Разделы

Цифровизация ИТ в госсекторе

Директор ДИТ Архангельской области о ходе информатизации региона

Игорь Иванов, директор департамента информационных технологий Правительства Архангельской области, рассказал CNews о том, как была создана региональная система электронных госуслуг.

CNews: С чего началась информатизация Архангельской области?

Игорь Иванов: В 2010 году Архангельская область по автоматизации была на девятом месте по Северо-Западному федеральному округу, на 68-м из 83-х – по России. Была поставлена цель выйти в число лидеров. Поэтому мы создали программу информатизации Архангельской области на 3 года, которая включала в себя 86 проектов. Общая стоимость программы составила 2,3 млрд рублей. На 2011 год, для того чтобы сделать прорыв, необходимо было 700 млн рублей. Фактически же мы получили 50 млн.

Встал вопрос, как эти деньги использовать – либо распределить понемногу по всем проектам, либо вкладывать в приоритетные направления. Мы начали с оценки 86-ти проектов по различным критериям: социальная значимость, достижимость, даже учитывали какое впечатление проект производит на пользователей. Каждый проект набрал определенное количество баллов, которое определило, какие из них нужно разрабатывать в первую очередь. Выделенные 50 млн рублей мы инвестировали в 17 особо значимых для региона проектов.

Чтобы добиться существенного результата по каждому проекту, мы выработали общие принципы информатизации. Во-первых: нужно было сформулировать позицию региона по каждому проекту (мы проводили детальный анализ бизнес-процессов, определяли функциональные роли участников, моделировали проект и, в итоге, сформулировали функциональные требования с планированием работы системы на период 5–7 лет).

Во-вторых, подобрать решение. Идеально нам не подходило ни одно из решений, предложенных интеграторами. Мы начинали рассматривать решения если они соответствовали нашим критериям хотя бы на 70 процентов. Их пришлось дорабатывать самостоятельно. В этом, несомненно, есть свои преимущества. Благодаря этому, мы приобрели уникальный опыт, который применяем в разработке своих проектов.

В-третьих, мы стараемся делать все с минимальным участием интеграторов. Интеграторы учат нас, а мы все делаем сами. Получается некое перетекание компетенций. Начиная с 2014 года, большинство проектов мы будем вести самостоятельно.

Игорь Иванов: Наша главная проблема – это перевод всех услуг на единый государственный портал, это требует больших финансовых вложений

Еще один принцип – это открытость и публичность того, что мы делаем. Было создано государственное автономное учреждение, которое занимается внедрением информационных технологий в Архангельской области. В наблюдательный совет организации вошли сотрудники ФСБ, УБЭП, депутаты Областного Собрания, руководитель Контрольно-счетной палаты Архангельской области. Любую компанию, которую мы нанимаем подрядчиком, сотрудники спецслужб проверяют, следят за антикоррупционной составляющей.

Дополнительно к этому, в 2010 году мы внедрили систему проектного управления, которая позволяет контролировать, какие поручения даны, сроки их выполнения и ответственных за проведение работ по важнейшим региональным проектам. Таким образом, был обеспечен контроль за планированием работ и результатами. Все проектные документы, регламенты по госуслугам заносились в эту систему, которая стала специализированным репозиторием. После этого, губернатор и депутаты могли видеть, на какие проекты уходят средства и каких результатов мы добились.

CNews: А у населения региона есть доступ к этой системе?

Игорь Иванов: Заказчик проекта – губернатор, федеральное правительство, а пользователь – житель региона. Конечно, большая часть информации предназначена для представителей исполнительных органов власти и не будет интересна жителям. Но некоторые из наших проектов, которые могут быть интересны, мы делаем доступными для всех. Так, в рамках развития Соловецкого архипелага мы разрабатываем проект «Мои Соловки». Из нашей системы управления мы выгружаем планы, когда и какое здание построится, какие дороги планируется проложить и так далее. И все жители могут наблюдать за ходом работ.

CNews: Какое решение было выбрано для проекта по госуслугам?

Игорь Иванов: Как я говорил ранее, мы подробно проанализировали ситуацию и выработали идеологию работы портала госуслуг на территории области, сформулировали, что хотели бы получить в итоге. Мы изучили передовой мировой опыт в этом вопросе и пришли к пониманию того, что число госуслуг будет оптимизироваться и сокращаться, а все услуги, в том числе, востребованные коммерческие, должны оказываться по высоким стандартам через региональную систему. Мы нашли компанию, у которой Ростелеком – как единственный оператор федерального сегмента – приобрел СМЭВ. Связались с разработчиками и честно сказали, что денег на разработку у нас немного, но, с другой стороны, доведя совместно с нами решение до конца, они легко смогут продать его другим регионам. Заручившись их согласием, уже в феврале 2011 года мы собрали пилотный макет системы госуслуг, на котором всего лишь 5 услуг было переведено в электронный вид. К июню 2011 года число услуг выросло до 30. А далее в электронный вид переводилось по 20–25 услуг в месяц. На сегодняшний день переведено около 800 услуг: 600 муниципальных и 180 региональных. Таким образом, на проект информатизации госуслуг за 3 года было потрачено около 52 млн рублей.

CNews: Возникают ли сложности при работе со списком госуслуг для перевода в электронный вид, подготовленных Минкомсвязи и Минэкономразвития?

Игорь Иванов: Для нас это не составляет проблемы. Мы сейчас анализируем наши 800 услуг, и если какие-то еще не переведены в электронный вид, даже если они в этот список не входят, мы в любом случае их будем переводить. Наша главная проблема – это перевод всех услуг на единый государственный портал, это требует больших финансовых вложений.

CNews: Какова численность ДИТ, его бюджет?

