электронной очередью в ГИБДД можно, но на предложение посмотреть оплату услуги в ГИС ГМП сотрудники ГИБДД мне отвечали, что у них нет такой возможности, ссылаясь на отсутствие доступа к интернету.

CNews: Какие пути развития функционала порталов госуслуг вы могли бы предложить?

Андрей Чучелов: В целях функционального развития порталов госуслуг мы предлагаем внедрение механизмов их оплаты на базе комплексного решения. В его состав должны входить: универсальный платежный шлюз для подключения любых платежных инструментов кредитных организаций; готовая интеграция с несколькими банками, что позволит начать работу в рекордно короткие сроки; создание личного кабинета на портале, где гражданину будут доступны индивидуальные начисления для оплаты.

Мы также предлагаем региональным ведомствам механизм подключения к ГИС ГМП, что позволит им видеть факты оплаты с порталов и оказывать госуслуги, не требуя предъявления документа об оплате и не дожидаясь физического поступления денег.

Кроме того, мы развиваем новое перспективное направление по оповещению граждан через мобильные устройства без использования SMS. Это позволит информировать граждан о каждом этапе процесса рассмотрения их обращений и, более того, интерактивно получать от граждан обратный ответ в случае необходимости.