Статья

Электронное правительство: Чиновники и ИТ-компании обсудили главные задачи

Интеграция ИТ в госсекторе
мобильная версия

Цели информатизации госсектора определены в указе № 601 Президента РФ от 7 мая 2012 г., в ряде распоряжений и в концепции развития механизмов предоставления госуслуг Минкомсвязи. В этих документах, в частности, говорится, что к 2015 г. для 90% населения страны должны быть доступны услуги по принципу «одного окна» (в том числе в МФЦ), а к 2018 г. механизм получения госуслуг в электронном виде должно использовать 70% граждан. Сегодня в докладах чиновников о внедренных сервисах все еще превалирует будущее время: «будет», «появится», «заработает», однако неверно утверждать, что в сфере ИТ на государственном уровне ничего не происходит. На конферении CNews Conferences и CNews Analytics «ИКТ в госсекторе», которая прошла 18 марта 2014 г., представители власти и бизнес-структур обсудили актуальные проблемы информатизации отрасли и рассказали о реализованных внедрениях государственных информационных систем.

Перед чиновниками стоят задачи обеспечить безопасность информационных систем, перевести в электронный вид приоритетные госуслуги, подготовиться и начать выдачу электронных паспортов, запустить ГИС ЖКХ, автоматизировать финансовый учет и работу налоговой службы. Эти и другие темы вошли в число 10 приоритетов, на которых, по мнению CNews Analytics, предстоит сосредоточиться в ближайшие годы федеральным органам власти.

Кроме этого, к наиболее важным задачам относятся создание единой точки доступа к услугам, предполагающей интеграцию региональных и федерального порталов, развитие нескольких каналов при обращении к услуге (мобильная связь, интернет, call-центры, инфоматы и др.), предоставление госуслуг независимо от места пребывания. Последнее, как подчеркнул Дмитрий Финк, директор практики региональных проектов AT Consulting, предполагает увеличение числа многофункциональных центров и ввод в строй проектов, связанных с мобильными МФЦ. Архитектура подобной системы должна базироваться на централизованной интеграционной шине, к которой подключаются всевозможные сервисы, включая платежный шлюз.

Госуслуги сегодня и через четыре года – реально ли достичь таких показателей?

Источник: AT Consulting, 2014

Спикер также напомнил, что единственным исполнителем в рамках проекта электронного правительства в 2010–2013 гг. был «Ростелеком». Он занимался развитием СМЭВ (системы межведомственного электронного взаимодействия), ЕПГУ (единого портала государственных услуг), ЕСИА (единой системы идентификации и аутентификации) и РИЭП (региональной инфраструктуры электронного правительства). К настоящему моменту региональная инфраструктура построена во всех российских регионах, обеспечивается межведомственное взаимодействие и происходит постепенный перевод услуг в электронный формат.

На особенностях работы платежного шлюза остановился Андрей Чучелов, генеральный директор BSS Engineering. По его словам, чтобы приблизиться к тем показателям, которые обозначены в указе № 601 Президента РФ, «раскручивать» госпортал надо куда более интенсивно, чем сегодня. На начало текущего года число пользователей ЕПГУ оценивалось примерно в 8 млн человек, и только 13% от этого количества посредством портала обратились за госуслугами. Это означает, что подавляющее большинство граждан пользуется госуслугами «по старинке», предпочитая личные походы к чиновникам, стояние в очередях, заполнение кип бумаг и т.п. Переломить эту ситуацию, как считает эксперт, можно при соблюдении нескольких правил: предоставление более широкого спектра региональных государственных и коммерческих услуг, совершенствовании личного кабинета и предоставление доступа к нему не только с компьютера, но и с мобильных устройств, которые есть сегодня у многих пользователей, а также реализация механизма оплаты через портал госуслуг. Образцом для подражания является портал госуслуг Москвы, на котором из личного кабинета можно не только получить ту или иную услугу, но и оплатить ее различными способами – банковской картой, электронными валютами или посредством интернет-банка. Схожий функционал уже доступен и на многих региональных порталах. Так, на портале Ставропольского края тоже можно получить платные услуги.

Развитию региональных порталов госуслуг был посвящен и доклад Вадима Деянышева, генерального директора «АйТи. Ведомственные системы». Он согласился с высказанными другими спикерами мнением о невысокой популярности портала электронных услуг. По данным «АйТи. Ведомственные системы», если подача документов через МФЦ происходит в 25%, то электронным порталом для этой цели пользуются лишь 5%. По словам докладчика, помимо внесения изменений, связанных с особенностями регистрации и функционирования сайта, необходимо обучать пользованию порталом различные категории населения и предоставлять доступ ко всем электронным услугам через смартфоны и планшеты.

Компания «АйТи. Ведомственные системы» создает и внедряет универсальную учетную систему «Полтава 3-2-1», предоставляющую и средства управления бизнес-процессами, и аналитические инструменты, и средства интеграции с другими ведомственными системами. Вадим Деянышев уверен, что и этот продукт, и другие решения компании, включая информационную систему для мониторинга деятельности контрольно-надзорных органов и управления кадровым составом госслужбы масштаба региона, обеспечат должное качество электронных госуслуг.

Министерские планы

Задача оптимизации государственных и муниципальных услуг стоит на повестке дня. Ее решение связано с совершенствованием нормативной базы, развитием института лидеров, которые бы тянули за собой региональные ведомства, использованием внебюджетных источников финансирования и разработкой новых технологических стандартов.

