Разделы

Бизнес Цифровизация ИТ в госсекторе

Порталы по госзакупкам: только закона мало

В настоящее время существуют федеральный и множество региональных сайтов по госзакупкам. На законодательном уровне были определены требования к их содержанию, однако, как показывает практика, для действительной "прозрачности и открытости" информации, их недостаточно. Более того, создание порталов госзакупок только на формальном соблюдении закона приводит к тому, что учитываются лишь интересы заказчиков, а сами сайты в результате оказываются совершенно неудобными для поставщиков. Что же вызывает проблемы и как этого избежать?

Сейчас одна из основных проблем поставщиков – это поиск новой информации. Поиск без поддержки словоформ приводит к тому, что поставщики вынуждены искать по отдельным формам слов.

Подписки и информирование пользователей. Ежедневно в России на федеральном уровне проводится не менее 1500 новых закупок, а в совокупности с регионами и муниципалитетами – эту цифру можно смело утроить. Искать новую информацию в подобном объеме непросто, особенно если учесть, что не все ищут новые закупки - многих поставщиков интересуют и результаты прошедших, в которых они участвовали. Тем не менее, столь востребованная поставщиками возможность как подписка на вновь публикуемые заказы является скорее редкостью, чем правилом среди информационных систем. Несмотря на то, что она присутствовала и по сей работает на региональных сайтах закупок, основанных на ПО, бесплатно раздаваемом МЭРиТ в 2006-2007 годах, в новой версии федерального сайта и на большинстве региональных можно увидеть обратную картину - подписки на новую информацию отсутствуют.

Открытость и доступность?

Роль связности информации. Связность информации является одним из понятий о информации и формах ее представления, определяющих ее качество. Связность – это форма отображения совокупности информационных объектов, допускающих кросс навигацию между ними. В частности, она подразумевает наличие более одного способа навигации для достижения нужного информационного объекта.

Говоря о закупках, мы имеем дело такими информационными объектами как закупка, организация, документ, запись регионального справочника, запись тематического справочника и еще рядом объектов, имеющих меньшее значение. Обеспечение их связности – это создание возможности просмотра любого из них и в его контексте возможность перехода на иные связанные объекты. Даже если модели поведения пользователей на веб-ресурсе известны не всегда, именно обеспечение связности данных позволяет автоматически решить, по меньшей мере, часть их проблем.

Так, например, просмотр организации отдельно дает возможность не только узнать информацию о ней, но и увидеть проводимые или организуемые ей закупки. В свою очередь, просмотр записей регионального справочника (КЛАДР или ОКАТО) позволяет увидеть списки организаций и закупок, опубликованных в контексте данного региона. Просмотр закупок должен предоставлять не только названия организаций, но и ссылки на них, равно как и ссылки на записи в справочниках регионов и тематического классификатора.

Однако на подавляющем большинстве ресурсов связность информации не обеспечивается. Отсутствует она и на zakupki.gov.ru: несмотря на то, что заказчики при публикации вводят информацию о своих организациях и при этом существуют связи закупок с тематическими и региональными классификаторами, ничего этого увидеть нельзя. Ни регионы, ни организации, ни тематический классификаторы не выделены в отдельные информационные объекты, пригодные для кросс-навигации.

Разорванность информации. Есть такое понятие как "информационная целостность" – это когда информацию о информационном объекте, сущности и тп. можно просмотреть в полностью и в оригинальном объеме.

Как происходит разрыв информации? Когда мы смотрим список закупок мы можем увидеть в нем цену, но когда мы открываем выбранную закупку то цены мы не увидим. Это связано с тем, что цена разделена по различным лотам, просмотреть которые можно только совершив не менее двух действий: выбрав список лотов и затем конкретный лот.

На самом деле, информация о лоте умещается на 3-4 строках, да и самих лотов не так много – все это можно спокойно уместить на одной странице. Нет существенной необходимости и в выделении документов в отдельный раздел. Однако в данной ситуации пользователь вынужден совершать лишние действия, чтобы найти нужный лот, а потом реквизиты заказчика. Здесь еще большое значение имеет технология: навигация с использованием Ajax была бы почти моментальной, но в текущей реализации – это лишняя нагрузка на оборудование.

Блокировка работы внешних поисковых систем. Один из наиболее верных способов обеспечить недоступность информации – закрыть ее от поисковых систем, не предоставив собственного поискового механизма сравнимого качества. Это можно сделать, например, указав соответствующие блокировки в файле robots.txt (чьи инструкции используются поисковыми системами как запретительные и что никак нельзя сделать случайно), выбрав непригодную для индексирования навигацию по сайту или непродуманную информационную архитектуру решения.

Случаи блокировки поисковых систем на публичных государственных ресурсах вызывают исключительное удивление. Поисковые системы обеспечивают доступность информации конечным пользователям, возможность ее найти даже в тех случаях, когда механизмы самого сайта недостаточно гибки или продуманы.

Так, например, на портале zakupki.gov.ru присутствует именно второй способ ограничения индексирования. Все ссылки на закупки, навигация между разорванными ее частями сделаны таким образом, что поисковые системы не могут и не смогут по ним переходить. В ряде региональных систем их индексирование заблокировано на уровне robots.txt, что ни в коем случае нельзя сделать случайно.

Отнюдь не ново

Вышеперечисленные проблемы подачи информации специфичны для госзакупок, но на самом деле являются довольно частыми и типовыми. Они не новы пользователям, и государственные органы и любые иные организации не впервые сталкиваются с необходимостью обеспечения удобства и полноты доступности информации конечным потребителям.

В большинстве случаев публикация информации может быть разделена на типовые задачи, у которых уже есть типовые решения, или типовые подходы к решениям.

Так, уже длительное время существует такое понятие как информационная архитектура –совокупность методов и приемов структурирования информации (знаний или данных). Чаще всего термин "информационная архитектура" используется в веб-разработке, но иногда он может быть применен, например, в контексте программирования в целом. Понятие информационной архитектуры уже много лет присутствует в требованиях и рекомендациях к государственным веб-ресурсам США. В России также есть схожие инициативы. В премии информационной открытости Рунета-2008 не так давно появился документ проекта технического регламента с описанием многих важных понятий с точки зрения дизайна, юзабилити и рекомендаций по построению государственных сайтов. Помимо этого, в силу специфики, для по госзакупкам существуют требования не только по дизайну и юзабилити, но и по форме подачи информации.

Акцент существующего законодательства на том "что", а не "как" должно публиковаться государством, отсутствие четких определений технических средств и подходу к размещению информации в интернете, а также требований к раскрытию информации - все это приводит к тому, что формальное соблюдение закона побеждает над здравым смыслом.

В итоге наблюдается ситуация, когда "прозрачность и открытость", озвучиваемая чиновниками, не находит своего отражения в информационных системах, которые призваны ее обеспечивать.

С 2010 года в России планируется создание единого сайта по государственным закупкам, который предполагает объединить в себе всю информацию о региональных, федеральных и муниципальных заказах и остаться единственным официальным сайтом по госзакупкам в РФ.

Хочется верить, что этот сайт будет удобнее того федерального сайта, который есть сейчас, поставщики, для которых он создается, смогут им пользоваться, а раскрытие информации государством будет не ограничиваться, а лишь расширяться. Однако пока эта вера ничем не подкреплена и приходится признавать, что вместо работы над качеством раскрытия информации можно видеть создание новых систем, открытость которых, как кажется, отнюдь не является основным приоритетом.

Аркадий Краузе