Разделы

Бизнес Цифровизация Инфраструктура Бизнес-приложения ИТ в госсекторе Внедрения

ИТ в госсекторе: как завести е-госуслуги

Переход к предоставлению гражданам государственных услуг в электронном виде требует от правительственных ведомств решить ряд проблем как организационного, так и технического характера, используя предложения поставщиков ИТ-услуг и успешный опыт руководителей из разных регионов страны. Перспективы электронного взаимодействия государства с гражданами обсуждались на состоявшемся 25 марта 2010 г. круглом столе "ИКТ в госсекторе: актуальные потребности", организованном CNews Conferences и CNews Analytics.

Дмитрий Каплунов: Использование ИТ-бюджетов в госсекторе стало более рациональным

На вопросы CNews ответил Дмитрий Каплунов, директор по развитию бизнеса компании АСБК.

CNews: Какие ИТ-инициативы являются для госструктур ключевыми в настоящее время?

Дмитрий Каплунов: Наиболее адекватными сегодняшнему дню представляются инициативы, связанные с выходом госорганов в интернет. С налаживанием не номинального, а фактического их присутствия в "паутине".

Госструктуры все активнее используют возможности, которые предоставляют интернет-технологии; посмотрите, заработал портал Госуслуги, на сайте Федеральной службы судебных приставов доступен сервис информирования о задолженности в рамках исполнительного производства, стал абсолютно привычным в обыденной жизни всем нам хорошо известный сайт Госзакупки, развиваются иные интернет-инициативы федеральных и муниципальных органов. Государство наконец-то смогло преодолеть собственное недоверие к Сети и стало находить ей эффективное и здравое применение.

Ведь сейчас фактически все действующие сайты госорганов – это визитные карточки с лентой новостей и подборкой нормативных документов. Но очевидно, что будущее за развитием, за качественным переходом на иной уровень общения с гражданами.

Также нельзя не обратить внимания и на стремление госорганов к построению собственных ИТ-систем на базе платформ и продуктов, разработанных представителями open source-сообщества. Все чаще при выборе программного обеспечения предпочтение отдается поставщикам решений с открытым исходным кодом.

CNews: Отмечаются ли какие-либо изменения в подходах госсектора к ИТ-проектам?

Дмитрий Каплунов: В свете общемировой экономической ситуации последних лет основные трансформации в российском госсекторе, как и в остальных сферах экономики, касались не столько изменения подходов к ИТ-проектам, сколько более рационального использования ИТ-бюджетов. Стали более взвешенными суммы, сами тематики проектов. Необходимость "ужаться" заставила повысить качество требований к проектам. Надеюсь, что не покажусь высокопарным, если сравню этот процесс с огранкой "алмазов" идей, превращением их в "бриллианты".

CNews: Как изменился спрос на ИТ-решения и услуги со стороны госзаказчиков?

Дмитрий Каплунов: Как я и сказал ранее, спрос ужался, но в большей степени это пошло рынку на пользу. В докризисные годы рынок госзаказа был "перегрет". Сокращение же бюджетов позволило госзаказчику взять передышку, спокойно осмотреться и понять, что наиболее актуально для него, какие инициативы перспективны, какие не оправдывают себя и могут быть смело отвергнуты.

Одновременно с этим закупки продолжают укрупняться. Стало заметно движение к централизованному заказу основных решений и услуг, построению их на базе веб-технологий, что, по моему мнению, является следствием положительного примера развития интернета – централизованные решения, легко доступные в любой момент времени, избавляющие от множества проблем, связанных с распределенным обслуживанием и сопровождением, позволяющие оперативно подстраивать ИТ-инфраструктуру под меняющиеся реалии – думаю это тот спрос, который в настоящее время формируется в том числе и предложением. Исключительно в положительном смысле этих слов.

CNews: Как обеспечить повышение эффективности расходования ИТ-бюджетов в госсекторе?

Дмитрий Каплунов: По сути, весь наш разговор идет вокруг этой темы. Ответ, с моей точки зрения, прост. Переход на веб-технологии, использование open source-продуктов, построение централизованных информационных систем, пронизывающих структуру каждого из органов государственной власти насквозь.

При этом важно, чтобы такие системы были обращены вовне, к рядовым гражданам. Ведь сервисы, которые могут предоставляться госорганами, при подобном подходе крайне разнообразны и широки по своему наполнению.