ИТ в госсекторе: новые возможности и планы
О том, как развиваются крупнейшие государственные проекты на федеральном и региональном уровне и какие новые задачи предстоит решить в ближайшие годы, говорили на прошедшей 23 сентября 2014 г. CNews Conferences конференции «ИКТ в госсекторе: госуслуги и не только» представители федеральных и региональных органов власти и компаний, работающих в этой сфере.По его мнению, наиболее актуальными задачами сегодня являются освоение СПО, создание решений на его основе, обеспечение их совместимости и формирование Национального фонда алгоритмов и программ. Но для их решения требуется поддержка разработчиков со стороны государства, в том числе налоговые преференции и предпочтение созданных ими решений при госзакупках. Уже сегодня созданная «Ред Софт» СУБД «Ред База Данных» на основе ядра Firebird с успехом используется в ФССП, ГИС ГМП. Сотрудники компании входят в состав разработчиков ядра Firebird.
Российская компания ABBYY уже сегодня предоставляет госведомствам возможность обработки документов в самых разных сфера – это и работа с обращениями граждан, и создание электронных архивов, и ввод документов и данных из них в информационные системы, и интеллектуальный поиск, классификация, извлечение объектов и связанных с ними фактов, анализ тональности. По словам Максима Терновых, менеджера по работе с корпоративными клиентами ABBYY Russia, решения компании используются целым рядом органов госвласти и региональными ведомствами, такими как Госдума, Администрация президента, Росфинмониторинг, ФНС, МВД, ФМС России, Москва, Санкт-Петербург, Московская, Ленинградская, Иркутская, Тульская области и др.
Доля еще одного отечественного разработчика – фирмы «1С» – на российском рынке коммерческих ERP выросла с 0 в 2004 г. до 30% в 2013 г., что свидетельствует о том, что она способна успешно конкурировать с зарубежными аналогами. По словам Марины Слесаренко, заместителя директора «1С», сегодня компания активно развивает облачные сервисы, создает мобильные приложения на платформах нового поколения – iPad и iPhone (iOS), Android. Решения «1С» многоплатформенны – обеспечивают поддержку Linux, Windows, Mac OS, Postgre SQL, MS SQL Server, IBM DB2, Oracle Database и др. Компания уделяет много внимания обеспечению безопасности персональных данных пользователей – ее решения имеют соответствующий сертификат ФСТЭК и могут использоваться для защиты информации в системах персональных данных до 5 класса защищенности включительно.
Региональный опыт
Об основных направлениях в сфере региональной информатизации рассказал Дмитрий Гоков, генеральный директор «AT Consulting Сибирь». На сегодняшний день внимание общества приковано к проектам в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде и их популяризации, повышения безопасности решений и перевода их на СПО. Региональный ИТ-ландшафт характеризуется большим количеством различных систем, на поддержку которых требуются значительные финансовые и человеческие ресурсы. Одновременно государство взяло курс на сокращение числа госслужащих, следовательно, для полноценного выполнения государственных функций ведомствам придется отказаться от непрофильных задач и максимально автоматизировать ключевые бизнес-процессы.
По мнению Дмитрия Гокова, решение всего комплекса возникающих проблем лежит в сфере создания Единой платформы и репозитория программного обеспечения, проведения административной реформы и передачи исполнения части государственных функций на аутсорсинг бизнесу.
Медленные каналы связи являются одним из факторов, сдерживающих распространение самых современных технологий в российских регионах. Андрей Горемульта, директор по продажам «АСД Технолоджис», предложил воспользоваться решением Simpli Vity, предоставляющим отличные возможности для создания распределенной сети виртуальных дата-центров, централизации управления ИТ-инфраструктурой в единый центр управления для инженеров, а также снижения затрат на каналы связи и качественного упрощения состава вычислительного и сетевого оборудования, а также систем хранения данных.
О других проблемах, возникающих у регионов на пути внедрения электронных госуслуг, говорили участники Панельной дискуссии. Так, по словам Руслана Чикина, начальника управления информатизации Пензенской области, при переводе госуслуг в электронный вид на первом месте стоит вопрос грамотного составления административных регламентов, в особенности на муниципальном уровне.
В Ярославской области, по словам Эдуарда Лысенко, директора департамента информатизации и связи, разработкой таких регламентов занимаются и методологи, и ИТ-специалисты и специалисты на местах.
Несмотря на технологическую готовность, уровень использования электронных государственных сервисов гражданами пока невысок. По мнению Дмитрия Разумовского, министра развития информационного общества Калужской области, продвижение госуслуг зависит от их качества и популярности у населения. И регионы постоянно делятся опытом в этой сфере.
Например, как рассказал Артур Усманов, директор Центра информационных технологий Тюменской области, в его регионе давно существует программа обучения граждан, направленная не столько на повышение уровня компьютерной грамотности в целом, сколько на приобретение конкретных навыков – найти информацию в интернете, позвонить внуку, записаться в поликлинику, оформить документы на загранпаспорт. На сегодняшний день такое обучение прошли уже более 80 тыс. человек.