Разделы

Цифровизация ИТ в госсекторе

ИКТ в госсекторе: регионы ждут новой волны

Текущий год выдался достаточно непростым в плане информатизации госсектора. Смена ИТ-парадигмы, раздвоение ИТ-вертикали – все это накладывает свой отпечаток на ситуацию в отрасли. Новую ИТ-команду встречают актуальные проблемы, тормозящие информатизацию госорганов. О том, кто и как должен их решать, каково общее ИТ-состояние сектора, чего удалось достичь к настоящему моменту и в какую сторону двигаться дальше, говорили участники конференции "ИКТ в госсекторе", организованной CNews Conferences и CNews Analytics.

Сергей Гайдамаков, директор департамента автоматизации государственных структур компании Digital Design, затронул тему расширения горизонтов СЭД. И хотя за 12 лет проблемы документооборота не поменялись, требования к системам стали другими. Современная СЭД должна поддерживать автоматизацию базовых и прикладных процессов документооборота и обеспечивать интеграцию с внешними и предметными процессами. "Если есть сложности с автоматизацией, то, возможно, ее начали не с тех процессов", - сказал представитель Digital Design.

Алексей Морозов, руководитель проектов департамента корпоративных решений "Армады", остановился на вопросе внедрения системы межведомственного взаимодействия в регионе на примере Москвы в контексте реализации требований закона 210-ФЗ и перевода госуслуг в электронный вид.

Благодаря созданию инфраструктуры межведомственного электронного взаимодействия города Москвы появилась возможность получать более 180 документов в электронном виде, не запрашивая их от заявителя, и оказывать 29 госуслуг через специализированный портал города Москвы.

В настоящее время количество зарегистрированных пользователей превышает 329 тыс. человек, оказано услуг более 296 тыс. и произведено платежей на общую сумму более 134 млн руб. В среднем в день на портал заходят 14 тыс. посетителей. Среди самых популярных услуг - запись на прием к врачу (92647), подача заявления о приеме детей в 1 класс (85731), просмотр экзаменационных работ и результатов ЕГЭ и ГИА (35639) и бронирование путевки на отдых в городском летнем лагере (23640).

Кроме того, расширяется сеть МФЦ: в начале 2012 года насчитывалось 19 центров, к концу текущего года их число увеличится до 75, а в 2013 г. их будет уже 125.

Управление ИТ-проектами

Особенности того или иного сектора, безусловно, определяют ход ИТ-проектов, схему работы и влияют на результат. Юрий Ким, руководитель проектов ГК "Проектная практика", озаглавил свой доклад "Грабли" и "пряники" управления ИТ-проектами в государственном секторе". По его словам, к сожалению, часто проекты в госсекторе идут как в замедленной съемке, мешает профессиональная бюрократия. Вместе с тем, нельзя не заметить положительных сдвигов - квалификация госслужащих растет, укрепляется и методологическое обеспечение, так, с 1 сентября вступили в силу национальные стандарты по управлению проектами, программами и портфелями проектов, утвержденные Росстандартом 22 декабря 2011г.

Конечно, в целом это позитивный момент, но оригинальное руководство по управлению PMI PM Book содержит 600 стр., а ГОСТ - только 8. В заключение он сказал, что управление проектами в госсекторе востребовано, полезно и возможно.

Общество – партнер власти

Александр Новохатский, заместитель директора ГУП КК "Центр информационных технологий", поделился опытом создания открытого правительства в Краснодарском крае. "Открытое правительство" - это принципиально новая платформа социального партнерства общества и власти, обеспечивающая высокий уровень прозрачности госвласти и свободный обмен информацией между государством и обществом, активное участие общества в подготовке и реализации решений органов власти, качество и доступность государственных услуг, гражданский контроль над органами власти и их деятельностью.

Предпосылкой для активного участия граждан в работе открытого правительства является довольно высокий уровень проникновения интернета – среди более 2 млн жителей края 43% используют интернет 1 раз в неделю или чаще.

В Краснодарском крае запущен пилотный проект по УЭК, выдано 1500 карт, с помощью которых можно авторизоваться и получить доступ ко всем информационным ресурсам. На УЭК загружено порядка 20 приложений, ее используют для идентификация граждан при обращении в МФЦ.

