Разделы

Бизнес Цифровизация ИТ в госсекторе Внедрения

ИКТ в ЖКХ: эксперты ищут выход из хаоса реформ

Сфера ЖКХ по-прежнему остается одной из самых сложных отраслей для информатизации. И происходит это вовсе не в силу трудностей с созданием решений для информатизации или с описанием процессов, а благодаря "зареформированности" отрасли, плохой нормативной базе, государственному нигилизму в отношении участников рынка. Основные проблемы сектора и пути их решения обсуждались на круглом столе "ИКТ в ЖКХ", организованном CNews Conferences и CNews Analytics.

Об организации сферы ЖКХ в Финляндии собравшимся рассказал Владимир Скорлыгин, старший консультант центра торговли при посольстве Финляндии. По его мнению, опыт этой страны, добившейся впечатляющих результатов в автоматизации ЖКХ, вполне применим и для России. Так, сейчас сбор и обработка фактических показателей потребления ресурсов в Финляндии осуществляется как в автоматическом режиме, так и при помощи веб-интерфейса. Благодаря этому счета за услуги выставляются населению своевременно и начисления точны. Финны в любой момент могут воспользоваться услугами так называемого электронного ЖЭКа — справочной, позволяющей в онлайн-режиме детализировать счета и получить необходимые документы по утвержденной форме как по отдельной квартире, так и по обществу квартировладельцев в целом. Существует в Финляндии и возможность удаленного контроля за бытовой техникой и приборами.

Попытка проанализировать российские "реалии" в сфере ЖКХ была предпринята в докладе Марии Гребень, президента НП "Ассоциация управляющих компаний и УН МО". В первую очередь, она отметила отдельные положительные результаты реформы ЖКХ: начало демонополизации рынка управления жилищным фондом, создание предпосылок для формирования рынка коммерческого управлении я жилищным фондом, появление норм регулирования института управления многоквартирными домами и определение государством условий для реализации некоммерческой и коммерческой формы управления жилым фондом. Тем не менее, нерешенных проблем, намного больше, чем уже улаженных. Одна из главных, по мнению Марии, заключается в психологии людей: они не ощущают себя собственниками. Приватизация, по ее словам, привела к появлению целого слоя "нищих собственников": людей, не готовых заботиться об общем хозяйстве, считающих это проблемой города и муниципальных служб. Кроме того, концепция демонополизации жилищной сферы не мотивирована интересами участников рынка ЖКХ. Муниципальные власти, собственники помещений, управляющие организации и коммунальные предприятия не хотят или не могут осуществлять рыночные преобразования в этой сфере. Реформирование отрасли тормозит множество нерешенных проблем, например применение экономически необоснованных тарифов на жилищные услуги, заведомо убыточная схема взаимодействия с коммунальными предприятиями, а также отсутствие у управляющих сферы эксплуатации материальных активов и, как следствие, осуществление деятельности только по управлению эксплуатацией. К другим рискам, с которыми сталкивается любое предприятие, рискнувшее ввязаться в сферу ЖКХ, относятся долги населения, плохое техническое состояние объектов управления, законодательная незащищенность управляющих компаний и налоговое бремя, которое на них ложится.

Автоматизация для больших

Несмотря на то что на рынке работает множество управляющих организаций, автоматизацию себе могут позволить только очень крупные предприятия. По словам Марии Гребень, из-за социально-ориентированных тарифов организация становится рентабельной только при объеме обслуживаемого жилищного фона от 400 тыс. кв. м. Большая часть УК, работающих на рынке, этим требованиям не соответствует. Мария Гребень заключила, что в перспективе это может стать интересным бизнесом, но пока в сфере ЖКХ нет порядка, автоматизация не сможет помочь.

Марию Гребень горячо поддержал Александр Копылов. По его словам, начинать говорить об автоматизации стоит лишь после решения правовых проблем и усовершенствования законодательства в сфере ЖКХ. Александр Копылов считает, что "сегодня на рынке существует большое количество хороших ИТ-решений, но отрасль ЖКХ настолько "зареформированна", что им там просто нечего делать". С его точки зрения, ситуация могла бы быть лучше, если государство как можно скорее выйдет из этого сектора, прекратив конкуренцию между частными управляющими компаниями и муниципальными.

В свою очередь, помощник управляющего директора по развитию ИТ "Регионального расчетно-кассового центра" Белгорода Антон Кожемякин рассказал о региональном едином расчетно-кассовом центре, созданном по заказу администрации Белгородской области на базе решения SAP. Результатом стало увеличение прозрачности и эффективности работы платежной системы, а собираемость платежей выросла до 98–99%. Единственным спорным моментом, смутившим присутствующих, стала высокая цена эксплуатации: в месяц система обходится примерно в 1 млн рублей.

При обсуждении информатизации ЖКХ специалисты уже не первый год говорят больше о проблемах отрасли, нежели о проблемах ИКТ. Игроки рынка имеют готовые решения, умеют их внедрять и хотят работать, но количество нерешенных проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства велико. Из-за этого поневоле практически все присутствующие ИТ-специалисты вынуждены становиться знатоками законодательных нюансов в каждой из областей России, где им приходится работать. По общему мнению, пока государство не предпримет решительных шагов к окончанию вялотекущего реформирования отрасли, автоматизация российского ЖКХ так и останется лоскутной и не решающей основных проблем.

Марина Мякишева / CNews


Презентации участников круглого стола

Презентация Мария Гребень, НП "Ассоциация управляющих компаний и УН МО". Что препятствует реформе ЖКХ?
Презентация Андрей Хаустов, менеджер по развитию бизнеса Motorola. Решения для предприятий энергетики и ЖКХ
Презентация Антон Кожемякин, "Региональный расчетно-кассовый центр" Белгорода. Проект РИС ЖКХ. Решение для Управляющих компаний на примере г. Белгорода
Презентация Александр Копылов, "Стек". ИТ в ЖКХ: автоматизируется все кроме бардака
Презентация Евгений Лунин, Kraftway. Применение программно-технических решений проекта "Безопасный город" для автоматизации ЖКХ
Презентация Павел Мальков, Комитет по межрегиональной интеграции информационных технологий в сфере ЖКХ национального жилищного конгресса. Информационные ресурсы в сфере управления жильем
Презентация Владимир Скорлыгин, центр торговли при посольстве Финляндии. Информационные технологии в жилищно-коммунальном хозяйстве Финляндии
Презентация Скачать все презентации (архив)