Разделы

Цифровизация ИТ в госсекторе

Роман Ивакин: О стратегии информатизации здравоохранения

О том, на что были потрачены 29,4 млрд руб., выделенные на первый этап информатизации здравоохранения, и что ждет врачей и пациентов в будущем, в интервью CNews рассказал Роман Ивакин, директор Департамента информационных технологий и связи Минздрава России.

Роман Ивакин: Электронные медицинские карты (ЭМК) в том или ином виде ведутся практически во всех субъектах Федерации примерно в 20-25% учреждений. Но четкого понимания, что такое электронная медицинская карта, пока нет.

В прошлом году мы начали подготовку документа, определяющего минимальный набор полей, которые должны быть в ЭМК. За основу была взята карта, разработанная в рамках соответствующего государственного контракта. Сначала проект этого документа был размещен на нашем сайте. Нами были собраны замечания и предложения экспертного сообщества. По результатам - мы доработали документ и разослали его на экспертизу во все ведущие медицинские учреждения страны, а их около 200. Затем собрали предложения, доработали. После этого документ прошел согласование внутри Минздрава. Теперь он направлен членам Экспертного совета по информатизации, чтобы они высказали свои замечания. После этого мы планируем его, при необходимости, скорректировать и утвердить. Вся эта работа необходима и требует времени.


Роман Ивакин: Работы по приведению электронных медицинских карт к единому формату начнутся в этом году, и до конца 2013 г. техническая возможность их ведения будет обеспечена

После этого, до конца 2013 г., всем, кто уже использует электронные медицинские карты, придется привести их к единому формату. Если региону требуются какие-то дополнительные сведения, он может дополнить предлагаемый нами набор полей. Но наличие определенного приказом минимального набора данных позволит обеспечить сбор информации о пациенте и трансграничность ее передачи. В результате пациенты получат возможность удобного использования своих медицинских карт, врачам не придется каждый раз переписывать паспортную часть медицинской карты, а органы управления здравоохранением на всех уровнях получат более оперативную и качественную статистику для принятия управленческих решений.

CNews: Как будет организован доступ к данным ЭМК?

Роман Ивакин: Эталонная база электронных медицинских карт будет храниться на федеральном уровне. Она будет постоянно синхронизироваться с теми изменениями, которые вносятся в ЭМК на региональном уровне. Если гражданин захочет обратиться за медицинской помощью не по месту жительства, его данные можно будет получить из федеральной базы.

Как будет организовано взаимодействие информационных систем ЛПУ с федеральной базой, решать региону. Где-то на уровне субъекта будет построено облако, которое будет синхронизироваться с федеральным ресурсом. А где-то учреждения станут взаимодействовать с центром напрямую.

Работы по приведению электронных медицинских карт к единому формату начнутся в этом году, и до конца 2013 г. техническая возможность их ведения будет обеспечена. Но для того, чтобы система заработала в полную силу, и у всех граждан появилась ЭМК, необходимо, чтобы они обратились за медицинской помощью. Тогда в системе появится соответствующая запись. По нашим данным, уникальная посещаемость медучреждений составляет 22-25% от прикрепленного населения в год, т.е. 100% населения должно пройти через медучреждения за 4-5 лет.

Роман Ивакин: Электронный рецепт – это тоже одна из задач, которая стоит перед нами. Реализовать ее с технической точки зрения достаточно просто. Но в этом проекте существенную долю работы составляет методическое описание всех бизнес-процессов. Эту работу нам предстоит провести в тесном взаимодействии с нашим коллегами из профильных структурных подразделений Министерства. До конца 2013 г. мы планируем совместно в организаторами здравоохранения и представителями фармацевтической отрасли определиться с концепцией электронного рецепта и ответить на ряд имеющихся вопросов. Например, можно ли автоматически выписывать тот или иной препарат хроническому больному? Или в некоторых случаях ему все-таки необходимо прийти к врачу? Ответы на эти вопросы должны дать врачи, а мы, как технические специалисты, лишь создаем соответствующие сервисы.

Сама реализация этого сервиса запланирована на 2014 г.

CNews: Какие еще электронные сервисы получат россияне после внедрения ЭМК?

Роман Ивакин: При наличии ЭМК внедрение разрешительных или просто информационных сервисов становится несложным. Сейчас мы совместно с МВД и МЧС прорабатываем возможность получения электронной медицинской справки для водителей.

В электронном виде может быть организована и выдача больничных листов. Статистика говорит о том, что за ними в поликлинику приходит каждый третий посетитель. А ведь информация, необходимая для получения гражданином соответствующих выплат, может передаваться в Фонд социального страхования непосредственно из ЛПУ.

Уже сейчас нами создан Регистр высокотехнологичной медицинской помощи, который ведется в электронном виде. Пациент может по личному идентификационному номеру через интернет узнать, в какое учреждение он направлен и каков статус его заявки. А Минздрав получил возможность оперативно получать статистику в разрезе всех субъектов в режиме реального времени.

Подобным образом мы планируем организовать все бизнес-процессы, привести их к виду, удобному и для граждан, и для врачей, и для организаторов здравоохранения. Но это невозможно сделать за один день.

CNews: Часть выделенных средств была потрачена на создание федеральной электронной медицинской библиотеки. Что она из себя представляет? Насколько она востребована?

Роман Ивакин: Библиотека нужна, в первую очередь, медицинским работникам – уже сегодня ее посещает около 2 000 человек в месяц. Она создается нами совместно с РГМУ им. И.М. Сеченова. В настоящее время в ней содержится 2023 документа. В основном, это диссертации и авторефераты. Данные категории документов выбраны как наиболее востребованные со стороны читателей. Все материалы представлены в мультимедийном виде, который позволяет осуществлять контекстный поиск и размещать гиперссылки.

Формирование электронной медицинской библиотеки – дело непростое не только с технической точки зрения – организации портала, создания инфраструктуры, обеспечения сканирования и пр. Возникает масса юридических вопросов, связанных с авторским правом.

В библиотеке также размещены ссылки на удаленные информационные ресурсы. Таким образом, посетители могут найти еще 700 тыс. материалов, но это не документы, а карточки изданий, хранящихся в библиотеке РГМУ им. И.М. Сеченова. Читателям не приходится тратить длительное время на поиск литературы, можно подобрать ее из дома и по подобранным карточкам получить и прочитать в библиотеке.

Электронная библиотека будет развиваться и дальше. В 2013 г. мы планируем провести конкурс на оказание услуг по дальнейшему сканированию документов, а также завершить переговоры с медицинскими библиотеками в Омске и Новосибирске об обмене имеющимися ресурсами.