Разделы

ПО Цифровизация ИТ в госсекторе Импортонезависимость

Алексей Шовкун, «Информационные системы и сервисы»: Наша философия изначально строилась на использовании open source

Взаимодействие граждан и государства может стать еще более простым и удобным, уверен Алексей Шовкун, учредитель и директор компании «Информационные системы и сервисы». Его компания разрабатывает решения, которые лежат в основе цифровой трансформации госуправления. Как скоро услуга от государства будет предоставляться не за 30 дней, а мгновенно? Когда голосовые помощники станут реально полезными? Читайте в интервью CNews.

CNews: Ваша компания существует на российском рынке 12 лет. Перечислите, пожалуйста, основные вехи развития компании. Какие у компании главные продукты, кто и как ими пользуется?

Алексей Шовкун: Наша работа строится на трех принципах — веб-ориентированности, кроссплатформенности и активного применения open source продуктов в качестве платформ или, по-другому, отказ от «изобретения велосипедов». Эти принципы оказались востребованными на рынке и технологически правильными.

Хотя о политике импортозамещения в 2011 году никто не говорил, мы конкурировали, создавая решения на базе открытых технологий, с продуктами на базе платформ Oracle и Microsoft. Это стало нашим испытанием на первом этапе жизни компании. Основным конкурентным преимуществом тогда была цена решения, потому что лицензии стоили дорого.

Алексей Шовкун: В 2014 году была объявлена политика импортозамещения, мы ощутили такой спрос, о котором раньше и не мечтали

Позднее стало понятно — чтобы снижать стоимость, нужно иметь тиражные продукты, и развивать решения как продуктовая компания. Это была вторая стадия развития компании. В 2013 году у нас сформировался продуктовый портфель, и мы сосредоточились только на тех отраслях, где наши продукты были восприняты «на ура». В те годы активно шла цифровизация госсектора, и мы акцентировали внимание на рынке b2g.

В 2014 году была объявлена политика импортозамещения, и это сыграло нам на руку, мы ощутили такой спрос, о котором раньше и не мечтали. Так началась третья веха. Мы выбрали несколько новых отраслей, в которых сосредоточили свою деятельность: помимо ранее существовавших продуктов для региональной инфраструктуры электронного правительства, мы начали цифровую трансформацию отраслей сельского хозяйства, спорта и охотхозяйственной деятельности. В некоторых отраслях наши продукты заняли наибольшую долю на рынке, это был первый настоящий успех, мы стали лидерами рынка в отдельных нишах.

В 2020 году стало понятно, что от наших решений ждут гибкости, быстрых изменений, а используемые нами платформы не всегда дают возможность реагировать оперативно, без прохождения полного цикла: сбор требований — формирование техзадания — программирование — тестирование. Это привело к четвёртой вехе развития компании.

Мы решили, что будет правильным, если максимум задач в наших приложениях смогут выполнять пользователи и аналитики. Поэтому стали дорабатывать конструкторы форм, отчетов, структур данных, бизнес-процессов так, чтобы большинство изменений в наших продуктах не требовало привлечения программистов. Поэтому наши специалисты сконцентрировались на развитии платформы, а аналитики — на настройке системы для решения прикладных задач. Сейчас bpm системы, no code платформы и искусственный интеллект — это основные направления нашей работы.

И мы по праву гордимся тем, что из года в год наши продукты берут призовые места на профильных конкурсах. Например, системы, разработанные на базе «ИС.Респак», являются лидерами среди цифровых решений в сельском хозяйстве: наш заказчик — Департамент агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа занял первое место на прошлом всероссийском конкурсе проектов региональной информатизации «Проф-IT» с проектом ГИС АПК ЯНАО, а в декабре 2022 года на ComNews награду получила ведомственная информационная система Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан ГИС «ИАС Респак» АПК РБ.

«Мы продолжаем искать и привлекать талантливых специалистов»

Как изменилась работа компании после февраля 2022 года? Повлияли ли мировые события и изменения в законодательстве на выпуск новых продуктов, кадровую политику компании?

