Разделы

Цифровизация Бизнес-приложения ИТ в госсекторе

ИТ-проекты в госсекторе: на переднем краю модернизации

Сегодня Федеральное казначейство является одним из лидеров по уровню информационно-технологического оснащения среди органов государственной власти России. И за каждым результатом стоят усилия многих и многих специалистов. Читайте расширенную версию материала на CNews.

В декабре 2005 г. после победы в открытом двухэтапном тендере, проводимом по правилам Мирового Банка, корпорация Oracle заключила контракт на автоматизацию деятельности Федерального казначейства на базе комплекса, в основе которого лежат система Oracle E-Bussiness Suite и решение для фронт-офиса – система управления финансовым документооборотом (СУФД). Oracle в партнерстве с российскими подрядчиками покрывали весь спектр требуемых работ - от вопросов безопасности и доработки системы до ее внедрения и сопровождения на всей территории РФ.

Контроль над качеством проекта был возложен на Всемирный Банк (МБРР), в задачи которого входят надзор за подготовкой технических требований и соблюдением контрактных процедур, а также привнесение лучших практик по реализации проектов такого масштаба.


Первоначально в состав пилотных объектов входили три региона: Самара, Саратов и Ульяновск

Проект стартовал в январе 2006 г. и выполнялся в три этапа: дизайн и разработка системы, внедрение в пилотных регионах и тиражирование на всей территории страны. Одним из основных первоначальных условий внедрения была обязательная "заморозка системы": мораторий на внесение изменений после приемки системы в рамках первого этапа вплоть до конца тиражирования.

Подготовительный этап: Проектирование сложных систем первично, НПА должны быть результатом проектирования

Однако жизнь диктует свои условия: основные изменения нормативно-правовых актов стали поступать только в конце 2006 г. Это осложнило процесс разработки системы, который решено было проводить итерационно, за счет регулярных показов. В итоге, после 15-ти циклов, система была готова к приемочному тестированию. Однако и в ходе этого процесса выяснилась необходимость сделать очередные изменения, поскольку вышла новая редакция НПА. Это повлияло на сроки реализации проекта, и пилотное внедрение системы началось только в 2008 г.

Первоначально в состав пилотных объектов входили три региона: Самара, Саратов и Ульяновск, где внедрения должны были проходить параллельно. Однако стало очевидным, что условие по "заморозке" системы невыполнимо, поскольку изменения НПА продолжали поступать. Было ясно, что это будет происходить на протяжении всего внедрения, вплоть до последнего региона.

В связи со сложившейся ситуацией было принято решение провести пилотное внедрение в два этапа: сначала осуществить его в одном регионе, дорабатывая систему в условиях поступающих уточнений НПА, и уже с учетом этих результатов внедрять в других регионах.

Кроме того, внедрение столкнулось еще с одной проблемой. В наследуемых системах казначейства за счет гибких настроек пользователи могли вводить различные наборы данных, и уровень их чистоты для новой системы был низким. Внедряемое решение требовало строгого контроля над вводом информации и соблюдения процедур выполнения операций. Проблемы с переносом "грязных" данных привели к тому, что заметную часть миграции первоначально пришлось делать практически вручную, параллельно создавая новые механизмы миграции. Первых существенных результатов на пилоте в Саратовской области удалось достигнуть к концу 3-го квартала 2008 г.: были проведены первые тестовые дни на реальных данных. Ко всему прочему с 01.01.2009 г. вступали в силу новые изменения бюджетного кодекса, и их нужно было реализовывать в системе. В совокупности все эти факторы привели к необходимости сдвига срока внедрения пилотных объектов – на начало 2009 г.

В это же время было принято решение о начале еще нескольких пилотных проектов: во Владимире – с целью отработки технологии тиражирования на другой аппаратно-программной платформе, в Туле – отрабатывалась критически важная технология перехода с середины года.

В результате совместной работы команды казначейства и исполнителя система была доработана, внедрены технологии тиражирования для запуска регионов с конца года и в его середине с учетом постоянно изменяющейся системы, а также технологии тиражирования на разные аппаратные платформы.

Тираж: от методик к конвейеру

По словам Дениса Смирнова, руководителя проекта со стороны компании Oracle, к концу 2006 г. число баз данных во всех органах ФК достигало более 7 тыс. В результате внедрения системы их количество должно было стать равным количеству регионов - 83. Поэтому миграции и постоянному усовершенствованию ее механизмов придавалось большое значение. Сама же технология тиражирования была "разложена по полочкам" и насчитывала более 1 тыс. проектных активностей. Каждый специалист (а их было более 500) точно знал, что делать. Фактически была создана колоссальная база знаний, где учтено всё вплоть до конкретных SQL-запросов и времени их запуска.