Разделы

Цифровизация ИТ в госсекторе

Первый заместитель губернатора ХМАО Александр Ким: Федеральные тренды должны быть более конкретными

Ханты-Мансийский автономный округ как один из самых экономически успешных регионов России притягивает внимание экспертов своей работой в области информатизации. Югра не только тратит на ИТ, но и демонстрирует на собственном примере, как на высоких технологиях можно заработать. Первый заместитель губернатора ХМАО Александр Ким в интервью обозревателю CNews рассказал о практике региона в деле внедрения отдельных ИТ-систем и в целом перспективах и приоритетах информатизации округа.

CNews: Расскажите о наиболее значимых ИТ-проектах региона за последнее время.

Александр Ким: Самый главный инновационный проект — создание в автономном округе комплексной территориальной информационной системы (ТИС) Югры. Это очень мощный банк данных, содержащий информацию не о какой-то одной сфере, а о целом ряде базовых отраслей реального сектора экономики. Всего в защищенной базе ТИС хранится более двух миллионов единиц информации. В первую очередь, это большой массив данных по геологии и нефтегазодобыче, а также описание инфраструктуры месторождений, деятельности топливно-энергетического комплекса. Все это основывается на геоинформационной системе, топографической платформе, которая имеет более 200 слоев данных. Таким образом, для принятия решения я могу посмотреть дорожную сеть, транспортную инфраструктуру, описание месторождения, разрабатываемого нашими компаниями в округе, и стадию этого процесса. Здесь также есть данные по коренным малочисленным народам Севера. ТИС очень полезна в деле принятия управленческих решений, планирования и прогнозирования социально-экономического развития.

CNews: То есть ТИС не ограничивается только ресурсодобывающим сектором?

Александр Ким: Нет, это, по сути, социальная система. Она отображает все устройство округа: то, что под землей, на земле, социальный блок в городах и иных населенных пунктах, плюс инфраструктуру транспорта и связи. Для граждан в системе есть публичный сегмент, в который входят планы населенных пунктов, карты автомобильных и железных дорог, сведения о туристическом потенциале. Публичный информационный уровень ТИС Югры позволяет гражданину отправлять обращения в органы власти, включая возможность отправки фото- и аудиоматериалов.

Кроме того, как я уже говорил, нам нужно учитывать особенности взаимодействия с коренными малочисленными народами, которые живут на территории Югры и ведут традиционный для них образ жизни — обитают в лесу, в тундре. При освоении месторождений очень важно выдерживать баланс между интересами нефтедобывающих компаний и коренных народов.

CNews: Как ТИС Югры изменила вашу работу?

Александр Ким: Во-первых, мы получаем качественную информацию. Я могу в режиме онлайн, где бы ни находился, видеть и отслеживать, к примеру, ситуацию с пожарной обстановкой. Посмотрите: открыв систему, я вижу, что с 27 июня порядка 10 пожаров было, а вот после 29 июня — ни одного. Все эти данные доступны мне сразу, нет необходимости в дополнительных отчетах и запросах.

CNews: Раздел «Лицензирование» – это самостоятельный модуль в ТИС, или информация собирается из внешних систем?

Александр Ким: В системе сводится большой перечень информации. На платформе ТИС Югры созданы 9 ведомственных систем. Любой орган исполнительной власти, допустим, департамент недропользования имеет свою подсистему, с которой работает и самостоятельно вносит в нее данные. Информация других департаментов ему доступна в режиме просмотра. Находясь на федеральном или региональном совещании, мы можем быстро получить необходимые для работы сведения, просто открыв соответствующий раздел. Например, посмотреть последние данные о динамике добычи нефти.

Органы местного самоуправления для нас — важнейший источник актуальных данных. Оператор ТИС Югры заключил со всеми муниципальными образованиями автономного округа соглашения, которые регламентируют перечень предоставляемой информации, сроки, формат и способ ее передачи. Проводится также работа по присоединению муниципальных информационных систем к ТИС Югры.

