Спецпроекты

ИТ-система ЖКХ – новый мегапроект России

Интеграция ИТ в госсекторе
В ближайшие 2–3 года в России планируется создать очередную гигантскую информационную систему. Она должна объединить всех участников рынка ЖКХ — управляющие и ресурсоснабжающие компании, федеральные органы и местные администрации, непосредственно жильцов — с тем чтобы сделать жилищно-коммунальное хозяйство прозрачнее. Полную версию статьи читайте в свежем номере журнала CNews.

Попытки консолидировать отрасль ЖКХ и снизить долю ручного труда при расчетах стоимости услуг коммунальных организаций предпринимаются в России с середины прошлого века. Например, «первые шаги механизации учета в жилищно-коммунальном хозяйстве Тульской области были сделаны в 1960 г. на основе счетно-клавишной и фактурной техники типа Ascota и Zoemtron», — рассказывается в исторической справке на сайте регионального ИВЦ ЖКХ.

Предприятия ЖКХ Тульской области вложили средства в организацию кустовой машиносчетной станции (КМСС), на базе которой «создавался вычислительный и кадровый потенциал для решения различных задач бухгалтерского учета, механизации отчетности и обработки коммунальных платежей по единому расчетному документу». Такого рода объединения появлялись в разных регионах страны, а многие из них были преобразованы в расчетные центры и существуют по сей день.

С тех пор коммунальные предприятия обзавелись вычислительными мощностями и программным обеспечением, в той или иной степени автоматизирующим расчеты. В регионах предпринимаются все новые попытки консолидировать информацию ЖКХ, сделать эту сферу прозрачнее, а взаиморасчеты — удобнее. Но значительные успехи — это скорее исключения.

Как есть

«Во многих субъектах Российской Федерации сегодня уже существуют региональные системы ЖКХ (Позволяющие контролировать начисления и следить за расходом ресурсов, оплачивать счета. — Прим. CNews). Хорошие системы в Москве, Новосибирске, Пензе, Ленинградской области. В Гатчине, например, сервис уже налажен и давно работает, но это самое начало пути, — говорит замминистра связи Михаил Евраев. — Даже в тех регионах, где система установлена, она используется не на все сто процентов, поскольку поставщики не обязаны ее использовать».

Отсутствие единой информационной среды ЖКХ не позволяет видеть и анализировать общую картину происходящего в этой сфере. Следовательно, федеральные власти и те регионы, в которых нет систем ЖКХ, не способны принимать взвешенные решения о распределении бюджета и вести стратегическое планирование. Нет механизмов обратной связи власти и граждан.

С точки зрения жителей, вариантов оплаты услуг ЖКХ достаточно много, как офлайн, так и онлайн. «Но сегодня нет возможности проверять квитанции на достоверность информации, и этим пользуются недобросовестные управляющие компании, зарабатывая на этом немалые деньги», — считают в Минкомсвязи.

Решить перечисленные проблемы должна Государственная информационная система (ГИС) ЖКХ. Ее разработку начинают недавно созданное Министерство строительства и ЖКХ совместно с Минкомсвязью.

Как будет

Система, в которой будет храниться информация о каждой квартире, по мнению Минкомсвязи, позволит контролировать поставщиков услуг и ресурсов. Применительно к водоснабжению процесс будет выглядеть следующим образом. Данные о потребленном количестве воды, снятые с квартирных приборов учета, поступят в управляющую компанию. Эта компания обязана передать полученную информацию в муниципалитет, который, в свою очередь, направит ее в базу данных портала ГИС ЖКХ (он станет частью Единого портала госуслуг). Далее система сравнит суммарные показания приборов по дому с показаниями по этому же дому, переданными Водоканалом. В случае их расхождения будет сформирован запрос для проведения проверки в контролирующий орган.

Еще одна подсистема ГИС ЖКХ в режиме реального времени будет проводить автоматическую проверку начислений на предмет корректности, сравнивая их с установленными тарифами (информация о тарифах будет поступать в ГИС через систему межведомственного электронного взаимодействия от Федеральной службы по тарифам).

Кликните, чтобы увеличить

Единая система будет иметь и ряд других полезных функций. «Например, если в подъезде не была произведена уборка, а управляющая компания включит эту услугу в счет, пользователь сможет написать об этом в личном кабинете: высказать свое возмущение в адрес управляющей компании и подать жалобу через сайт в соответствующий орган контроля. Также жильцы смогут проводить онлайн-собрания собственников жилья, принимать участие в голосованиях по дому и т.д.», — обещает Михаил Евраев.

Минкомсвязи и Минстрою предстоит запустить федеральный сегмент системы, подключить к нему все без исключения регионы, управляющие и ресурсоснабжающие компании. Регионам, не создавшим на своем уровне консолидированные ИТ-системы, будет предложено воспользоваться региональным сегментом ГИС ЖКХ (по аналогии с региональными ответвлениями Единого портала госуслуг — дешево и сердито).

«В настоящий момент подготовлено техническое задание ГИС ЖКХ, которое проходит межведомственное согласование», — сообщил CNews Михаил Евраев. Летом 2014 г. должен начаться запуск пилотных проектов в регионах. «Сейчас у нас уже есть порядка 10–15 инициативных предложений от субъектов РФ, и в ближайшее время мы совместно с Минстроем определим, где в первую очередь начнется пилотирование системы», — добавляет замминистра.