Алексей Шовкун: Максут Шадаев в недавнем интервью озвучил, что порядка 100 тысяч ИТ-специалистов покинули нашу страну. Но уехать и выключиться из экономики — не одно и тоже. Более того, правительство оперативно ввело меры господдержки на федеральном уровне, что в значительной мере нивелировало негативный эффект от санкций.

Если говорить про нас — мы продолжаем искать и привлекать талантливых специалистов. В прошлом году мы значительно увеличили штат. В 2022 году мы завершили рекордное для нас количество проектов и выпустили два новых продукта в сфере госуправления.

Все наши разработки включены в реестр отечественного ПО, так как изначально разрабатывались с использованием свободно распространяемого ПО. Поэтому технологически мы были готовы к ужесточению требований регулятора в плане импортозамещения.

Роль конкуренции велика и учитывая то, что государство сокращает расходы на национальные проекты, среди которых и цифровизация, она станет еще жестче. Более того, госсектор за счет своей стабильности в условиях санкционного давления, становится для ИТ-компаний более привлекательным. В стране много профессионалов, которые предлагают высококлассные решения.

Наши решения востребованы более чем в 40 регионах, и мы не хотим останавливаться на достигнутом. В условиях, когда, с одной стороны, сокращаются государственные расходы на цифровизацию, а с другой стороны — растет заработная плата специалистов, создающих продукт, решающим фактором станет соотношение цены и качества. Именно по этому соотношению мы являемся лидером рынка.

Как я уже говорил, еще в 2020 года была осознана необходимость создания собственной Low-code платформы. Так появился «ИС.Прометей». Решение полностью реализовано на открытом ПО и внесено в реестр отечественного ПО. Сейчас мы ведем новые разработки исключительно на базе этой платформы, и переносим на нее существующие продукты.

Какие тенденции цифровой трансформации госорганов и госструктур можно выделить?

Алексей Шовкун: В первую очередь, это решения, которое позволят упростить и ускорить рабочие процессы внутри государственных структур. Бюрократия всегда была больной точкой любой достаточно сложной организации, а плюсы от автоматизации документооборота невозможно переоценить. Особенно, когда работникам нужно обрабатывать огромное количество документов, поступающих в профильные ведомства.

При этом интересно наблюдать, как меняется отношение людей внутри организаций к внедрению цифровых систем — от сдержанного скепсиса вначале до страстного энтузиазма в конце. Ощутив все плюсы нового ПО, руководители сами инициируют разработку того или иного модуля, чтобы оптимизировать трудозатратные процессы. Мы приветствуем такие изменения, тем более что такая трансформация продиктована временем.

Например, еще 10 лет назад ЕПГУ лишь немного упрощал взаимодействие граждан с государством и часто все же требовалось личное посещение МФЦ. Сейчас функциональность ЕПГУ расширилась настолько, что большинство задач гражданин может решить, не покидая своего дома. И это стало возможным в том числе благодаря автоматизации механизмов взаимодействия с гражданином и развития системы межведомственного электронного взаимодействия. Следующий этап развития — значительное ускорение обработки обращений граждан, чтобы новым стандартом времени работы с обращениями граждан стали не 30 дней, а моментальное предоставление услуги.

И регионам, чтобы не отставать от федеральных органов власти, нужны столь же эффективные инструменты. Собственно, мы и занимаемся их разработкой.

Например, наша «ИС.Грата» автоматизирует процесс получения мер государственной поддержки. Актуальность массовой поддержки бизнеса стала очевидна еще в 2020 году при жестких ковидных ограничениях. На текущий момент количество организаций, которые могут воспользоваться грантами и иными финансовыми мерами поддержки ориентировочно достигает 60 тысяч, и очень важно сделать сервис, позволяющий упростить взаимодействие в получении этой поддержки. Любая мера поддержки направлена на стимулирование деловой активности субъекта, а значит на рост нашего ВВП.

Особая категория — это продукты, нацеленные на упрощение повседневной жизни граждан. Например, возьмем нашу «ИС.Арена». Изначально мы старались автоматизировать деятельность ведомств физической культуры и спорта, сделать продукт полезным и удобным для сотрудников отрасли. Но в прошлом году поняли, что этого недостаточно. Нужно делать продукт удобным и для простых граждан. Так появилось мобильное приложение, позволяющее любому пользователю увидеть не только актуальные спортивные новости региона, но все спортивные секции или школы, ознакомиться с списком тренеров, и записать себя или своего ребенка в нужную секцию буквально за минуту. От этого выигрывают все: граждане получают достоверную информацию о возможности заниматься разными видами спорта, а ведомства могу оперативно, так сказать, в режиме реального времени, оказывать услуги.

