Спецпроекты

На страницу обзора
Максим Цыпляев, Comindware: Low-code-платформы 一 инструмент для бизнеса, но в России пока им пользуются разработчики

Концепция low code родилась из понимания, что ИТ-разработка 一 это слишком дорого и долго. Проще дать простой инструмент разработки бизнесу, который будет создавать и менять функционал приложений одновременно с изменениями в бизнес-процессах компании. Именно поэтому на Западе среди решений для автоматизации процессов лидируют low-code-платформы. Руководители российских компаний только начинают осознавать возможности low code. О том, как меняется отношение заказчиков к российским low-code-платформам, рассказывает основатель разработчика low-code-платформы Comindware Максим Цыпляев.

Максим ЦыпляевComindware

Замена вендорского решения на базу данных с открытым кодом решается за 1-2 года

CNews: Многие программные решения из реестра Минцифры используют зарубежные компоненты. Как это влияет на зрелость систем и насколько быстро можно прийти к 100%-ной локализации?

Максим Цыпляев: В таком ключе корректнее говорить о компонентах, которые относятся к системным элементам, например о базах данных. Задача замены вендорского решения на базу данных с открытым кодом решается за 1-2 года.

Другой случай, если компоненты относятся к функционалу приложения. Например, российские компании часто используют свободно распространяемый процессный движок BPMs на открытом коде. В этом случае зрелость решения отстает от рынка на 10 лет, потому что на таком движке нельзя создать low-code-платформу. Получается платформа для программиста, но не для бизнеса.

Максим Цыпляев, Comindware: Наша платформа рассчитана на бизнес, а не на программистов

CNews: После ухода зарубежных вендоров компании «латают дыры» в ИТ-ландшафтах. Крупнейшие корпорации приступили к разработке собственных платформ для автоматизации бизнеса. Как собственная платформенная разработка влияет на цифровизацию российского бизнеса?

Максим Цыпляев: Такого рода разработки ведутся не часто, бизнес предпочитает готовые решения. Создавать и развивать платформу для одного заказчика долго, дорого и неэффективно. У решения будет ограниченный функционал, вне всякого сомнения.

С другой стороны, это производственные корпорации, а не разработчики. У них нет экспертизы, не выстроены процессы разработки. Поэтому говорить о собственной платформенной разработке в бизнесе как о тенденции нельзя. Конечно, бывают исключения, например «Сбер», Mail.ru, VK, 一 компании, чья деятельность напрямую зависит от технологий.

Продукт становится зрелым, только когда учитывает требования различных кейсов. В этом случае и финансирование находится. Поэтому одному пользователю крайне сложно разработать отраслевую платформу, которая будет внедряться в разумные сроки за разумные деньги.

CNews: Как быстро, по вашей оценке, российские разработчики смогут создать тяжелые отраслевые платформы типа ERP, MES?

Максим Цыпляев: На российском рынке уже есть подходящие решения, которые только ждут возможности развития.

Проведу аналогию с Rutube 一 прошлым летом только ленивый не пнул сервис за плохую работу. Но ведь и Youtube в своей первой версии тоже работал очень плохо. Сервис начал работать хорошо только с того момента, когда набралась критическая масса пользователей. И с Rutube, и с российскими отраслевыми платформами будет так же.

Да, в массе своей отечественные решения сырые. Но как только ими начнут активно пользоваться, они лет за 5 достигнут того уровня зрелости, который привычен пользователям SAP. Поэтому рабочие решения уже есть, их не нужно создавать с нуля. Например, есть решения для складов, которые не очень хорошо работают под высокой нагрузкой. Но они работают, ими пользуются и их доработают.

В российских компаниях low-code-платформы все равно выбирают ИТ-специалисты

CNews: Как меняется спрос со стороны российских предприятий на решения с инструментами low-code-разработки?

Максим Цыпляев: Прогресс есть, есть понимание преимуществ low-code. Но все равно мы отстаем от западного рынка на 2-3 года, хотя догоняем достаточно быстро.

CNews: Можно ли сказать, что дефицит ИТ-кадров подстегнул спрос на решения с low-code?