Александр Ким: Программа перехода на импортозамещение рассчитана до 2025 года

Благодаря возможности оперативно получать информацию с помощью ТИС, службой по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды ХМАО в 2014 году было предъявлено более 200 претензий о возмещении вреда окружающей среде на сумму почти два миллиарда рублей.

CNews: Какими достижениями в сфере информатизации здравоохранения вы можете поделиться?

Александр Ким: На седьмом ИТ-форуме [VII Mеждународный IT-форум с участием стран БРИКС и ШОС] мы много говорили о здравоохранении, и в частности направлении телемедицины. Тема очень актуальная для нашего округа, учитывая труднодоступность многих районов. Кстати, это важно не только для Югры, столь же остро этот вопрос стоит в странах БРИКС.

Телемедицинские технологии, в том числе дистанционная диагностическая биометрия, применяются в 72 учреждениях здравоохранения. К информационной системе телемедицинских консультаций подключено 56 удаленных медицинских пунктов. Ежегодно в этой системе проводится более 3,5 тысяч телемедицинских консультаций. В 22 медицинских организациях действует телемедицинская система удаленного мониторинга электрокардиограмм. Кроме того, в округе развернуты мобильные телемедицинские пункты, в том числе на базе передвижной поликлиники на теплоходе «Николай Пирогов». Через телемедицинские центры осуществляется и повышение квалификации медработников.

В настоящее время идет апробация мобильных диагностических комплексов для мониторинга состояния здоровья пациента с использованием спутниковых технологий. Завершаются также работы по унификации программного обеспечения, позволяющего организовать участие в видеоконференцсвязи любого врача, без привязки к оборудованию студий.

CNews: Как ведется работа по импортозамещению в регионе?

Александр Ким: Пока успехов не так много. К этой работе мы только приступили, сейчас проводим инвентаризацию, чтобы оценить потребность в импортозамещении. И в «железе», и в программных продуктах сегодня, как показывает практика, зависимость не менее 80–85%. Взять хотя бы сейсморазведку, геофизику — базовое оборудование в основном импортное.

И конечно, уделяем особое внимание подготовке кадров в отрасли информационных технологий. Югра вошла в число трех пилотных регионов Российской Федерации вместе с Республикой Татарстан и Алтайским краем, в которых будет создана сеть опорных ресурсных центров, организованных по принципу индустриальных парков для субъектов малого и среднего бизнеса, реализующих программы дополнительного образования с использованием самых современных программных продуктов.

CNews: Удастся ли России кардинально поменять ситуацию с зависимостью от зарубежного оборудования и софта, или пока это сложно прогнозировать?

Александр Ким: Программа перехода на импортозамещение рассчитана до 2025 года. Я думаю, что на 100% замещение, к сожалению, не осуществимо. Но если Россия все-таки найдет партнеров, с которыми будет иметь интегральные системы, математические платформы, то, думаю, задача по максимуму будет решена. Предпосылки к такому сотрудничеству есть. В первую очередь это страны БРИКС. Мы знаем, как Индия серьезно продвинулась в ИТ. Китай — тоже хороший пример. То, что Россия не отстает, особенно по качеству знаний, подготовке математиков, по техническим вопросам — это точно. У нас есть крупные компании, которые смогут решить поставленные задачи и создать отечественные ноу-хау в сфере ИТ.

CNews: В каких технологиях прежде всего нуждается ХМАО?

Александр Ким: Честно говоря, тема, которую хотелось бы ближе изучить, — это судьба математических платформ, которые сегодня представлены на рынке Российской Федерации. В основном они импортные. По политическим соображениям и правовым основаниям они нам не принадлежат, и это наше слабое звено. Министр связи и массовых коммуникаций России заметил, что в нашей ситуации имеет смысл создавать конкурентоспособные и многонациональные базовые математические платформы для глобального рынка. Это стратегия абсолютно правильная. Конечно, мы не сможем все поменять в одночасье, но максимально обезопасить, смягчить риски работы на импортных математических платформах нам под силу.

CNews: Можно сказать, что для регионов в ближайшее время будет актуальна задача по замене имеющихся иностранных платформ на российские аналоги?

