Разделы

Цифровизация Инфраструктура ИТ в госсекторе Внедрения

Управление воздушным движением: какая АС нужна России?

В настоящее время одним из острых вопросов является необходимость создания и внедрения новой московской системы управления воздушным движением. На недавнем заседании президиума правительства на ее развитие была определена сумма в 80 млрд руб. до 2025г. Однако процесс все еще не может быть запущен, поскольку до сих пор не выбран разработчик. Помимо этого, оказалось, что созданная по существующему ТЗ система не будет соответствовать требованиям Евроконтроля и не станет продуктивной. Что же нужно предпринять?

Сегодня в МВЗ, при максимальной интенсивности в каждом аэропорту менее 35 ВС/час и при наличии 2 ВВП, продолжают существовать большие временные задержки при вылете.

Таким образом, получается, что требования заказчика сохранить комплектацию секторов АДЦ не выдерживают критики. Для повышения продуктивности необходимо для аэропортов Шереметьево, Внуково, Домодедово предусмотреть по одному рабочему месту для диспетчеров управления потоками, утверждающих предлагаемую очередность использования ВПП, предполагаемые задержки и изменения режимов использования ВПП. Расположение этих рабочих мест целесообразно осуществлять на АКДП.

Можно утверждать, что в соответствии с прогнозом интенсивности при наличии в каждом аэропорту по 2 ВПП есть возможность обеспечения в аэропортах Шереметьево и Внуково пропускной способности до 60 ВС/час по сектору прилета и по сектору вылета. В свою очередь, в Домодедово для обеспечения пропускной 90 ВС/час потребуется 2 сектора прилета и один сектор вылета, когда преобладают прилетающие ВС, и наоборот, когда преобладают вылеты.


Опытный образец рабочего места управления потоками во Внуково-3. Разработчик НИИСССАУ

Помимо всего прочего, нужен коренной пересмотр ОВД и приведение ее в соответствие с требованиями ИКАО и опытом стран с интенсивным воздушным движением. Только после этого стоит вернуться к решению о количестве секторов в центре. Для этой цели Госкорпорация ОрВД и ГосНИИ Аэронавигации должны выдать предложения по организации воздушного движения, отвечающей требованиям ИКАО и существующим потребностям и в течение 1,5 лет внедрить ее в существующую систему УВД.

Полеты над Внуково. 65 минут наблюдения

Увеличить

Источник: Комплекс "РК-Резерв", 2008

Желательно еще до появления новой системы разработать и внедрить управление потоком прилетающих и вылетающих ВС с выделением специального рабочего места для аэродромов Шереметьево, Внуково, Домодедово.

Полеты в Шереметьево. 55 минут наблюдения

Увеличить

Источник: Комплекс "РК-Резерв", 2008

Таким образом получается, что система, разработанная согласно существующему ТЗ, не будет соответствовать требованиям Евроконтроля и не будет функционировать с той продуктивностью, с которой должна. К тому же, несмотря на выделенные государством денежные средства, разработчик для системы так и не определен. В этой связи в настоящее время первоочередной задачей является выбор компании-разработчика и коренная переработка существующего ТЗ.

Валерий Бобряков, Владимир Мутовкин


1  "A Human-Machine Interface for EnRoute Air Traffic Control. CoRe Functional and HMI Requirements. Prepared by: EEC – ECHOES (Eurocontrol Experimental Centre). 2005.