Разделы

Цифровизация ИТ в госсекторе

Роман Ивакин: О стратегии информатизации здравоохранения

О том, на что были потрачены 29,4 млрд руб., выделенные на первый этап информатизации здравоохранения, и что ждет врачей и пациентов в будущем, в интервью CNews рассказал Роман Ивакин, директор Департамента информационных технологий и связи Минздрава России.

CNews: Получили ли широкое распространение системы, обеспечивающие проведение телемедицинских консультаций?

Роман Ивакин: Количество телемедицинского оборудования, обеспечивающего и видеоконференцсвязь, и удаленную диагностику, за последние годы увеличилось в 4 раза. Поэтому, сегодня проблема смещается с уровня технологического оснащения к практике применения имеющихся решений.

Например, есть такой показатель, как коэффициент транспортировки новорожденных. Родившегося в маленькой больнице малыша везут в перинатальный центр, и это плохо сказывается на его здоровье. Для того, чтобы этого избежать, нужно сделать так, чтобы перинатальный центр мог участвовать в оказании помощи ребенку удаленно, а лучше всего – еще на этапе внутриутробного развития, при помощи систем видеоконференцсвязи. Тогда женщина, роды у которой с большой долей вероятности будут трудными, сможет заранее прибыть в специализированный центр, где врачи уже знают об имеющихся проблемах и готовы их решать. Это поможет сохранить жизнь новорожденного.

Мы совместно с экспертами пытаемся выстроить методологию использования систем видеоконференцсвязи не только для проведения коллоквиумов и совещаний, как это принято сейчас, но и в медицинских целях.

Еще одно перспективное направление – это дистанционный мониторинг и скрининг больных с хроническими заболеваниями. Технологии дистанционного скрининга позволяют разместить на теле человека небольшие датчики, которые будут контролировать состояние его здоровья. Внедрение таких технологий предусмотрено программой модернизации здравоохранения. Уже сегодня они используются в нескольких российских регионах, например, в Курской, Омской, Челябинской областях. Кроме того, в регионах для диспансеризации, которая с этого года стала обязательной для взрослого населения, применяются мобильные диагностические комплексы.

CNews: Какие еще сервисы получат граждане России и когда?

Роман Ивакин: Мы приступили к созданию сервиса "Личный кабинет пациента". В нем гражданин сможет увидеть основные данные, содержащиеся в его медицинской карте, и услуги, которые ему были оказаны. Также у него появится возможность контролировать, кто и когда получал доступ к его медицинской информации.

Этот сервис должен заработать в августе 2013 г. Скорее всего, он будет интегрирован с порталом госуслуг.

CNews: Каким образом на федеральном уровне строится контроль за региональными проектами? Назначены ли кураторы от Минздрава?

Роман Ивакин: Контроль за реализацией программ модернизации и, в том числе, в части информатизации здравоохранения организован всевозможными способами.

Во-первых, летом и осенью мы в составе комиссий Министерства объехали 65 из 83 регионов, смотрели, как используется закупленное оборудование, как создается инфраструктура.

Во-вторых, у нас есть система мониторинга, с помощью которой мы контролируем не только подключение ЛПУ к единой системе, о котором уже было сказано раньше, но и еще целый ряд параметров.

В-третьих, существует система мониторинга региональных программ модернизации здравоохранения, функциональным заказчиком которой является Финансовый департамент Минздрава, но мы видим в ней все кассовые исполнения ИТ-проектов.

В-четвертых, во всех субъектах Российской Федерации определены ответственные за информатизацию. Еженедельно по четвергам мы проводим видеоконференции с их участием, где обсуждаем возникающие проблемы и стараемся оперативно их решать.

Кроме того, у нас есть возможность контроля на основе обращений граждан. Мы организовали "горячую линию", куда граждане могут пожаловаться на работу медучреждений или в электронном виде, или позвонив по телефону. С 3 декабря 2012 г., когда появилась такая возможность, мы получили около 200 обращений, из которых, правда, только 3 имели отношение к техническим проблемам. Эти жалобы направляются в Росздравнадзор, который через свои региональные подразделения разбирается на месте с тем, почему не работают те или иные сервисы. Помимо этого, Росздравнадзор в плановом порядке производит собственную проверку работы медучреждений.

Для технических специалистов существует собственная "горячая линия", с помощью которой можно или сразу получить консультацию, или связаться с исполнителем тех или иных работ для дальнейшего выяснения причин возникших неполадок.

Еще один механизм обратной связи и контроля – это институт главных внештатных специалистов по информатизации здравоохранения, который пока находится в стадии формирования. Мы постараемся сделать так, чтобы в каждом субъекте, в каждом федеральном округе был определен главный внештатный специалист. В конечном итоге, около 100 экспертов по всей стране будут не только привлекаться к разработке проектов, но и планомерно доводить информацию о наших активностях до специалистов на местах.

Кроме того, для обеспечения обратной связи с экспертным сообществом в области информатизации здравоохранения нами создан Экспертный совет при Министерстве.

CNews: Какие работы предполагается провести на втором этапе внедрения ЕГИСЗ? Каковы сроки и объемы финансирования этого этапа?

Роман Ивакин: В 2011-2012 гг. проводились работы по модернизации здравоохранения. Затем – до 2020 г. – будет реализовываться программа развития здравоохранения, с которой синхронизирован и 7-летний план информатизации. Субъекты ежегодно будут согласовывать собственные планы работ, под которые им и будут выделяться деньги. Как я уже говорил, сейчас они завершают работы первого этапа, и если успеют это сделать достаточно быстро, то смогут оперативно получить деньги по программе развития.

Мы собираемся продолжить работы по созданию федеральной электронной медицинской библиотеки, внедрению сервисов, о которых я уже говорил. Часть выделенных средств будет направлена на аренду ЦОДа, а также защищенных каналов связи до всех 83 субъектов. Будут продолжены работы по внедрению ГЛОНАСС для скорой помощи. Кроме того, часть денег будет потрачена на популяризацию создаваемых сервисов – необходимо разъяснить людям, что пользоваться ими гораздо удобнее, чем стоять в очереди.

CNews: Насколько реально к 2020 г. запустить все обозначенные сервисы и создать полноценную систему e-Health?

Роман Ивакин: С технической стороны, я думаю, проблем не будет, потому что мы знаем, что и как делать. Но не все зависит только от нас.

Существуют недобросовестные поставщики и несогласованность действий участников процесса на местах – например, срыв сроков ремонта помещения приводит к задержкам установки оборудования и внедрения ПО. Более того, у регионов нет опыта организации таких масштабных конкурсов в сфере информатизации здравоохранения, поэтому сроки их проведения иногда срываются.

Рынок медицинских информационных систем (МИС) тоже недостаточно зрелый: 95% его игроков - это маленькие компании, которые не в состоянии реализовать крупный проект в сжатые сроки.

Не готовы к таким масштабным переменам и регионы. В процессе модернизации они получили в среднем по 286 млн руб., из которых около 40-50 млн было потрачено не на развитие, а на поддержку решений. Теперь эти средства необходимо изыскивать ежегодно, а для этого надо научиться пользоваться полным тарифом ОМС.

CNews: Как лично вы считаете, процесс информатизации здравоохранения наконец-то начался или нет?

Роман Ивакин: Уверен, что да.

Наталья Рудычева / CNews