Порталы по госзакупкам: только закона мало
В настоящее время существуют федеральный и множество региональных сайтов по госзакупкам. На законодательном уровне были определены требования к их содержанию, однако, как показывает практика, для действительной "прозрачности и открытости" информации, их недостаточно. Более того, создание порталов госзакупок только на формальном соблюдении закона приводит к тому, что учитываются лишь интересы заказчиков, а сами сайты в результате оказываются совершенно неудобными для поставщиков. Что же вызывает проблемы и как этого избежать?За редким исключением на сегодняшний день все государства мира раскрывают значительные объемы информации о своей деятельности для бизнеса и граждан. Это касается как общих данных о деятельности государственных органов - таких как новости, анонсы и контакты, так и информации более специализированной, например, государственные закупки.
В России, со времени принятия нынешнего основного закона по госзакупкам, 94-ФЗ, прошло уже 3 года, и все это время страна живет по совершенно иным правилам доступности информации. Закон не только потребовал бесплатности и публичности ее размещения в интернете, но и четко определил требования по составу публично размещаемой информации. За это время практически во всех регионах успели появиться сайты по государственным закупкам, был дважды создан федеральный портал, информация о заказах появилась на интернет-страницах многих муниципалитетов. В последних изменениях 218-ФЗ озвучено грядущее появление единого портала госзакупок.
Однако фактически существующих законодательных требований к содержанию для действительной прозрачности недостаточно. Проблемой является то, что в большинстве случаев при автоматизации закупок решаются задачи заказчиков по соблюдению требований 94-ФЗ и других нормативных постановлений, а интересы поставщиков остаются за бортом. Форма представления информации, сознательно ли, или по недосмотру и недостаточному вниманию оказывается такой, что доступ к информации затруднен, несмотря на ее фактическое наличие.
Буква закона
Ситуация, когда разработчики и инициаторы создания информационных систем стараются избегать всего, что не описано в законе формально, – является весьма распространенной, но, к сожалению, законы описывают не все и важно не забывать про здравый смысл. Так, например, в законе нет требования по размещению информационных карточек заказчиков - и они отсутствуют в конечной системе. В законе не написано про наличие уникальных ссылок на закупки – в итоге их нет.
Более того, в законе отсутствуют требования по поиску, навигации и даже форме публикации информации, что дает возможность людям, ответственным за выбор и создание систем, доводить их техническое несовершенство абсурда.
Даже сугубо формальное понимание законов разное – оно может быть как связанным с отсутствием опыта по созданию ИС, так и осознанным, направленным на ограничение доступности информации. Вроде бы все, что требуется по закону, соблюдено, а проще и удобнее потенциальным потребителям информации от этого не становится.
А ведь в российском законодательстве в принципе отсутствуют многие понятия, находящиеся на уровне здравого смысла. Так, например, там нет расшифровки слов "сайт", "браузер", "скачивание", "html" и "http".
Так, можно сделать систему закупок где они все бы находились в одном большом zip. файле который бы ежедневно пополнялся и был доступен при первом же обращении к официальному сайту, а внутри файла были бы все извещения, документация и протоколы в виде отсканированных TIF файлов, и такая система полностью бы соответствовала закону. Информация, требуемая по закону, есть? Есть. Публикуется своевременно? А то как же. На официальном сайте? Безусловно. Но кому нужна такая система?
Данный пример не является выдуманным. В России есть как минимум один регион, где закупки и по сей день публикуются в виде ежедневных ZIP архивов со всеми документами по закупкам за этот день. Формально законы соблюдаются, но найти что бы то ни было там крайне сложно.
Проблемы поставщиков
Проблема участия поставщиков в госзакупках - это отнюдь не только вопрос коррупции. Не менее остро стоит и другой вопрос – доступности информации. Да, законом определяются требования к содержанию публично раскрываемых данных, к тому, что именно должно раскрываться в извещениях о госзакупках. Тем самым он отвечает на вопрос, "что" должно публиковаться в информации о госзакупках, но не говорит, "как".
