Замглавы ПФР Николай Елистратов о создании новой АИС Пенсионного фонда
Заместитель председателя правления Пенсионного фонда России Николай Елистратов рассказал в интервью CNews о целях создания новой информационной системы ПФР, о сложностях, которые возникли перед ИТ-командой фонда в связи с кризисом, а также о подходах к импортозамещению и использованию свободного ПО.CNews: Расскажите, пожалуйста, о нынешнем функционале АИС ПФР.
Николай Елистратов: Этому вопросу уделю немного больше времени, чем другим аспектам потому, что система, о которой мы сегодня будем говорить, уникальна, многогранна, огромна. Как отдельный континент.
Сегодня ПФР – один из наиболее значимых социальных институтов страны, крупнейшая система оказания государственных услуг в области не только пенсионного, но и социального обеспечения наших граждан, ключевой поставщик информации в рамках межведомственного взаимодействия.
Наши основные функции – назначение, перерасчет и финансирование пенсий и социальных выплат, ведение персонифицированного учета пенсионных прав граждан, администрирование страховых взносов, формирование и инвестирование средств пенсионных накоплений. Из-за того, что ПФР – прозрачная хорошо контролируемая и выстроенная вертикально-интегрированная государственная система с террорганами практически в каждом районе каждого субъекта, нам чуть ли не ежегодно государство делегирует новые функции по социальному обеспечению граждан, которые не относятся к пенсионному обеспечению. Так, к примеру, мы реализуем госпрограмму материнского капитала, нам поручили заниматься единой базой социального жилья, мы активно работаем с Министерством образования по мониторингу трудоустройства студентов, сейчас у правительства стоит задача создание единой базы социальных услуг – федеральных и муниципальных. Социальная политика нацеливается на адресность. Все эти проекты возможны благодаря тому, что у фонда есть структурированные базы, которые можно наращивать и развивать. Реализация всех этих функций и госуслуг, которые ежемесячно предоставляются миллионам граждан, автоматизированы, а это гигантские массивы информации.
По объемам информации, обрабатываемой во внутриведомственном и внешнем контурах, Пенсионный фонд находится в лидирующей пятерке самых крупных информационно и услугоемких федеральных органов.
Свои услуги Пенсионный фонд предоставляет через более 2500 клиентских служб – это 2500 точек входа в систему, 1000 мобильных клиентских служб, ЕПГУ, электронные кабинеты застрахованного лица и плательщика на сайте ПФР, многофункциональные центры. По сути, мы уже сейчас предоставляем клиентам широкий диапазон выбора способа реализации своих пенсионных и социальных прав в электронном виде. Без современной и устойчивой автоматизированной информационной системы такое многообразие реализовать невозможно.
Николай Елистратов: АИС ПФР за последние семь лет активно эволюционировала из исключительно интравертной ведомственной корпоративно закрытой, в экстравертную, открытую, весьма дружелюбную, мобильную, клиентоориентированную, во многом обращенную к внешнему пользователю систему
Информационный ресурс Пенсионного фонда состоит из различных баз данных, регистров и реестров, сегодня их более 20, они создавались в разное время под разные задачи, вытекающие из пенсионного и социального законодательства.
Для того, чтобы представить себе объемы и масштабы обрабатываемой информации в Пенсионном фонде, скажу только одну цифру: в прошлом году информационная система фонда (далее АИС) обработала и ответила на 1,4 млрд запросов!
Только один Информационный центр персучета ПФР (далее ИЦПУ) обрабатывает в пике более 1 миллиона запросов в день. Это структура является технологическим движком всей системы Пенсионного фонда. Там расположено наше технологическое железное сердце, оно собирает и актуализирует все базы и централизовано ведет эксплуатацию программно-технических комплексов Пенсионного фонда по всей территории страны.
Тестировочные и моделирующие стенды, система мониторинга, круглосуточная служба технической поддержки – все это наш технологический организм, который находится в постоянном развитии.
К техническим характеристикам АИС ПФР можно отнести: более 118 тысяч внутренних пользователей. Суммарный объем баз данных составляет 247,5 Тб, при этом ежегодный прирост информации в базах данных составляет 2,7 Тб. Средний объем информации, обрабатываемой в сутки, 120 Гб. Парк серверного оборудования включает в себя более 10 тысяч серверов.