В рамках проекта реализуется "Открытое правительство Краснодарского края" (open.krasnodar.ru) на единой технологической платформе. Назначен курирующий вице-губернатор, что демонстрирует понимание значимости проекта со стороны власти и обеспечивает его административной поддержкой.

В заключение г-н Новохатский сказал, что они готовы делиться опытом и принимать у себя в регионе делегации по всем вопросам открытого правительства.

Электронное правительство

Леонид Кесельбренер, заместитель председателя правительства Республики Северная Осетия-Алания, поделился опытом внедрения электронного правительства на территории республики. Проект успешно развивается, 16 наиболее приоритетных госуслуг уже переведено в электронный вид, введен в эксплуатацию республиканский портал госуслуг (15.gosuslugi.ru). Структура управления проектом сформирована, действует совет по информатизации и комиссия по административной реформе. Сервисы реализуются на базе решения ТМ "Имущество" корпорации "Галактика", размещенного в ЦОД "Ростелекома", апробация производится в Министерстве государственного имущества Республики Северная Осетия - Алания и администрации города Владикавказа.

В настоящее время в республике зарегистрировано на 30% больше абонентов мобильных сетей, чем жителей, что свидетельствует о потенциальной возможности доступа к электронным госуслугам большинства населения.

Яков Гродзенский, директор по работе с государственными заказчиками Spirit DSP, зашел с практической стороны – он представил систему проведения веб-видеоконференций для электронного правительства и порталов государственных услуг. В России более 1,6 млн госслужащих, и очевидно, что совещания занимают существенную часть их рабочего времени, включая командировки и поездки по городу. Использование видеоконференций позволяет сэкономить время и сосредоточиться на работе. По мнению докладчика, система интерактивного взаимодействия должна быть составной частью ИКТ-систем электронного правительства. Причем доступ к этой системе нужен непосредственно с рабочего места сотрудника с использованием стандартных ПК, Mac, iPad с наличием стандартной видеокамеры и микрофона.

Электронные услуги

Олег Лобан, заместитель министра промышленности, инновационных и информационных технологий Рязанской области, рассказал о состоянии, основных проблемах и перспективах развития информатизации в своем регионе. Из достижений можно отметить, что создан региональный раздел единого портала госуслуг (62.gosuslugi.ru) и уже реализована 21 региональная услуга.

По распоряжению правительства РФ от 17.12.2009 № 1993-р к 01.01.2013 должны быть реализованы в электронной форме 23 государственные услуги, 11 из которых уже предоставляются через портал. Функционирует в области и своя РСМЭВ, к которой подключены 31 ОГВ, 29 ОМСУ и 286 поселений, 303 школы, 403 детсада, 88 ЛПУ.

Александр Коробов, заместитель руководителя комитета информатизации и связи Республики Коми, представил стратегию информатизации региона. В частности, было названо пять приоритетов - развитие институтов информационного общества, формирование электронного правительства и предоставление электронных госуслуг, обеспечение потребностей населения и хозяйствующих субъектов в современных услугах связи, обеспечение безопасности информационного общества и формирование и развитие инфраструктуры пространственных данных, включая обеспечение использования геопространственных ресурсов и результатов космической деятельности ОГВ РК и ОМСУ в РК.

С целью популяризации электронных госуслуг и повышения компьютерной грамотности населения в Республике Коми организовано волонтерское движение с привлечением студентов, которые помогают своим соседям и другим людям освоить базовые навыки работы с компьютером на примере госуслуг.

Социальная информатизация

Мария Лазарева, заместитель руководителя рабочей группы Общественной палаты РФ по развитию информационного общества и формированию электронного правительства в России, говорила о социальной информатизации как средстве обеспечения востребованности электронных государственных услуг.

Основной барьер на пути распространения госуслуг представляет низкая компьютерная грамотность населения, особенно в регионах. В некоторых областях это уже увидели и развернули различные программы обучения граждан основам пользования ИКТ для формирования социального заказа на информатизацию. Поддерживающую функцию выполняет и социальная реклама информатизации, которая объясняет и показывает возможности порталов госуслуг.