Разделы

Цифровизация ИТ в госсекторе

Интервью с губернатором Астраханской области о е-правительстве региона

В интервью CNews губернатор Астраханской области Александр Жилкин рассказал об особенностях реализации в регионе проекта по внедрению электронных госуслуг, а также об уровне информатизации здравоохранения, образования и развития служб экстренного реагирования.

А потом, разве вы не знаете, что в России есть такая традиция: пытаться во что бы то ни стало лично явиться на прием в высокий кабинет? Поверьте, иногда достаточно написать письмо. Но начинаешь спрашивать у людей, которые готовы сидеть в очереди у кабинета сколь угодно времени, почему они письмо не напишут? Что мешает? И ведь оказывается, что в доме и компьютер есть, и дети могли бы сформулировать и отправить сообщение. Но в ответ слышу: «Нет, это все не то! Лучше я сам приду»...

CNews: Если всякий раз писать письма лично губернатору, то скоро их станет столько, что вы не сможете на них отвечать...

Александр Жилкин: Так я же специально население на это и провоцирую! У нас создано управление по работе с обращениями граждан. Сотрудники обрабатывают корреспонденцию, сортируют, направляют в компетентные инстанции. Схема традиционная. Только способы коммуникации меняются.

CNews: Расскажите подробнее о каналах взаимодействия с населением. Какие инструменты используете лично вы?

Александр Жилкин: Первое – это элементарный прямой контакт в режиме онлайн: таким образом я могу взаимодействовать как сразу со всеми группами населения, так и с конкретными людьми. Это Twitter, блоги, электронная почта, официальный сайт, Skype.

CNews: Вы общаетесь с гражданами по Skype?

Александр Жилкин: Да, но не постоянно, конечно, иначе я не смогу выполнять другие свои обязанности. Я устанавливаю определенное время и объявляю, что буду доступен для общения в таком вот формате. Skype как канал связи пользуется у населения большой популярностью. Во время таких сессий получаю много вопросов — и на все отвечаю.

В конце концов, еще есть электронная почта, которую я сам проверяю утром и вечером. На некоторые сообщения отвечаю лично, некоторые вопросы передаю на рассмотрение помощникам. Кроме этого, на официальном сайте есть форма обратной связи, и мы следим за тем, чтобы все обращения были обработаны.

CNews: Какие внутренние информационные системы вы регулярно используете в работе?

Александр Жилкин: Например, систему электронного документооборота. Она у нас внедрена. Но мы еще не ушли и от бумажного носителя — пока действует закон, обязывающий поддерживать и бумажную форму документооборота параллельно электронной. Но хочу заметить, что бумаг стало значительно меньше, это факт.

CNews: Вы недавно получили универсальную электронную карту, оплатили с ее помощью проезд. Какие еще актуальные функции имеет УЭК?

Александр Жилкин: Вообще, мы темой УЭК занимаемся уже несколько лет. Было проведено заседание Государственного совета РФ, где я выступал председателем рабочей группы как раз по внедрению универсальной электронной карты. Тогда мы ее рассматривали как платежный инструмент, чтобы все платежи по льготам, которые финансирует область, стали абсолютно прозрачными (по Астраханской области, например, совокупная цифра таких платежей составляет 2,5 млрд рублей). Около 4 лет назад мы со Сбербанком приступили к созданию такой карты. Она называлась «социальная карта Астраханской области». Было выпущено 145 тыс. таких карт (точно таким же путем тогда пошли и в Татарстане, и в Башкортостане, и в Москве — всем известна «социальная карта москвича»).

Но потом идеология карты поменялась. Всерьез рассматривались предложения, например, такие: внедрить в виде карты электронный документ, который бы смог заменить паспорт. Дискуссии шли очень долго и дали старт новому проекту со Сбербанком. В итоге был создан продукт, способный реализовать ровно ту задачу, которая была поставлена на Государственном совете, а затем утверждена решением Правительства. Наша карта уже функционирует практически как документ.

CNews: Как вы оцениваете деятельность Почты России в Астраханской области, ее техническое оснащение?

Александр Жилкин: Плохо оснащена и плохо работает. К сожалению, то, что такая мощная структура, как Почта России, теряет позиции, это очевидно. Да, это не наш уровень управления, но население-то наше! И оно все время требует повышения качества работы почты. В некоторых населенных пунктах раздражение очень велико. Понятно, что ни сами граждане, ни власть пока не готовы отказаться от этого традиционного канала связи. И поэтому необходимо, чтобы правительство, наконец, определилось с тем, какие шаги будет предпринимать, чтобы наладить ситуацию.