Максим Цыпляев: Нет, пока нельзя это утверждать. Дело в том, что в российских компаниях low-code-платформы все равно выбирают ИТ-специалисты. Это не аналитики от бизнеса. А low-code-платформа хороша именно тем, что в ней участие программистов минимально. От ИТ зависит 5一10% доработок, и основной разработчик 一 это аналитик бизнес-подразделения.

То есть мы отстаем от развитых рынков в ментальности. Там ИТ только верифицируют разработку 一 например, на соответствие требованиям безопасности. Но исключения уже есть.

«Сургутнефтегаз», с которым мы давно и успешно сотрудничаем, начал с ИТ, то есть ИТ-департамент выбирал платформу. В какой-то момент возникло понимание, что использовать ИТ неэффективно 一 это дорого и долго, потому что ИТ-департамент всегда перегружен.

Тогда группа аналитиков, которая транслировала требования бизнеса к ИТ, создала новую методологию работы на платформе low-code и фактически стала разработчиком. Зная проблемы бизнеса изнутри, они программируют процессы без полноформатного согласования ТЗ. Они используют подход Agile: услышал проблему бизнеса, зарисовал, настроил процесс, показал, поправил. И все это непрерывно и гораздо быстрее, чем через ИТ-департамент. Сейчас они имеют новый пакет программных инструментов.

Пример с «Сургутнефтегазом» 一 не единственный. На моих глазах уже несколько компаний прошли путь переосмысления и оставили ИТ только сервисную функцию. Программные решения в этих компаниях создаются бизнес-подразделениями.

Так что постепенно приходит понимание, что ИТ-департамент необязательно должен быть разработчиком. Хотя в России до сих пор превалирует этот подход.

CNews: Может быть, в России ИТ-разработчики сохранят свою роль, а бизнес будет только заказчиком?

Максим Цыпляев: Переход к программной разработке бизнесом 一 неизбежный этап эволюции. Просто в разных регионах, в силу внешних условий, эволюция идет разными темпами, но в одном направлении. На Западе все платформы, которые лидируют на рынке, это решения для бизнеса, а не для программистов. Потому что на таких платформах автоматизировать бизнес гораздо быстрее и дешевле.

Наша платформа рассчитана на бизнес

CNews: Comindware 一 разработчик low-code-платформы. Ваша платформа рассчитана на программистов или бизнес?

Максим Цыпляев: Платформа Comindware рассчитана на бизнес. Все другие отечественные low-code-платформы, о которых я знаю, используют подход Visual Studio и рассчитаны на программистов.

Мы сами используем свою low-code-платформу Comindware Business Application Platform 4 для управления компанией. Я не разработчик, не программист, но я могу зайти в то или иное приложение и изменить процесс. Например, добавить этап согласования с еще одним сотрудником.

CNews: Когда компании имеет смысл покупать готовые коробочные решения, а когда 一 low-code-платформу?

Максим Цыпляев: Хочу сначала пояснить преимущества платформенного подхода к автоматизации процессов. Платформа 一 это инструмент, который позволяет создавать приложения для любого бизнес-подразделения. То есть в рамках одной платформы можно создать CRM-модуль, ERP, HR и так далее. Альтернатива 一 покупка отдельных коробочных решений и их интеграция.

Применение low-code-платформы по сравнению с покупкой отдельных коробочных решений 一 это та же разница, что между пошивом костюма на заказ и покупкой готовой одежды. Портной снимет именно твою мерку и сделает идеальные для тебя пиджак, брюки, рубашку. И этот костюм не подойдет никому другому. Но можно купить костюм в магазине. Да, будет не очень удобно, но в принципе носить можно. Так же и коробочные решения 一 их невозможно кастомизировать на 100%.

И главное 一 ведь всегда приходится развивать решения. В случае коробочных решений это дорого и тяжело. В случае low-code развитие идет без ИТ, без вендора 一 это гораздо проще и быстрее. Вы получаете в свое распоряжение целое ателье.

Ну и в принципе, исходя из аналогичных соображений, компании выбирают платформы, а не коробочные решения для отдельных направлений.

CNews: Как наличие готовой low-code-платформы у ИТ-разработчика помогает привлечь заказчиков low-code-решений?