Не следует забывать и про искусственный интеллект. Конечно, автоматизированные системы с его применением весьма дороги в разработке, из-за чего о массовом их применении в каждой структуре говорить не приходится, да оно и не нужно. Но по тем направлениям, где очевидна экономическая или социальная выгода от применения ИИ, регионы также проявляют свой интерес. Одним из таких направлений, например, является эффективное управление транспортными потоками, где оперативность реагирования на постоянно меняющуюся дорожную обстановку является критичным показателем. Проблема пробок имеет пагубное влияние на экономику и ее решение в том числе при помощи систем машинного обучения способно сэкономить куда большие деньги. При этом не стоит забывать о других возможностях развития подобных программ.

Например, если система будет сама отслеживать дорожно-транспортные происшествия, определять их серьезность, сообщать о них в соответствующие службы, а еще лучше — простроит оптимальный маршрут для медиков и спасателей и перенаправит пассажирские потоки, чтобы разгрузить соответствующие улицы и сделает это за доли секунды, то будут выиграны спасительные для чьей-то жизни минуты. И это будущее, к которому мы идем.

«Если совсем простыми словами объяснить, как работает «Прометей», то на ум приходит сравнение с 3D-принтером»

CNews: Вы упоминали разработанную low-code платформу «ИС.Прометей». Можете подробнее рассказать о ней?

Алексей Шовкун: В 2020 году, когда мы оказались запертыми дома из-за пандемии, у всех возникла острая проблема: как продолжить работать, оказывать услуги? Бизнес-процессы требовали серьезных изменений. Это было время стремительного роста количества задач, подлежащих оцифровке со сроком исполнения «вчера».

Понимая требования этого времени, в том числе и применительно к своим бизнес-процессам, появилось ощущение, что нужен новый подход, новый инструмент, позволяющий автоматизировать бизнес-процесс в максимально сжатые сроки. С этой мыслью мы приступили к созданию платформы «ИС.Прометей».

Если совсем простыми словами объяснить, как работает «Прометей», то на ум приходит сравнение с 3D-принтером, только для создания информационных систем.

Как обычно строится бизнес-процесс? Сначала на бумаге схематически рисует последовательность действий: что нужно сделать, чтобы добраться из точки А в точку В. Потом к работе подключаются программисты, которые автоматизируют эту последовательность.

Мы подумали, а почему нельзя делать все сразу? Вы рисуете блок. Этот блок уже связан с экранной формой для заполнения. А форма связана с базовым кодом. Таким образом, за одно движение выполняется три действия одновременно:

  1. Построение схемы бизнес-процесса.
  2. Базовая настройка экранных форм.
  3. Базовое программирование стандартного взаимодействия экранных форм.

Программист подключается на сложных, нестандартных участках взаимодействия. Но все равно, объем времени, требующегося для привлечения специалиста, в разы меньше, чем при стандартном подходе. Идет сокращение сроков создания системы, требуется привлекать меньшее количество специалистов, меньше ошибок из-за использования типовых решений. А при необходимости работа может быть выполнена обычным пользователем системы с базовыми знаниями компьютера. Более того, система позволяет копировать ранние удачные бизнес-процессы в качестве основы для новых. Вам остается только поменять содержание, название блоков, и за полдня вы запускаете полностью рабочий бизнес-процесс под новую задачу.

С технической точки зрения, платформа создана на базе программных продуктов с открытым исходным кодом. Благодаря встроенным компонентам обеспечивается проектирование, создание и корректировка процессов в режиме реального времени без вмешательства в код. Это делает ее максимально простой и эффективной для пользователей, не обладающих навыками программирования.

«Прометей» может использоваться для автоматизации различных отраслей, при этом приложения и сервисы, созданные на базе платформы, могут функционировать в различных информационных средах.

Простота и эффективность системы базируется на следующих модулях.