CNews: Почему такие высокие объемы информации? Удается ли ее держать в актуальном, сохранном и защищенном состоянии?
Николай Елистратов: Ключевое слово – персонифицированный учет пенсионных прав граждан. У каждого человека, зарегистрированного в системе обязательного пенсионного страхования и работающего или работавшего, формируется пенсия. У каждого, у кого есть СНИЛС (наша зеленая карточка) есть в ПФР свой пенсионный счет. И вот на этом счете учтены трудовой стаж со всеми периодами и местами работы, размер зарплаты, суммы страховых взносов, теперь и пенсионные баллы, персональные данные о дате рождения, адресе проживания и др. И так по каждому гражданину… У нас индивидуальных счетов уже более 150 млн, включая счета умерших. Мы их тоже ведем, потому что по ним платятся пенсии по потере кормильца. Актуализация счетов происходит в ежеквартальном режиме, все страхователи отчитываются нам тоже в ежеквартальном режиме.
По этой информации Фондом ежегодно назначается более 2,7 млн пенсий, размеры пенсий пересчитываются по несколько раз в год, это плановые индексации, а еще у 14 миллионов работающих пенсионеров в августе происходит доплнительное увеличение пенсий за счет поступивших за год страховых взносов. А еще у нас есть социальные ежемесячные выплаты всем федеральным льготникам, а это под 20 миллионов человек, подвижная база и ежегодные перерасчеты размеров соцвыплат.
Плюс мы – крупнейшие поставщики информации другим ведомствам, чтобы они могли быстро оказывать людям свои госуслуги. Сейчас это уже автоматизированный обмен информацией со многими нашими партнерами.
Так, ежемесячно в целях контроля за выплатой пенсий сверяется с силовыми органами информация о 5 млн граждан, ежедекадно обрабатываются данные поступившие из органов ЗАГС о смерти и рождении граждан (порядка 1,7 млн записей о рождении и столько же о смерти), ежеквартально передаются в ФОМС сведения о работающих лицах, ежемесячно представляется информация негосударственным пенсионным фондам о формировании пенсионных накоплений, ежемесячно в органы социальной защиты представляются данные о льготных категориях граждан, о размерах пенсий. Наша информационная система взаимодействует с более, чем двумя с половиной тысячами информационных систем других федеральных и муниципальных ведомств. Это и СМЭВ, и двухстороннее взаимодействие. При этом мы информационно в рамках исполнения законов взаимодействуем не только с госведомствами, но и с гражданами и юрлицами.
CNews: То есть теперь вы работаете не только «на себя», но и «вовне»?
Николай Елистратов: Да, это становится нормой. Поэтому АИС ПФР за последние семь лет активно эволюционировала из исключительно интравертной ведомственной корпоративно закрытой, в экстравертную, открытую, весьма дружелюбную, мобильную, клиентоориентированную, во многом обращенную к внешнему пользователю систему.
До 2010 года, она целенаправленно, жестко исполняя положения законодательства, накапливала потенциал в виде информационного ресурса, завязанного на различные аспекты сферы пенсионного обеспечения. Чисто пенсионная, персонифицированная, учетная функциональность на раннем этапе развития. Такая узкая специализация сопровождалась соответствующей технологичностью информационной системы. Выборки из баз данных делались строго к определенному законодательством времени. По нынешним временам – редко и узко.
Николай Елистратов: Мы стараемся уходить от монополизма. И если вы посмотрите на списки тех, кто давно работает с Пенсионным фондом, то увидите, что таких компаний очень много. Единый подрядчик может поломать всю управленческую схему работы, когда входит в большой проект. И этому есть примеры
С переходом на задачи предоставления государственных услуг в электронном виде, активного использования СМЭВ, совершенствования системы государственного управления и нацеленность на качество социального обеспечения, АИС ПФР стала адаптироваться к новым реалиям.