По планам Минкомсвязи, разработка и развитие ГИС ЖКХ будут поручены «Почте России». Она же, как предполагается, и оплатит создание системы. Вернуть вложенные средства предприятие, по мнению министерства, сможет за счет экономии на рассылке бумажных уведомлений, перейдя на доставку электронных квитанций (подробнее на эту тему в Минкомсвязи говорить отказались).

Одновременно с разработкой системы под нее переписывается законодательство. «Сейчас завершается подготовка правительственных поправок ко второму чтению законопроекта «О ГИС ЖКХ». Законопроект может быть принят Госдумой в конце текущей весенней сессии», — говорит Евраев.

Одна из главных новаций, которая появится в законе, будет заключаться в следующем. В ГИС ЖКХ планируется в обязательном порядке размещать все платежные документы, формируемые ресурсоснабжающими организациями или управляющими компаниями, и без внесения таких документов в систему услуга не будет считаться оказанной в полном объеме. Следовательно, гражданин сможет ее не оплачивать. «Это создаст мотивацию для своевременного внесения поставщиками коммунальных и жилищных услуг всей необходимой информации в полном объеме», — считает Евраев.

Дьявол в деталях

Участники рынка согласны, что создание ГИС ЖКХ — давно назревший вопрос. «Такая система, на мой взгляд, просто необходима. В первую очередь это открытость управляющих, ресурсоснабжающих компаний и контроль администрации по работе в столь непростой сфере, как ЖКХ», — говорит Артем Козлов, гендиректор управляющей компании «Лаговское», работающей в Подмосковье.

Данила Бурметьев, руководитель направления по M2M-продуктам компании «МегаЛабс» (дочернее предприятие «МегаФона», разрабатывает систему для контроля ресурсов в сфере ЖКХ) призывает внедрить систему как можно быстрее. Ее необходимость, по мнению собеседника CNews, обусловлена огромными издержками для всех участников процесса: «Нецелевое использование энергоресурсов, бесконтрольное потребление, не всегда своевременная оплата, некорректные счета и т.п.».

Централизованное управление энергетическими ресурсами и ЖКХ даст много плюсов каждой из задействованных сторон, уверены в «МегаЛабс»: «Помимо грамотного управления ресурсами, система привнесет удобство и снимет множество издержек и потерь как в энергетической, так и в финансовой сфере». Бурметьев добавляет, что подобные системы уже действуют в некоторых регионах, но они не централизованы и зачастую имеют различные архитектуры и техническую реализацию. «На наш взгляд, это основная проблема, поскольку уже внедренные системы необходимо будет объединять, что потребует доработок, а это время и затраты для управляющих компаний», — говорит он.

Еще одна сложность, которую видят в «МегаЛабс», заключается в том, что ГИС ЖКХ предстоит работать с огромным массивом данных и обеспечивать качество предоставляемого сервиса: «Этот вопрос крайне важен, поскольку именно он будет влиять на конечных пользователей, для которых и создается вся система. К сожалению, существует множество примеров, когда «тяжелые» сервисы имеют неудобные интерфейсы, непонятные или перегруженные разделы или просто медленную работу всего комплекса».

По мнению Артема Козлова, создатели ГИС ЖКХ столкнутся с отсутствием у управляющих, ресурсоснабжающих организаций и местной администрации полных комплектов документов на многоквартирные дома (техпаспортов, кадастровых паспортов, экспертиз домов, энергопаспортов домов), а также на котельные, водозаборные узлы и канализационно-насосные станции. «На восстановление данной документации потребуется немало средств и времени», — говорит он.

С точки зрения Константина Нечушкина, гендиректора компании «Пафэс», самая большая проблема — сочетание поставщиков, услуг и тарифов на каждый лицевой счет. Прежде чем создавать единую ГИС, необходимо «внедрить вменяемые информационные системы на местах, иначе в ГИС нечего будет направлять», — считает он. В первую очередь это касается ресурсоснабжающих организаций и расчетных центров, говорит Нечушкин: «Новый софт не внедряют, а пытаются допилить напильником то, что было приобретено ранее, но оно технологически не может работать по правительственному постановлению № 354 (Регламентирует правила предоставления коммунальных услуг. — Прим. CNews)».

На преодоление всех сложностей будет отведено не так уж много времени. В Минкомсвязи рассчитывают, что требование об обязательной публикации на портале ГИС ЖКХ сведений о начислениях будет наложено с 2017 г. С учетом того, что 2014 г. будет посвящен только пилотным проектам, на интеграцию (а во многих случаях и на создание с нуля) основной части систем, действующих в регионах, останется не более 2 лет. По опыту развития других всероссийских информационных систем (СМЭВ, ЕГИСЗ, ГАСУ) можно заметить, что объединение огромного числа поставщиков информации в единую систему требует значительно большего времени. Возможно, разработчики ГИС ЖКХ окажутся талантливыми интеграторами и всех удивят.

Полную версию статьи читайте в свежем номере журнала CNews.


Александр Левашов


Взгляд месяца

Идея внутренней разработки себя не оправдала

Наталия Оржевская

директор центра управления командами, «Диасофт»

Профиль месяца

Искусственный интеллект стал полумифическим понятием

Сергей Поляков

ИТ-директор Альфа-Банка