Разделы

ПО Цифровизация ИТ в госсекторе Системное ПО Свободное ПО

Русская идея национальной программной платформы не окупится

Иногда приходится слышать, что идея национальной программной платформы содержит в себе логическое противоречие. Ведь если такая платформа действительно будет создаваться на базе СПО, то такое программное обеспечение будет более чем на 90% произведено не в России, а за рубежом. Соответственно, и НПП у нас получится, скорее, какая-нибудь американо-германо-индийская, а не российская.

Ответ на этот вопрос нетривиален, и в ряде случаев правительства действительно предпочитают остановиться на первом варианте и выстраивать свои продукты на базе процесса разработки Red Hat. Однако в этом случае государство приносит определенную жертву: оно не имеет собственного процесса разработки, то есть собственной группы специалистов, которые были бы в состоянии не только собрать из россыпи исходных текстов операционную систему, но и обеспечить ее надежную и бесперебойную работу в долгосрочной перспективе. Продолжая аналогию, не имея собственных автозаводов, мы не сможем производить собственные автомобили. Вопрос о том, действительно ли нам нужны собственные автомобили, следует обсуждать в другом контексте.

"Компания Microsoft выступает за технологическую нейтральность и считает, что выбор ОС должен быть обусловлен исключительно качествами самой ОС, ее экономической эффективностью, стоящими практическими задачами, безопасностью, а не идеологическими соображениями.

С нашей точки зрения, наиболее эффективным для развития инновационной экономики в стране представляется не создание аналога существующих ОС, на что уйдут огромные средства и много времени, а взяв за основу наиболее распространенную ОС, проверенную российскими спецслужбами, создавать собственные приложения и решения, вкладывая при этом средства в перспективные научные российские разработки. Нужно иметь в виду, что Linux не является российской ОС и, кроме того, находится в конце своего жизненного цикла".

Николай Прянишников, президент Microsoft в России

Вторая проблема связана с тем, что операционные системы как таковые представляют все меньший интерес, если говорить о долгосрочной перспективе. В CNews уже писалось о том, что НПП не может сводиться к операционной системе. Если мы обратим внимание на то, как сейчас развивается рынок Linux-систем, то обнаружим, что большинство поставщиков активно создают комплексные вертикальные решения, которые, помимо ОС, включают и другие компоненты: ПО для организации "облачной" инфраструктуры, ПО среднего слоя для запуска бизнес-приложений и др.


Поставщики коммерческих операционных систем на базе Linux все интенсивнее создают "вертикальные" решения

Источник: CNews Analytics, 2010

Если мы можем без особого труда перенять операционную систему Red Hat, то заимствовать весь комплекс решений Red Hat (или какого-либо другого поставщика) – гораздо более сложная задача. К тому же эта задача тупиковая, поскольку основные усилия разработчиков будут направлены на то, чтобы продублировать ПО, инфраструктуру и процесс копируемого решения, а не на то, чтобы разработать независимую реализацию, предназначенную для решения собственных специфических задач (в случае НПП это задачи, связанные с разработкой информационных систем госсектора).

Наконец, сложная судьба Open Source-проектов компании Sun Microsystems после приобретения ее Oracle заставляет задуматься о том, что и Red Hat может оказаться не вечной. Что будут делать многочисленные дистрибутивы Linux, зависимые от процесса Red Hat (в том числе, разрабатываемые при государственной поддержке), если эту компанию постигнет участь Sun?

Итак, национальная программная платформа, будучи основанной на международном свободном ПО, может быть российской – в том случае, если инфраструктура и процесс ее разработки будет контролироваться российскими разработчиками.

Егор Гребнев / CNews