Типовые примеры проблем с доступом у поставщиков к информации
Тип | Возможные виды проблем |
Поиск | отсутствует поиск по закупкам |
поиск присутствует, но не поддерживает русской морфологии | |
поиск не содержит возможностей искать по типам закупок, заказчикам, тематике закупки | |
Форма публикации информации | отсутствует уникальная ссылка для отдельной закупки. Зачастую закупки публикуются в виде списка, отсутствует возможность сохранить выбранную закупку в закладки и вернуться к ней позже, не прибегая к поиску по сайту |
информация о закупке "разорвана" между страницей списка закупок и страницей просмотра отдельной закупки. Фактически это означает что сохранив ссылку на закупку в закладках, поставщик не может быть уверен что она содержит всю необходимую ему информацию, так как часть информации может оставаться в списке | |
разделение описания закупки на множество подстраниц по каждому лоту без явной в этом необходимости | |
размещение документов по закупке отдельно от извещения и изменений | |
отсутствуют уникальные ссылки карточек организаций и возможность просмотра информации – закупок, контрактов по конкретной организации | |
Отслеживание новых и измененных заказов | на подавляющем большинстве сайтов отсутствует возможность отслеживать изменения по отдельной закупке |
слабо или недостаточно поддерживается возможность подписки поставщика на новые заказы | |
Требования к ПО | не поддерживается работа в браузерах Opera и Firefox |
документы публикуются в редких или непереносимых форматах файлов– OOXML, EXE файлы | |
Связанность информации | отсутствие активных ссылок связи контрактов и закупок |
Источник: CNews Analytics, 2008
Увы, систем госзакупок, где отсутствует хотя бы часть из вышеописанных проблем, совсем немного. Более того, зачастую при замене существующих систем на новые ситуация лишь усугубляется и жизнь поставщиков усложняется.
В этом плане показательна и новая версия федерального сайта по закупкам zakupki.gov.ru, поскольку там встречается подавляющее число проблем. Однако не стоит полагать, что он единственный такой в своем роде.
Удобство пользования
Информационные карточки заказчиков. Несмотря на то, что в законодательстве по государственным закупкам именно закупки являются ключевой информацией и требования по раскрытию информации предъявляются именно им, тем не менее, было бы неверно полагать, что других информационных объектов там нет. Каждая закупка всегда связана, как минимум, с одной организацией – государственным заказчиком, объявившим ее. Помимо этого, с ней могут быть связаны и специализированная компания, проводившая закупку, и поставщик-победитель по ней.
Как видно, организация-участник закупочных процедур является практически независимым информационным объектом и, более того, внутри большинства систем государственных закупок такие компании ведутся отдельно – это облегчает сбор статистики и процедуру публикации. Однако когда дело доходит до публикации в открытом доступе, посмотреть отдельно карточку организации и закупки, связанные только ней, возможности нет.
Зачем это нужно поставщику? Многие организации-поставщики заранее знают если не всех, то многих своих потенциальных заказчиков. Даже если веб-сайт позволяет искать по закупкам с учетом названия организации заказчика, тем не менее, для этого приходится производить гораздо больше действий, чем если бы открыть страницы интересующих заказчиков из закладок и просматривать только их закупки.
Такая ситуация характерна, в первую очередь, для федерального сайта zakupki.gov.ru, а также для подавляющего большинства региональных сайтов. Где-то карточки заказчиков есть, но на них нет ссылки из карточек закупок, где-то есть эти карточки только справочные и на них нельзя посмотреть информацию о закупках данного заказчика.
Поиск с учетом русского языка. Практически во всех государственных проектах в требованиях документации указывается на необходимость соответствия лингвистическим требованиям. Однако на практике эти требования сводятся к необходимости наличия у системы интерфейса на русском языке, а поиске морфология русского языка или хотя бы стэмминг (отделение окончаний от корня слова) реализуются далеко не всегда.