Игорь Иванов: Сам департамент – 8 человек. Есть подведомственные учреждения, где на сегодняшний день работает 60 человек. На 2013 год ИТ-бюджет по программе «Электронная Архангельская область» составил 52 млн рублей. На содержание учреждения в этом году было выделено 40 млн рублей. Зарплаты сотрудников не очень большие, но есть перспективы роста. Скажу больше, уже сейчас некоторые из сотрудников получили очень заманчивые предложения работы от интеграторов. Несмотря на обещанные «золотые горы», все сотрудники приняли решение остаться, потому что у нас есть возможности профессионального роста и развития. Хотя проблема переманивания у нас перспективных сотрудников есть, мы уже знаем, как ее решать, чтобы специалисты оставались в регионе. То есть перспективы роста у нас хорошие, и мы всегда рады талантливым специалистам.

CNews: Какие стратегические цели сейчас стоят перед регионом и какую роль в этом играет ИТ?

Игорь Иванов: Основная цель, которую поставил губернатор перед ДИТ, – это оптимизация работы органов власти. Мы провели ревизию бизнес-процессов. Затем провели оценку сложности функций, сколько времени уходит у сотрудника на ее выполнение. Мы смотрели, достаточно ли работник загружен. Дальше прописывали все бизнес-процессы, информационные потоки. Уже на этом этапе проявились определенные неэффективные процессы. Также мы проанализировали организационно-штатную структуру – обладает ли сотрудник тактико-техническими характеристикам, которые необходимы для его должности. Таким образом выяснилось, что многим сотрудникам изначально даются задачи, с которыми они принципиально не способны справиться. Проведенная нами работа позволила повысить эффективность работы органов исполнительной власти.

CNews: Какое отношение оптимизация имеет к ИТ и почему вы ей занимаетесь?

Игорь Иванов: Прямое. Любой объект необходимо подготовить к автоматизации. Есть хорошая фраза: «если автоматизировать хаос, то получится автоматизированный хаос». Бизнес-процессы надо оптимизировать прежде, чем их автоматизировать.

У меня есть значительный опыт в оптимизации работы системы здравоохранения. В 2007 год мы занимались автоматизаций офтальмологической поликлиники (в 2008 году Ассоциация офтальмологов признала ее организацию работы лучшей в России). Что мы там сделали? Мы взяли 3 приемных отделения и расписали бизнес-процессы, когда, кто, куда приходит, что делает. Получилось, что в одном и том же здании на разных этажах людей принимали по различным правилам. Мы организовали единый порядок приема, после которого, например, исчезли очереди в регистратуру, и автоматизировали несколько процессов. Получилось, что основную оптимизацию мы провели без информационных технологий. И сейчас, прежде чем приступать к какому-то ИТ-проекту, мы тщательно исследуем процессы. Если ИТ помогает – то хорошо, но иногда все решается более простыми путями.

Есть пример со сбором отчетности. Ежемесячно, ежеквартально со школ, с больниц, органов местного самоуправления собираются определенные документы. Одни организации присылают их в формате Excel, другие – в Word, третьи факсом. И дальше встает вопрос, сколько времени придется обрабатывать собранную информацию, сводить в единый отчет. После анализа в одном из министерств, мы выяснили, что процесс занимал 24 дня. Таким образом, только через 24 дня получалось принять определенное управленческое решение по результатам прошедшего месяца/квартала.

Перевод отчетности в электронный вид сократил время подготовки до 1 дня. Сейчас сотрудники на местах вводят данные в единую информационную систему. В ней содержатся актуальные данные, которые можно посмотреть в любой момент времени.

CNews: Что происходит после исследования бизнес-процессов министерства?

Игорь Иванов: Анализ стратегии и развития, то есть куда данная отрасль в регионе должна развиваться. У каждого министерства должны быть свои приоритеты. Когда есть цель, выстраивается план того, как этих целей достичь. После этого вырисовывается «дорожная карта», то есть действия для перехода из прежнего состояния отрасли в новое.

Но одно дело – дорожку нарисовать, другое дело – как по ней идти. Нужно поставить реперные точки и контролировать на каждом этапе, где мы находимся и в том ли направлении идем. Соответственно, для каждого проекта нами были разработаны системы контроля. Например, у нас есть заместители губернатора, которые курируют определенные министерства. Мы проанализировали, в каком состоянии показатели, над которыми они работают. Например, 4 из 5-ти показателей провалены. В нашей системе губернатор видит все показатели. Его заместители – показатели подконтрольных министерств, а министры – показатели своих подчиненных. То есть можно подробно посмотреть любой показатель, планы работ. Но главное в другом. Каждый министр и заместитель губернатора знает, что все, что они делают, находится на контроле у губернатора. И даже если, например, губернатор не заходит в систему, он на свою почту и по смс получает сообщение о том, что какой-то показатель не выполнен. Таким образом, вся эта информатизированная иерархия стимулирует работу на результат.

CNews: Система госуслуг такая же прозрачная?

Игорь Иванов: Да, похожие системы мониторинга внедрены у нас и по госуслугам. Всегда можно посмотреть, как услуги оказываются органами власти, почему оказание какой-либо услуги задержалось и так далее. Недавно нас проверяла прокуратура, в которую поступила информация, что в Архангельской области не ведется работа по информатизации госуслуг. Мы объяснили, что на едином государственном портале нас нет, но по закону мы можем иметь региональный портал и все им наглядно показали. Особенно их впечатлило, когда открыли элементы нашего центра управления электронным правительством, где подробно, до каждого специалиста, работающего с госуслугами, видно, на каком этапе выполнения находится заявка, соблюдены ли сроки ее выполнения.