Разделы

Цифровизация ИТ в госсекторе

Слово «СМЭВ» в Новосибирской области знают даже в селах

На начало 2011 г. в Новосибирской области насчитывалось 12 тыс. муниципальных услуг. Стандартизация регламентов, перевод услуг в электронный вид и внедрение системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) позволили сократить их количество до 100. Кроме того, ввод СМЭВ стал настоящим катализатором распространения интернета в сельской местности.

Как рассказал CNews член правительства Новосибирской области – руководитель департамента информатизации и развития телекоммуникационных технологий Новосибирской области Анатолий Дюбанов, на этапе внедрения СМЭВ регион столкнулся с двумя основными проблемами. Первая заключалась в том, что для подготовки унифицированного перечня всех муниципальных услуг необходимо было типизировать все муниципальные регламенты. Всего на начало 2011 г. в Новосибирской области насчитывалось 12 тыс. муниципальных услуг, которые оказывали 490 муниципальных образований (это 35 муниципальных районов и городских округов). «В рамках контракта, заключенного с «Ростелекомом», в 2011 г. в электронный вид было переведено 110 государственных услуг. В последующие годы осуществлен перевод в электронный вид еще 247 государственных и типовых муниципальных услуг, принятых на всех уровнях муниципалитета, от уровня сельсовета до муниципального района», – говорит Анатолий Дюбанов.

12 тыс. разноформатных услуг оказывали 490 муниципальных образований на начало 2011 г.

490 муниципальных образований оказывают сегодня 100 типовых услуг с едиными регламентами

Вторая проблема заключалась в уровне информатизации населенных пунктов. Если в 2011 г. только 290 муниципалитетов из 450 имели доступ к интернету, то к середине 2012 г. предоставить бесперебойный доступ к сети удалось 100% сельским населенным пунктам. Сейчас минимальная скорость передачи данных в деревнях составляет 128 Кбит/сек, чего достаточно для работы в СМЭВ.

Только в половине сельсоветов был интернет-доступ на начало 2011 г.

Все села обеспечены интернетом к середине 2012 г.

При этом в Новосибирской области постоянно повышают компьютерную грамотность специалистов, работающих в СМЭВ. С помощью видеоконференций, проводимых регулярно в райцентрах, чиновникам рассказывают об актуальных изменениях работы в системе. «Роль партнерства с «Ростелекомом» в продвижении электронного правительства очень важна. Являясь главным исполнителем по государственной программе «Информационное общество», компания служит своеобразным локомотивом по переходу государства к оказанию услуг в электронном виде. Сейчас мы пытаемся сделать так, чтобы чиновники не только при взаимодействии с порталом госуслуг, но и на всех этапах исполнения заявления на оказание услуги работали с электронными версиями документов, а не с бумажными, и подписывались электронной подписью. Уже реальный опыт такого перехода показывает эффект сокращения времени, требуемого на различные согласования, в разы. Иногда на муниципальном уровне бумажный документооборот оказывается намного привычней и через какое-то время сотрудники опять под различными предлогами возвращаются к «бумаге», мы с этим боремся, и обратного пути уже не будет. Жесткие меры контроля приносят 10–15% прироста электронных запросов ежемесячно», – говорит Анатолий Дюбанов.

По его словам, сейчас ежемесячно через СМЭВ в Новосибирской области проходит более 150 тыс. запросов. А это значит, что именно такое количество справок жители области ежемесячно уже не добывают в борьбе с очередями и чиновниками. Примерно 70% запросов дает город Новосибирск, что связано, в первую очередь, с высоким уровнем проникновения интернета и компьютерной грамотности специалистов, использующих СМЭВ. Положительную динамику также обеспечивает ввод в эксплуатацию новых федеральных сервисов.

150 тыс. запросов ежемесячно проходит через СМЭВ Новосибирской области

70% запросов обеспечивает Новосибирск

Среди заметных успехов в развитии СМЭВ в Новосибирской области Анатолий Дюбанов выделяет перевод с января 2013 г. всех региональных и муниципальных услуг в электронный вид. Успехи Новосибирской области были отмечены на совещании у министра информатизации и связи Николая Никифорова. По словам руководителя департамента развития электронного правительства Минкомсвязи Алексея Козырева, тестирование 312 пар сведений в тестовом контуре СМЭВ в 13-ти пилотных субъектах завершено на 90%. Отмечены высокие темпы тестирования (98%) Новосибирской и Архангельской областей, Республики Татарстан.

Следующим шагом развития СМЭВ может стать сокращение количества схожих существующих или взаимодополняющих услуг на муниципальном и региональном уровнях. Но для этого необходимы изменения на федеральном уровне. «Государству необходимо установить все регламенты и описать схемы взаимодействия», – говорит Анатолий Дюбанов.

К сожалению, случаются и простои сервисов СМЭВ, часто это связано с недоступностью электронных сервисов федерального уровня. В отдельных случаях простои могут превышать 12 часов. «В большинстве случаев проблемы не на стороне Новосибирской области, а имеют федеральный масштаб. Из-за отсутствия доступности федеральных сервисов либо их некорректной работы ответ на запрос не может прийти вовремя, а чиновнику из-за невыполнения нормативных сроков рассмотрения бумаг (от 10 до 15 дней), грозит штраф в размере от 40 до 100 тыс. рублей. И это уже проблема, которая порождает неуверенность в работе системы. На мой взгляд, такие технические проблемы необходимо предотвращать как можно более оперативно. Повышение надежности – это не субъективное требование, а залог эффективной работы СМЭВ. Необходимо, чтобы на федеральном уровне был разработан жесткий регламент ответственности и обслуживания. Если в течение какого-то срока на федеральном уровне нет доступа к определенному сервису, то все силы технические службы должны быть брошены на устранение неполадок. Иначе чиновники разочаруются в электронных госуслугах и начнут переходить на бумажные носители», – заключает он.

В целом Анатолий Дюбанов отмечает, что Россия строит СМЭВ более эффективно, чем некоторые страны Западной Европы. «В России все муниципальные и региональные запросы проходят через СМЭВ. СМЭВ, как единая точка взаимодействия муниципальных и региональных запросов, является правильным решением. Могу привести в пример неудачный опыт СМЭВ во Франции. Один человек пользуется, как правило, десятками госпорталами, на которых предоставляются услуги различных ведомств. Для каждого из них необходимо зарегистрироваться в личном кабинете, получить электронный ключ и т.д.», – говорит он.

Виталий Мосеев