Максим Цыпляев: Очень помогает, потому что в таком случае внедрение становится дешевле и быстрее для заказчика. Сравните: 10一15 лет назад были платформы только для программистов. Low-code ускорил в разы и снизил стоимость разработки. При этом возможности решений, функционал не изменились.

Ментальность такова, что в России смотрят на стоимость и возможности первой версии, не учитывая будущие затраты на неизбежное развитие на горизонте хотя бы пяти лет. На Западе понимают, что доработки начнутся сразу после внедрения.

Российский бизнес планирует достичь полной импортонезависимости к 2030-2035 году

CNews: Как вы оцениваете динамику российского ИТ-рынка в условиях санкций в 2022 году? Можете ли дать прогноз на 2023 год?

Максим Цыпляев: Резко вырос интерес к отечественным решениям как с точки зрения бизнеса, так и с точки зрения государства. Но большинство бизнес-заказчиков сократили свои ИТ-бюджеты и потому не готовы внедрять российские программы прямо сейчас.

Российский бизнес аккумулировал достаточно большое количество иностранного софта, предприятия разработали дорожные карты на 10 лет по переходу на отечественные решения. Никто не бросился менять все и сразу, все выбрали политику постепенных изменений. Скорее всего, в 2023 году подход сохранится. Российский бизнес планирует достичь полной импортонезависимости к 2030-2035 году.

В сегменте госзаказа картина иная 一 заказчик не сокращает бюджеты на информационную безопасность.

CNews: Какие основные тенденции на отечественном ИТ-рынке 2022-2023 годов вы можете отметить?

Максим Цыпляев: Сегодня странно рассказывать о прорывных технологиях. Бизнес сфокусирован на непрерывности процессов и импортозамещении. Решаются главные вопросы: что будет, если меня отключат? что будет, если что-то сломается?

Предполагаю, что на обозримом горизонте мышление бизнеса останется в этой же парадигме. С другой стороны, и на Западе ничего прорывного не происходит. Поэтому отрыв в цифровизации не увеличится.

CNews: Как идет «передел» российского рынка разработки ПО после ухода ряда иностранных вендоров? Есть ли тенденция в виде новых коллабораций, партнерств, слияний?

Максим Цыпляев: Изменения, которые происходят, 一 это частные случаи, которые нельзя назвать тенденцией. Например, в 2022 году глобальная компания не могла остаться и на Западе и в России и выбрала Запад. В таком случае права на поддержку и доработку продавали российской компании.

В остальном все занимаются собственным ИТ-бизнесом, как и раньше.

CNews: Как меняются темпы цифровизации российской экономики в условиях международного кризиса?

Максим Цыпляев: Процесс цифровизации экономики мало связан с международным кризисом. И государство и бизнес осознали необходимость цифровизации несколько лет назад. Об эффективности предпринятых действий можно спорить, но они есть и будут продолжаться.

С кризисом связано только импортозамещение 一 очень мало кто сегодня внедряет нероссийские решения. Мы прозрели благодаря собственному неудачному опыту.

CNews: Как вы оцениваете роль государства как регулятора, игрока и заказчика в развитии отечественного рынка ИКТ с 2022 года?

Максим Цыпляев: До ввода санкций государству как регулятору приходилось давить на госзаказчиков, госкорпорации, крупный бизнес, чтобы внедрялись российские решения. И если раньше бизнес отмахивался, то сегодня все поняли, почему важно использовать отечественное ПО. Поэтому давление регулятора больше не нужно 一 все планируют импортозамещение добровольно.

Государство никогда не было игроком ИТ-рынка, разработчиком. Однако помогало и помогает продвигать отечественные решения. В текущей ситуации эта роль государства усиливается. Например, гранты на внедрение российских решений 一 очень полезный инструмент, особенно в условиях дефицита ИТ-бюджетов. Конечно, организационные условия получения грантов не такие удобные, как при собственных затратах.

Государство как заказчик всегда сильно влияло на российский ИТ-рынок, и с 2022 года это влияние еще выросло.

erid:Pb3XmBtzt6j7JxTrB22ZkyoiTuCZHDNSMkNfyuYРекламодатель: ООО "КОЛЛОВЭАР"ИНН/ОГРН: 7713707490/1107746404864Сайт: https://www.comindware.ru/