Модуль «Дизайнер бизнес-процесса» позволяет осуществить визуальное моделирование процесса в нотации BPMN, сформировать взаимосвязи процессов между собой, алгоритмы их отработки. Модуль «Конструктор данных» проектирует и создает структуру данных будущей системы, а «Дизайнер экранных форм» формирует макеты печатных форм, заявлений, представление данных от внешних систем.

В платформу встроены механизмы интеграций, которые позволяют быстро настраивать взаимодействие между приложениями и информационными системами.

В «Прометее» предусмотрены механизмы бизнес-аналитики, будь то настройка виджетов, дашбордов или особых, пользовательских, аналитических отчетов. Также реализована поддержка принятия решения на основе заданных и описанных правил.

Так вкратце работает наш продукт.

CNews: Важнейшая роль в дальнейшей цифровизации госорганов отводится разработкам на платформе «ГосТех». Ваши продукты могут быть использованы и запущены на ней?

Алексей Шовкун: Серьезным достижением команды Минцифры РФ стало формирование концепции облачной платформы «ГосТех». Еще в конце прошлого года правительство утвердило Положение по ее созданию, а с начала этого года начался постепенный перевод ведомственных систем на платформу. Сейчас со стороны правительства идет активная проработка нормативно-правовой базы для эффективной эксплуатации платформы. Платформа «ГосТех» вскоре станет основным инструментом цифровой трансформации, внедрение которой будет также сопровождаться трансформацией процессов, стандартов, нормативно-правовых актов, а также культуры и компетенций в сфере информационных технологий на государственном уровне.

Учитывая целесообразность и неизбежность запуска «ГосТех», мы заранее начали процесс подготовки наших продуктов для работы на платформе. Весь наш технологический стэк поддерживается платформой, мы готовы уже сейчас осуществить перенос наших продуктов на «ГосТех», в том числе и за счет собственных инвестиций.

«Все, с чем так или иначе взаимодействует человек, можно автоматизировать, оптимизировать, улучшить»

CNews: За счет чего в 2023 году планирует развиваться компания? Какие направления будут усилены?

Алексей Шовкун: Все, с чем так или иначе взаимодействует человек, можно автоматизировать, оптимизировать, улучшить.

Главной точкой роста являются регионы, которые далеко не одинаково включились в процесс цифровой трансформации. Здесь есть и свои лидеры, и свои отстающие. И дело не только в финансовых возможностях. Если посмотреть на рейтинг цифровой трансформации, то мы увидим среди лидеров ХМАО, Белгород, Татарстан, Тула, Челябинск , а Москва в середине списка. У каждого региона есть свои особенности, и некоторые из них объективно влияют на скорость цифровизации. Поэтому и степень цифровой зрелости регионов разительно отличается.

Еще одним направлением в развитии цифровых технологий является расширение функциональности уже существующих сервисов. Тренд на улучшение действующих решений мы можем видеть на примере развития ЕПГУ, когда хорошо работающая система становится быстрее, проще, эффективней. Сейчас две трети россиян, а это порядка ста миллионов человек, пользуются порталом госуслуг. Привыкнув к удобству взаимодействия с государством в одном сервисе, люди начнут ожидать такой же простоты и во всех других. Они сами начнут выявлять и указывать на слабые места, способствуя поэтапному развитию работающих цифровых систем.

Одним же из самых интересных в плане масштабности направлением является цифровизация межгосударственного взаимодействия. Как бы ни хотели наши западные «партнеры», Россия не находится в изоляции, а, наоборот, ведет активное торговое сотрудничество с половиной мира. При этом нынешние и будущие транспортные потоки требуют все того же эффективного управления.

И если еще в 2021 году главной проблемой, которую решала бы цифровизация в этой сфере, было увеличение скорости и объемов торговли, то теперь не менее важной проблемой является экономическая безопасность участников рынка. Как показала практика, только свои суверенные программные решения могут обеспечить устойчивое развитие в любых условиях, особенно враждебных. Поэтому данное направление актуально как никогда.

При этом, прямо сейчас активно продолжается цифровизация процессов внутри ЕАЭС, развивая торгово-экономическую интеграцию его участников. Да, там есть свои сложности, связанные с политикой, но с технической точки зрения никаких препятствий для реализации современной цифровой интеграции нет.

