Разделы

Цифровизация ИТ в госсекторе

«Росэлектроника»: Как Россия обеспечит свои потребности в электронике

Генеральный директор холдинга «Росэлектроника» Андрей Зверев рассказал CNews о том, что ждет российскую промышленность в условиях ограничения поставок импортных электронных компонентов и какие действия предпринимает его компания. Полная версия интервью – в очередном номере журнала CNews.

CNews: Одна из актуальных тем в ИТ-сфере сегодня – изменение международного положения и возникшая в связи с этим необходимость замещенияимпорта элементной базы. Как вы оцениваете готовность отрасли на сегодняшний день?

Андрей Зверев: Импортозамещение – очень важная тема для государства. Но в области бытовой электроники нет смысла этим заниматься. Существует Юго-Восточная Азия, которая качественно и дешево выпускает электронные компоненты для всего мира. Другой вопрос – это электронные компоненты профессионального и специального назначения. Там нужны не сотни миллионов штук, а десятки и сотни тысяч различных чипов и прочих элементов, и могу сказать, что все это мы прекрасно можем производить здесь.

Проблема в том, что очень многие изготовители конечной продукции, и гражданские, и военные, идут по пути наименьшего сопротивления. Вместо ожидания, когда российская промышленность что-то разработает и выпустит, они берут то, что есть на рынке.

Сейчас каждый разработчик конечных изделий утверждает внутри любого образца набор импортных элементов. Мы можем произвести отечественные аналоги импортных элементов, но только разработчики нам говорят, что им нужна серия в 20 штук, а это же не разговор. Чтобы начать говорить о серьезном замещении импорта, нужно провести унификацию элементной базы, нужна очень серьезная координация разработчиков аппаратуры и тех, кто поставляет для нее электронно-компонентную базу.


Андрей Зверев: Должно быть принято решение о запрете импорта электронных компонентов

Если будет составлена библиотека элементов, которую может использовать любой разработчик любого вида аппаратуры (для связи, навигации, наведения, управления огнем, для профессиональной электроники специального назначения), тогда отечественный производитель элементной базы будет спокойно производить серию, конечно, не сотни миллионов штук, но хотя бы десятки или сотни тысяч.

Сейчас унификацией очень активно занимается Военно-промышленная комиссия под руководством вице-премьера Дмитрия Рогозина. Требуется принять жесткое решение о том, что, например, с 1 января такого то года наступает запрет на импорт компонентов и для специальной, и для профессиональной техники. До этого срока должна пройти унификация, промышленность должна подготовиться, но после этого - дедлайн. Никаких специальных разрешений, исключений на применение импортной ЭКБ (электронной компонентной базы) не будет вообще ни для кого. Кто не подготовился, тот идет на мороз. Мы работаем, выполняем НИОКР, разрабатываем то, что нужно заказчику. А заказчик это не применяет, потому что, пока мы разрабатывали, он уже начал применять аналогичное импортное изделие. Эта история повторяется из года в год.

CNews: И сейчас вы ждете принципиальных законодательных решений?

Андрей Зверев: Да, нормативных и законодательных решений. Я считаю, что государство должно занять очень жесткую позицию о запрете импорта. Я хотел бы, чтобы появилась дорожная карта с планом мероприятий, и в конце этой дорожной карты, в тот день, когда она заканчивается, наступал тотальный запрет на использование импортных компонентов в аппаратуре специального назначения. Это действительно будет очень серьезный толчок нашей промышленности.

CNews: Если представить, что эта нормативная база принята, то что из импорта могла бы заместить«Росэлектроника»?

Андрей Зверев: Например, в космической отрасли мы можем заместить практически все, кроме, пожалуй, вычислителей, процессоров. Мы можем делать элементную базу для наших спутников любого назначения. Мы в значительной степени сможем заменить электронные компоненты в аппаратуре связи, то есть в телекоме как гражданском, так и военном. В основном наши операторы связи, как и весь остальной мир, используют импортное оборудование «большой тройки»: Huawei, Cisco, Alcatel. Но в сфере оборудованияспециального военного назначения, закрытой связи ситуация не такая замечательная для иностранныхпроизводителей.