Сергей Бастрыкин: Технология электронных форм пока не нашла должного применения в России

Сергей Бастрыкин

Сергей Бастрыкин, руководитель направления «Электронное Государство» компании «Джеминай Системс», рассказал, в чем развитие в построении электронного правительства в России и за рубежом, а также поделился собственным опытом работы в данном направлении.

CNews: Чем процесс построения электронного правительства в России отличается от аналогичных процессов в зарубежных странах, где работает ваша компания?

Сергей Бастрыкин: Основные различия в построении электронного правительства в России и за рубежом лежат не в области ИТ, а в существующих законах и их ориентированности на конечных потребителей – обычных граждан.

Читать далее

Вадим Деянышев: Создана база для электронного правительства России

Вадим Деянышев

Вадим Деянышев, генеральный директор компании «АйТи. Ведомственные системы», рассказал, как проходит работа по созданию электронного правительства, какие информационные системы уже готовы, а какие еще требуют развития. Он также затронул вопрос законодательного обеспечения глобального проекта.

CNews: Заработало ли электронное правительство России?

Вадим Деянышев: Пока рано говорить о том, что электронное правительство заработало, мы только на пути его создания. Построена основательная база для реализации федерального закона № 210-ФЗ: отлажено межведомственное взаимодействие, а те, кто его обеспечивают, работают или начинают работать в единых автоматизированных информационных системах. Постепенно выстраивается система контроля исполнения обращений граждан за госуслугами. Но впереди еще долгий путь к тому, чтобы все работало как часы. Необходимо не только развивать информационные системы, обеспечивающие работу электронного правительства, но и совершенствовать нормативно-правовую базу. В процессе работы было выявлено огромное количество недостатков в нормативно-правовых актах, путающих и усложняющих процедуры. Необходимо упрощать законодательные нормы.

Читать далее

Тимур Меджитов: Методические вопросы по МЭДО остаются в подвешенном состоянии

Тимур Меджитов

Тимур Меджитов, руководитель направления по работе с органами власти компании Directum, поделился своим взглядом на проблему, сдерживающую переход государственных органов на электронный документооборот. По его мнению, вина здесь лежит на слабо проработанной законодательной базе и на отсутствии поддержки.

CNews: Что сдерживает переход государственных ведомств на электронную форму документов?

Тимур Меджитов: В качестве ключевой причины, сдерживающей переход госведомств исключительно на электронную форму документов, можно назвать слабую проработку законодательства в части работы с электронными документами и порядка сдачи таких документов в архив. Правовую основу можно принять, но передача электронных документов в архив вызывает сложности, так как прецедентов в этой части нет. Более того, на практике всего за двадцать лет, начиная с 1990 г., сильно изменились форматы, и становится затруднительно обеспечить возможность просмотра документов, переданных в электронном виде спустя некоторое время.

Читать далее

Дмитрий Финк: Регионы не занимаются продвижением электронных госуслуг

Дмитрий Финк

Дмитрий Финк, директор практики региональных проектов компании AT Consulting, рассказал, почему в регионах до сих пор уровень востребованности электронных госуслуг невысокий. По его мнению, причина этого – неудобство получения услуг.

CNews: Уровень востребованности электронных госуслуг по-прежнему остается невысоким, особенно в части российских регионов. В чем основная причина: инертность пользователей или неудобство получения услуг?

Дмитрий Финк: Чтобы госулуги были востребованы, необходимо предоставить удобный сервис пользователям и проинформировать их об этой возможности. Сейчас у нас нет ни того, ни другого. В попытке перевести как можно больше государственных услуг в электронный вид, когда список «приоритетных» услуг постоянно менялся, часто забывали про самих пользователей, главное было – выполнить требование НПА. В результате у нас есть много услуг на портале, федеральных и региональных, но многие из них не понятны и не удобны простому пользователю.

Читать далее

Андрей Чучелов: Востребованность электронных госуслуг зависит от их качества

Андрей Чучелов

Андрей Чучелов, генеральный директор BSS Engineering, оценил происходящие работы по созданию электронного правительства, удобство пользования госуслугами и назвал пути дальнейшего развития.

CNews: Как вы оцениваете результаты работ по созданию электронного правительства на региональном и муниципальном уровнях?

Андрей Чучелов: Если рассматривать создание электронного правительства на региональном и муниципальном уровнях как электронную витрину госуслуг, то результат, можно сказать, получен. Все регионы имеют порталы госуслуг или раздел на едином портале, где можно ознакомиться с порядком предоставления услуг. Но стало ли от этого лучше гражданам?

Читать далее

Александр Шабанов: Большинство проектов реализуется впервые

Александр Шабанов

Александр Шабанов, коммерческий директор «Электронной Москвы», рассказал, каковы особенности реализации проекта построения электронного правительства и других информационных систем для чиновников, граждан и организаций.

CNews: Москва является одним из лидеров в сфере построения электронного правительства. Каковы особенности реализации подобных решений в столице?

Александр Шабанов: Москва действительно является лидером, и особенность большинства проектов в том, что они реализуются впервые и оперируют на порядок большим количеством данных, чем региональные системы. «Электронная Москва» является основным оператором по эксплуатации ИТ-инфраструктуры Москвы, обеспечивая работу более 100 городских ИТ-систем. На базе своего ЦОДа «Нагорная» мы обеспечиваем их размещение, эксплуатацию, техническую поддержку, а также аттестацию на соответствие требованиям № 152-ФЗ. Для комплексной приемки и дальнейшей работы с проектами используются интегрированные друг с другом системы управления жизненным циклом приложений и инцидентами. Техническая поддержка проектов обеспечивается с помощью нескольких call-центров.

Читать далее