Разделы

Цифровизация ИТ в госсекторе

От модернизации системы Казначейства к Электронному бюджету России

Первый заместитель министра финансов России Татьяна Нестеренко рассказала CNews о крупнейшем проекте модернизации Федерального казначейства (ФК) и о следующем этапе информатизации – создании системы «Электронный бюджет».

CNews: Межведомственное взаимодействие сейчас – это, наверное, основная проблема в реализации крупных проектов в сфере информационных технологий. Как вы считаете, для ее решения достаточно ресурса правительственной Комиссии по информатизации? Или, как в некоторых странах, возможно, нужен какой-то постоянно действующий орган с определенными полномочиями, который выполнял бы роль федерального «директора по информационным технологиям»?

Татьяна Нестеренко: Комиссия нужна, но я хотела бы видеть более существенную роль Министерства связи и коммуникаций в этом направлении. Подготовка всех решений в этой сфере должна быть, конечно, сконцентрирована в руках тех людей, которые формируют и реализуют политику в сфере ИТ, а этим занимается Минкомсвязь. Конечно, можно создать и отдельный орган, но я считаю, что лучше усилить роль Минкомсвязи компетенциями и, при необходимости, ресурсами.

В этой связи нужно понимать усложнение системы управления государством. Если на заре организованного общества определенные решения принимало народное вече, потом управление усложнялось, создавались министерства. Затем шла их информатизация – сначала внутри, затем и между ведомствами. А теперь система управления выходит за пределы правительства и становится доступной гражданам. И очень важно понимать, что во всех процессах информационные решения будут играть важнейшую роль. Мир идет в этом направлении, и мы либо отстанем, либо будем следовать тренду.

CNews: Какую задачу будет выполнять «Электронный бюджет» при оказании государственных и муниципальных услуг?

Татьяна Нестеренко: Если говорить об «Электронном бюджете», то его сопровождает ГИС ГМП (Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах). Она является его частью и связана с оказанием услуг системой. В ГИС ГМП как раз отражаются все начисления и уплата доходов, в ней можно найти информацию об оказании услуг и о фактах оплаты.


Татьяна Нестеренко: Создание системы ведения этих справочников – самая сложная задача. У нас так тяжело продвигается развитие электронных госуслуг, потому что нет систематизации информации

Пока еще остается много проблем. Вы знаете, что в прошлом году они были в Москве в связи со штрафами ГИБДД, когда в системе не находилась информация о фактах оплаты, и штрафы продолжали числиться за водителями. Но сейчас, после введения идентификаторов начисления платежа, ситуация, я думаю, нормализовалась.

В дальнейшем мы планируем развивать систему в этом направлении, создать так называемый реестр платежей – информационный ресурс, которым будут пользоваться в том числе и граждане для более простого получения услуг в различных жизненных ситуациях. Система в зависимости от запроса сможет сразу предоставлять все необходимые платежные документы с заполненными полями реквизитов платежа. Этот платежный документ после подтверждения банком перевода будет храниться в информационных системах.

CNews: В конце прошлого года была запущена тестовая версия портала «Электронного бюджета». Когда портал будет запущен официально?

Татьяна Нестеренко: По графику мы планируем запустить его в 2014 году. Мы получили в тестовой версии все необходимые, на наш взгляд, замечания сообщества и рынка, и сейчас дорабатываем портал с учетом поступивших предложений.

CNews: Вы говорили о том, что нужно «оцифровать мир», имея в виду объекты, которые становятся частью ваших крупных информационных систем. Насколько вы удовлетворены информационными системами самого Министерства финансов сегодня, какие из них используете лично?

Татьяна Нестеренко: В целом в информатизации министерства все в порядке. Мы серьезно изменили состояние наших информационных ресурсов. У нас было 400 алгоритмов и программ. После сокращения и интеграции осталось около 200, а должно остаться всего 100. Мы делаем их базовыми, гибкими, чтобы ими могли пользоваться все.

В наших планах информатизации есть и развитие внутренних минфиновских порталов. Для меня лично там содержится вполне достаточно информации. Наши бизнес-процессы – составление росписи бюджета, подписание документов – ведутся в электронном виде. А еще буквально четыре года назад ежедневно мне приносили по несколько пачек бумаг с изменениями в бюджетную роспись. Сейчас я смотрю документы пока еду в машине – делаю это буквально одним кликом.

Я, конечно же, как куратор информационных систем следую прогрессу: получаю новости через социальные сети, пользуюсь Twitter, Instagram. Хотя сама не пишу, но я живу в этой среде. Вместе с тем я лучше воспринимаю информацию на бумаге. Это вопрос психологии. Хотя у нас все документы в электроном виде, но для работы я всегда прошу вывести документы на печать. Мне нужно с ручкой в руках посидеть над документом, изучить его, сделать замечания, хотя, конечно, есть возможность сделать это прямо на iPad. Я так легче воспринимаю информацию. Но многие наши сотрудники, уже вообще не могут работать с бумажными документами.

Наверное, есть к чему еще стремиться. Еще раз повторю, что у каждого человека свои потребности. Кто-то, например, предпочитает лично встречаться с людьми, а другой может сказать: «Надо же такое придумать, а где ваши информационные технологии?» и предложит провести видеоконференцию.