Мы входим в рабочую группу по реализации проекта «Создание информационно-коммуникационной «витрины» национальных сервисов экосистемы цифровых транспортных коридоров ЕАЭС». Такие комплексные проекты являются локомотивами развития для всех его участников как на уровне государств, так и на уровне компаний, и мы гордимся, что лично нам удалось внести свой вклад в развитие такой важной для страны программы. Мы реально меняем мир к лучшему.

«ИТ-сфере остро не хватает людей, которые способны выполнять аналитическую и творческую работу»

CNews: Чего ИТ-разработчикам стоит ожидать от 2023 года?

Алексей Шовкун: Год будет сложным, но с учетом наработанного опыта, не столь изматывающим.

Дефицит работников ИТ-сферы сохранится, это касается в первую очередь высококвалифицированных специалистов. Тренд сохранится даже при ускорении обучении специалистов, и ближайшие годы борьба за профессионалов будет идти рублем. Ожидаем рост вознаграждения на 15-20% в год в зависимости от специализации.

Помимо программистов, ИТ-сфере остро не хватает людей, которые способны выполнять аналитическую и творческую работу. Прогноз экспертов не утешителен: к 2025 дефицит достигнет 10 млн человек, и что делать с этим пока не понятно. Умение задавать вопросы, любопытство и внимательность к деталям по большей части врожденные качества, а «эпоха гугла» не способствует их развитию.

В этом году к переводу на «ГосТех» планируется подключить 11 пилотных регионов. Новосибирская область, где мы базируемся, в этом списке. Так что мы одни из первых увидим этот процесс в действии. Задумка надо сказать отличная. Создание единой цифровой платформы государства позволит не только увеличить скорость разработки цифровых сервисов, но и вывести сервисы на новый уровень клиентского опыта. По сути, берем лучшие решения, и на базе этих решений дальше развиваем продукты. Это экономит в первую очередь время. Быстрее, лучше и безопаснее — я бы так сформулировал девиз «ГосТеха». Кроме того, два наших сервиса — господдержка АПК и спорт — в списке для размещения. Так что мы заинтересованы в эффективном внедрении «ГосТеха».

Оптимизация госуслуг будет продолжаться, даже больше, ускоряться. Власти решительно настроены на сокращение количества дней, за которые оказываются госуслуги. Михаил Мишустин еще весной 2022 года подписал «Концепцию предоставления услуг 24/7». Она предполагает, что заявитель в удобное для него время в режиме двадцать четыре часа, семь дней в неделю смогут обратиться за предоставлением услуги через удобные, быстродействующие, интуитивно понятные цифровые сервисы в один клик. И результат предоставления услуги поступает также в режиме 24/7. И это правильно. У нас уже есть базы данных о всех жителях России, налоговая служба — сама продвинутый и цифровизированный госорган в стране. Она все знает о нас. Дело остается за малым: улучшить взаимодействия между ведомствами и развивать проактивный подход к предоставлению услуги.

Также есть сильных тренд на использование голосовых ассистентов в решении различных задач: от каких-то бытовых задач, например, переключить ТВ-канал, рассказать о погоде или курсах валют, прочитать новости, заказать еду и т.д., до использования голосовых помощников при оказании госуслуг. Думаю, что через пару лет, умные устройства от Вконтакте «Маруся» и Яндекса «Алиса» смогут подобрать школу, записать в спортивную секцию, проверить наличие льгот, не говоря уже про вызов врача в случае плохого самочувствия. Это в первую очередь будет удобным для людей, имеющих какие-то ограничения. Они сами, без посторонней помощи, смогут удовлетворить свои нужды. Это полное и эффективное вовлечение и включение в общество, чего им сейчас зачастую не хватает.

Так что ИТ-разработчикам есть чем заняться в ближайшем будущем.

erid:Pb3XmBtzt3UQ2Re9vCJfRczHqrFa4JWibQU12vUРекламодатель: Общество с ограниченной ответственностью «Информационные системы и сервисы»ИНН/ОГРН: 5406604620/1165476078470Сайт: www.isands.ru