Разделы

Бизнес Цифровизация ИТ в госсекторе

Как работает "электронная приемная" Правительства Москвы?

Взаимодействие граждан и власти далеко не всегда бывает комфортным – бюрократические барьеры, волокита, а иногда и случаи коррупции сопровождают многие процессы от выписки справок до выдачи лицензий. Чтобы сделать работу чиновников максимально эффективной и свести потери времени гражданами до минимума, в Москве автоматизируется режим предоставления госуслуг по принципу "одного окна". С целью сокращения очередей и обеспечения возможности заказа интересующей услуги с использованием интернета было решено создать "электронную приемную". Портал был запущен 1 августа и уже видны первые результаты.

Большое значение в процессе оказания государственных услуг уделено вопросам предоставления заявителям возможности использования ИКТ для получения всей необходимой информации о работе служб, выдаваемых документах, правах заявителя при взаимодействии с органами власти. Для этого на сайтах и порталах городских организаций, выдающих документы в режиме "одного окна", размещена нормативно-справочная информация, бланки и формы документов, которые могут быть распечатаны и заполнены заявителям перед непосредственным посещением службы. Создан портал www.okno.mos.ru, содержащий максимально подробную информацию о работе служб "одного окна" и выдаваемых документах, вплоть до состояния подготовки конкретного документа, интересующего заявителя.

Проблемы и пути их решения

Анализ востребованности документов жителями Москвы на основе данных СКиМОО показал следующую статистику: 10% всего количества выдаваемых в городе документов (16 видов) обеспечивают 60% всего потока документооборота режима "одного окна" (2,8 млн из общих 4,6 млн в 2007 году). Поэтому 16 типов документов выделены в качестве приоритетных с точки зрения автоматизации подготовки и обеспечения их выдачи на основе "электронных регламентов". Понятие "электронных регламентов" введено для документов или других услуг, подготовка которых не требует участия человека или предполагает минимальное его участие. Основные операции, связанные с формированием интересующего заявителя документа, выполняются с использованием информации из баз данных систем организаций городского и федерального подчинения на основе web-сервисов. Для современных задач, решаемых в рамках ГЦП "Электронная Москва", характерна высокая степень интеграции различных проектов. Организация доступа к требуемой информации для решения задач "одного окна" осуществляется с использованием технологии среды электронного взаимодействия метасистемы "Электронная Москва". Возникающие при этом проблемы реализации "электронных регламентов" связаны, в основном, с двумя факторами. Во-первых, это нежелание собственников ИС предоставлять информацию в сторонние организации, использование требований законодательной базы в целях ограничения доступа к информации вместо поиска легальных способов преодоления административных барьеров. Мотивация такого поведения довольно прозрачна – попытки сохранения монополии на владение административным ресурсом, а также попытки скрыть отсутствие требуемой информации или ее неактуальность. Во-вторых – недостаточный уровень наполнения баз данных или плохая структурированность, не позволяющие однозначно предоставить информацию по запросу.

Первая проблема решается приведением нормативной базы в соответствие с современным уровнем развития ИКТ, а также организацией оптимальных механизмов электронного взаимодействия, стимулирующих собственников ИС к использованию автоматического предоставления данных и сокращению на этой основе трудозатрат. Наполнение актуальной информацией баз данных ИС связано с совершенствованием систем электронного документооборота и построением на их основе электронных архивов документов.

Созданный в рамках внедрения режима "одного окна" технологический и нормативный задел предстоит в ближайшей перспективе расширить на автоматизацию административных регламентов предоставления всех государственных услуг. В настоящее время Москва завершен этап регламентации деятельности органов исполнительной власти и городских организаций в режиме "одного окна" и в стадии завершения регламентация деятельности при предоставлении ими любых документов, выдаваемых в городе жителям и представителям бизнеса. Таким образом, положено начало созданию реестра государственных функций и услуг и систематизации нормативных правовых актов, регламентирующих их предоставление. Решение этой задачи невозможно без создания информационной среды, обеспечивающей ИТ-поддержку разработки, анализа и принятия нормативных правовых и организационно-распорядительных актов.

Такая среда должна обеспечивать простое и легкое управление административными регламентами и привязку к ним выполнения конкретных действий при оказании госуслуг ведомствами, подразделениями госорганов и отдельными исполнителями, а также эффективный контроль за соблюдением административных регламентов и нормативных правовых актов, регулирующих эту деятельность. При этом, в качестве интерфейсов для взаимодействия с этими ИС должны использоваться: со стороны сотрудников госорганов – интранет-портал правительства Москвы, а со стороны получателей госуслуг – соответствующие единые порталы их предоставления.

Схема работы "одного окна"

Прием и регистрация заявки производятся в "Системе обработки обращений". После приема документов начинается их подготовка по регламентной схеме. Вся информация поступает в "Систему обработки и взаимодействия", которая осуществляет сбор документов и данных о согласовании из внешних организаций в рамках регламентной схемы. Сотрудники внешних согласующих структур с помощью своих ИС обрабатывают запросы и формируют ответы. По возможности, обеспечивается предоставление требуемой информации из смежных систем без участия специалиста. Заявители и заинтересованные лица могут получить данные о статусе обращения, воспользовавшись "Порталом "одного окна".

Сотрудники контролирующей организации получают информацию о состоянии обработки обращений из "Системы координации и мониторинга" и формируют на ее основе аналитические отчеты. Специалисты служб "одного окна" производят изменения регламентных схем с помощью средств моделирования регламентов.

Схема работы ИС "одно окно"


Увеличить

Таким образом, в системе реализуется строгое соблюдение выполнения регламентной схемы, при этом, попытка выполнения регламента с отклонением от модели фиксируется и пресекается сервисами; централизованное хранение документов, выдаваемых службами "одного окна"; возможность поэтапного отслеживания прохождения регламентных схем по всем документам; централизованное хранение и исполнение регламентов, возможность управления работой служб "одного окна"; обеспечение электронного взаимодействия.

В качестве оптимального варианта для ИС "Одно окно" признано решение, основанное на принципах сервисно-ориентированной архитектуры (SOA) на базе платформы Oracle Fusion Middleware. Инструмент интеграции и исполнения регламентных схем Oracle BPEL Process Manager позволяет связывать разнородные приложения без специализированных механизмов интеграции. Система может функционировать на любом J2EE-совместимом сервере приложений, имеет открытые интерфейсы и базируется на открытых стандартах и технологиях веб-сервисов.

По данным мониторинга, около 40% московских предприятий и не менее 25% горожан - пользователей интернет - готовы воспользоваться электронными услугами органов исполнительной власти и городских организаций. В настоящее время в городе выдается около 400 типов документов, из них в режиме "одного окна" - 165. За 2007 год в городе в режиме "одного окна" выдано более 4,6 млн документов. Это то пространство, на котором можно потенциально рассматривать внедрение "электронной приемной". Пока же на портале реализовано всего 7 типов документов (услуг). В планах на ближайшее время стоит задача расширения перечня услуг, предоставляемых с помощью "электронной приемной", до 15-20 из наиболее востребованных в режиме "одного окна". В таком случае, по словам Калмыка, можно будет рассчитывать на то, что "электронная приемная" будет способна конкурировать с обычными способами получения услуг.

Яна Станкевич