Разделы

Цифровизация ИТ в госсекторе

ИТ в госсекторе: новые возможности и планы

О том, как развиваются крупнейшие государственные проекты на федеральном и региональном уровне и какие новые задачи предстоит решить в ближайшие годы, говорили на прошедшей 23 сентября 2014 г. CNews Conferences конференции «ИКТ в госсекторе: госуслуги и не только» представители федеральных и региональных органов власти и компаний, работающих в этой сфере.

Более подробно о том, какие изменения ждут портал государственных услуг, участникам конференции рассказал Владимир Авербах, директор Департамента развития электронного правительства Минкомсвязи. На смену существующей сегодня длительной процедуре регистрации по почте, необходимости заполнять громоздкие формы заявлений, отправляться в банк для оплаты пошлины и стоять в очереди на прием в ведомство придут электронная регистрация, удобный интерфейс, возможность удаленной оплаты пошлины и онлайн записи на прием, а также курьерской доставки заказанных документов.

На первом этапе реинжинирингу подвергнутся 35 самых востребованных госуслуг, которые будут доступны пользователям «в один клик». Кроме того, к 2015 г. оформление материнского капитала с помощью портала госуслуг потребует всего лишь однократного посещения Пенсионного фонда РФ, а к 2016 г. до 70% граждан смогут удаленно оформить трудовые пенсии.

Для того, чтобы электронные услуги заработали в полную силу, необходимо не только реализовать техническую возможность их предоставления, но и сделать их популярными среди граждан. По мнению Вадима Деянышева, генерального директора «АйТи. Ведомственные системы», Расширение числа точек доступа к электронным госуслугам путем увеличения числа МФЦ, с одной стороны, и создание единой точки доступа к госуслугам федерального, регионального и муниципального уровня, объединяющей их потребителей и государственные ведомства, с другой, способны сделать этот процесс более удобным и востребованным.

Электронный бюджет

О развитии электронных сервисов для граждан и государства участникам конференции рассказал Сергей Гуральников, заместитель руководителя Федерального Казначейства. В настоящее время только на сайте госзакупок, оператором которого является Казначейство, зарегистрированы около 1 млн пользователей, к нему осуществляется 40 млн обращений в сутки, а общая сумма размещенных контрактов составляет i19 655 млрд. На 1 сентября 2014 г. экономия по контрактам составила i170 млрд.

В ближайших планах ведомства – переход к единой облачной инфраструктуре. В конце 2014 г. должен заработать портал «Электронный бюджет», на котором будет размещена информация о бюджете и его исполнении. Также на нем появятся личные кабинеты для пользователей закрытой части портала и доступа к ведомственным информационным системам, а также модуль управления закупками. В 2015 г. работа над порталом будет продолжена.

Собственный «Электронный бюджет» уже существует у московского правительства. На место «зоопарка» финансово-хозяйственных систем учреждений города пришло облачное решение. По словам Кирилла Кузнецова, начальника управления отраслевых проектов ДИТ Москвы, сегодня в системе работает более 10 тыс. сотрудников бюджетных учреждений города. Ее реализация позволила добиться десятикратного снижения стоимости сопровождения решения и на 62% сократить бумажный документооборот. Кроме того, благодаря внедрению решения был обеспечен оперативный сбор аналитической отчетности, основанной на первичных данных.

ГИС ЖКХ

О развитии еще одного масштабного государственного проекта – создания ГИС ЖКХ – рассказал Михаил Евраев, замминистра связи и массовых коммуникаций. Вопрос о том, быть или не быть этой системе, решен окончательно – принятыми федеральными законами 209-ФЗ и 263-ФЗ определены и ее состав, и сроки создания — 1 января 2017 г.

ГИС ЖКХ будет представлять собой общенациональный портал, на котором будут размещены данные о начислениях, их оплате, а также об управляющих компаниях и их подрядчиках. При отсутствии на портале данных о начислениях человек по закону сможет не оплачивать счета.

В ближайшее время будет запущен пилотный проект в Тульской и Ивановской областях. Одновременно Минкомсвязь обратится к губернаторам с предложением назначить в каждом регионе ответственных за внедрение системы. В случае если регион уже имеет собственное подобное решение, оно будет интегрировано в ГИС.

Одно из таких решений уже реализовано в Казани. На портале «Открытая Казань» собрана информация всех ведомств о состоянии ЖКХ, жилищного фонда. Сюда же поступают обращения граждан. По словам Тимура Хуснутдинова, исполнительного директора группы компаний ФИКС, ежегодно на портал поступает более 250 тыс. заявок граждан. Благодаря тому, что новая система позволяет контролирующим органам прослеживать их движение вплоть до конечного исполнителя работ, за короткое время уровень выполнения заявок увеличился с 70% до 90%.

Вперед к универсальной электронной карте

Продолжается развитие еще одного крупного государственного проекта – внедрения универсальной электронной карты, выдача которой началась 1 января 2013 г. на всей территории Российской Федерации. По словам Максима Низьева, вице-президента ФУО «УЭК», на сегодняшний день открыто около 1260 пунктов приема заявлений и выдачи карт, подано более 465 тыс. заявлений на их получение, изготовлено более 335 тыс., из них более 50% – с сертификатом и ключом квалифицированной усиленной электронной подписи.

Реализовано применение УЭК на ЕПГУ, обеспечена готовность предоставления более 3 тыс. государственных и муниципальных услуг в субъектах Российской Федерации, проведена апробация безналичной оплаты проезда на транспорте с использованием УЭК во всех субъектах, в 19 из них проезд по УЭК уже реализован. Достигнута договоренность с ПФР России о получении СНИЛС вместе с УЭК.

Как оцифровать АПК

Информатизации АПК в России пока не уделялось должного внимания. Согласно данным опроса, проведенного среди сотрудников Министерства сельского хозяйства РФ, 14 из 16 его управлений оценивают уровень информатизации процессов управления АПК как недостаточный. «Сегодня Минсельхоз работает как игральный автомат, – говорит Александр Шмид, председатель правления «ЕС-лизинг». – Никто не знает, какие последствия будет иметь то или иное принимаемое решение, поскольку не существует системы сбора и обработки данных о состоянии отрасли».