Мы даже выступили с инициативой: задействовать Почту России, установив в отделениях компьютеры и используя их в рамках программы электронного взаимодействия и предоставления муниципальных и государственных услуг. Никакой вразумительной реакции от Почты России, кроме предложения непомерно высокой арендной платы, не последовало. И мы реализовали эту идею на базе офисов муниципальных служащих. Теперь удовлетворены обе стороны: и мы, и муниципалитеты, которым через систему электронного взаимодействия стало гораздо легче решать многие вопросы, например, по обращениям граждан из далеких сел.

Да, я знаю, у Минкомсвязи есть свои предложения по модернизации Почты России, но думаю, их надо реализовывать быстрее, иначе сама суть почты может быть очень скоро нивелирована. Если отделения Почты России останутся только в райцентрах, то в таком виде они не будут нам нужны. Мое отношение к данной структуре очень критичное. Пока одни разговоры, а до настоящих решений, действий не доходит. Мы уже больше ориентируемся на отделения Сбербанка и создаем дополнительные подразделения Министерства социальной защиты.

CNews: А в чем Сбербанк заменяет функции Почты России?

Александр Жилкин: Те же самые платежи, расчеты. Мы планируем, что электронный формат взаимодействия будет доминирующим, однако Почта России, увы, не способна нас в этом поддержать.

CNews: Несколько лет назад завершилась федеральная программа поставок компьютерного оборудования в школы и оснащения их легальным ПО. Как вы оцениваете уровень нынешней технической оснащенности школ, в том числе и в плане подключения к интернету?

Александр Жилкин: Это программа — действительно большая — реализовывалась не только за счет федерального бюджета. Это было софинансирование. Сейчас мы ее продолжаем, осуществляя замену компьютеров. Школы оснащены оборудованием на 100%: это и мобильные классы, и стационарные компьютерные классы, и интерактивные доски. Но главное, мы обеспечили каждую школу широкополосным интернетом. В учреждениях, где количество учащихся превышает 150 человек, скорость интернета составляет 10 Мб/с — этого достаточно, чтобы спокойно пользоваться Wi-Fi на всей территории школы.

Помимо этого, мы начали пилотный проект для школ по линии безопасности: чтобы попасть в школу, ребенок должен авторизоваться с помощью отпечатка пальца. Родители также имеют возможность пройти на территорию школы — с помощью той же технологии, которая исключает проникновение в помещение посторонних людей. Пока мы внедрили такие системы физбезопасности только в нескольких школах, чтобы посмотреть, как это будет работать. Могу сказать, что эффект однозначно есть. Кроме непосредственно ограничения доступа в школу посторонних лиц, система дает возможность родителям отслеживать посещаемость своих детей.

К вопросам технической оснащенности школ, пожалуй, относится и наш проект для ребят, которые обучаются на дому. Была проведена немалая работа. Мы установили необходимое оборудование в домах всех школьников, находящихся на дистанционном обучении, подготовили условия для учителей, обучили родителей.

CNews: Министр связи на правительственной комиссии говорил о том, что операторы связи подтвердили готовность провести скоростной мобильный интернет в труднодоступные районы и в населенные пункты, численность которых меньше 50 тыс. человек. Насколько проблема нехватки скоростного мобильного интернета актуальна для вашего региона?

Александр Жилкин: В Астраханской области нет такой проблемы. В нашем регионе операторы и без того очень активно устанавливают вышки. А «МегаФон», например, именно на нашей территории в свое время апробировал 3G.

Кроме этого, я уже упомянул, что мы активно развиваем цифровое телевидение. У нас есть определенные ограничения возможностей работы аналогового телевидения (это связано с военными интересами страны). Планируется, что совсем скоро цифровое телевидение будет доступно всему населению области.

CNews: На каком этапе находится создание в Астраханской области системы 112?

Александр Жилкин: Первая в России «Служба 112» появилась на базе МЧС по Астраханской области, наш регион стал пилотной зоной. И сейчас мы обслуживаем даже ряд территорий Казахстана в рамках взаимодействия с приграничными регионами. У нас работает единый телефон — «112», по которому принимаются звонки от населения об экстренных и несчастных случаях. Информация передается в специальные центры, первые из которых открылись еще 2 года назад. В этих центрах работают очень хорошие специалисты, и служба реагирует действительно оперативно. Мы планируем, что к апрелю будущего года такие центры будут открыты по всей территории области.

Александр Левашов, Мария Чимиричкина