Александр Ким: Да, ее нужно решать однозначно, но постараться минимизировать риски, чтоб не обрушить всю работу. Мы знаем, что некоторые российские компании взяли на себя такие амбициозные задачи и занимаются этими вопросами. Мы очень тесно работаем с Томской областью. Вы знаете, что по ИТ на душу населения этот регион занимает первое место в России? Там очень хорошая научная база, кадровый потенциал. Порядка 5 тысяч наших студентов учатся в Томской области. С томскими соседями мы взаимодействуем и в деле создания ИТ-решений. Но мы чаще выступаем как заказчики, потребители, которые финансируют создание ИТ-решений.

CNews: ХМАО всегда в России упоминается как один из регионов-лидеров в силу объективных причин. А есть ли у региона какие-то трудности, с которыми вы сталкиваетесь, характерные для вас?

Александр Ким: Мы работаем, по сути, во всех федеральных трендах, тех, что задает федеральное правительство. Когда-то были, помните, региональные информационные системы государственных закупок. Потом сделали федеральную платформу, и все перешли работать на нее. Был период, когда сказали, что нужно развивать цифровое телевидение в регионах. Здесь то же самое – сделали, а через два года сказали «не надо так, создадим федеральные». Мы уже опытные люди в этих вопросах. Мы всегда ждем конкретизации федеральной повестки и, в принципе, пока проблем никаких нет.

Внутренние инициативы и вся специфика — это «железо», инфраструктура, коммуникации — должны быть созданы при любой системе. Единственное, куда мы пока не лезем — это облачные технологии, потому что считаем, что здесь есть опасность: те базы данных, которые в регионе формируются, не должны просто взять и раствориться в облаках. Завтра ветер подует, кто-то отключит кнопку — и нет данных. Поэтому в этом плане у нас стратегия однозначная — иметь свои серверы и на них хранить всю информацию. В сфере информационных технологий проблем мы не испытываем, грех жаловаться. Население реагирует на преобразования адекватно, активно участвует в развитии ИТ и дает нам обратную связь.

CNews: Говоря о недоверии к облачным технологиям, вы имели в виду внешние «облака», находящиеся вне рамок контроля округа. Свои средства виртуализации вы наверняка используете?

Александр Ким: Да.

CNews: Как обстоят дела с исполнением «майских указов» президента, касающихся развития электронного правительства?

Александр Ким: Мы полностью в тренде, выполнили все майские указы. В том числе по предоставлению услуг по принципу «одного окна». Мы завершаем этот проект в этом году. У нас появится 21-й многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг.

CNews: Каковы итоги работы регионального технопарка на сегодняшний день?

Александр Ким: Технопарк высоких технологий работает с 2008 года и стал вторым технопарком в России, получившим аккредитацию Ассоциации технопарков в сфере высоких технологий. Пока только пять технопарков в Российской Федерации прошли процедуру аккредитации.

В нашем технопарке уже более 135 резидентов. В нем создано 700 рабочих мест по hi-tech специализации. Если говорить о направлениях деятельности наших резидентов, то это ИТ, нефтянка, газовая сфера, медицина, ЖКХ. На базе технопарка мы создали два газоперерабатывающих кластера. Газопереработка, глубокая переработка с добавленной стоимостью — это одно из главных направлений дальнейшего развития нашего автономного округа. Мы очень плотно сотрудничаем с газовыми и нефтяными компаниями, с компаниями фонда «Сколково» в газоперерабатывающей сфере.

Среди реализуемых компаниями-резидентами проектов — информационная система «4Гео — Югра», которая призвана объединить в единую окружную социальную сеть предприятия, организации и учреждения города Ханты-Мансийска и Ханты-Мансийского автономного округа, «Сервис общественного контроля в городской среде», информационно-консультационный центр «Технология знаний» и многие другие.

Замечу, что на рубль, вложенный в технопарк, округ получает примерно четыре рубля налогов разного уровня. Мы планируем создать на территории округа ассоциацию «Технополис Югры», ядром которой будет наш технопарк. В технополис войдут индустриальные парки, которые уже создаются в крупных муниципальных образованиях Югры.

Антон Кураш