Начав в 2011 году организационную, методологическую, проектную работу по созданию системы нового поколения, к 2015 году она перешла экватор плановой работы в рамках Концепции создания АИС ПФР – 2. Уже сейчас она способна решать самые сложные, неординарные задачи. Сегодня мы способны быстро делать точечные тематические выборки из наших баз данных и делать их статистический анализ, а еще вчера этого не было... АИС ПФР-2 будет состоять из 25 функциональных, инфраструктурных и обеспечивающих подсистем, некоторые из которых по масштабам превосходят совокупные информационные системы средних по величине ФОИВов. Мы планируем завершение основного массива работ к 2017 году, идем в графике.
CNews: Все-таки хотелось бы детальнее понять, что появится в 2017 году с точки зрения госуслуг, с точки зрения внутренних процессов Пенсионного фонда, администрирования пенсий и так далее, из того, чего сейчас нет.
Николай Елистратов: В 2017 году и ранее. Ключевая цель – высокое качество оказания государственных услуг гражданам за счет скорости, точности и многообразия форм их предоставления. У людей появится больше возможностей обращаться к нам лично, через электронные сервисы или МФЦ, не собирать большое количество документов, а с другой стороны – не приходить к нам за документами для получения других госуслуг. И еще важно – современная информационная система снизит объем ручного труда сотрудников фонда, снизит поток граждан в клиентские службы. Сегодня до 30 миллионов граждан в год обращаются к нам лично, все наши услуги в силу закона носят заявительный характер.
Мы уже сегодня даем людям возможность получать часть наших услуг в дистанционном режиме. На сайте ПФР открыли кабинет застрахованного лица, где есть полезные сервисы записи на прием, предварительного заказа документов, подачи обращения, а есть новый и очень важный сервис информирования о сформированных пенсионных правах для граждан – будущих пенсионеров. Человек в режиме реального времени может увидеть весь свой трудовой (страховой) стаж, места работы, суммы начисленных страховых взносов трансформированных в пенсионные баллы, информацию о пенсионных накоплениях. Можно посчитать свою пенсию на настоящий момент и посмотреть, какой она будет через пять или десять лет работы с той или иной зарплатой – это наш пенсионный калькулятор, который в этом году стал индивидуальным. Мы впервые показали информацию о стаже граждан до 2002 года, то есть за те периоды, когда не было системы персонифицированного учета пенсионных прав. Мы эту информацию многие годы собирали с работодателей, формировали электронную базу. Вся эта информация очень важна для будущего пенсионера, потому что мы ее получаем не от гражданина, а от работодателей. У нас есть много примеров, когда работодатели не сдают отчетность, а когда человек приходит за назначением пенсии, мы совместно с ним месяцами занимаемся сбором документов, подтверждающих его периоды работы. Вот мы нацелены на такие сервисы, чтобы граждане ими пользовались, понимали, как формируется их пенсия, могли подавать нам любые заявления и при этом не тратить время на хождение в наши офисы.
Для плательщиков страховых взносов у нас также есть электронный кабинет. Очень востребованный, кстати. За год снебольшим им стали пользоваться примерно 60 % страхователей, за год в нем было сделано 14 миллионов операций. Мы его опять же делали для того, чтобы было удобно страхователям, чтобы они могли экономить свое время и ресурсы при взаимодействии с ПФР. Развитие таких сервисов возможно только при сильной автоматизированной информационной системе.
CNews: Вы одновременно предоставляете услуги и через ЕПГУ, и через свой сайт. Как вы, в целом, относитесь к долгосрочной перспективе развития этих двух параллельных каналов? Они оба онлайн, они оба, по сути, выполняют примерно одни и те же функции.
Николай Елистратов: Прежде всего, мы идем по пути выполнения требований наших клиентов. Электронные сервисы на нашем сайте – это такой ответ на современный общественный вызов. Люди активно пользуются интернетом, совершают покупки, освоили интренет-банкинг. И везде есть у людей свои интернет-кабинеты, у пенсионного не было, а запрос от граждан был. Им так удобно. Мы сделали. У нас посещаемость сайта одна из самых высоких по госведомствам – только за январь-февраль более 2,5 млн человек.
Это вопрос, который возникает в общении с Минкомсвязи регулярно. Если они создадут такой механизм подключения и контроля информации, который полностью устроит ПФР, то, конечно, большая часть информации может пойти через общегосударственные каналы. Но я думаю, что пока на сегодняшний день, и это доказывает практика, человеку комфортнее войти на сайт Пенсионного фонда и там получить ту информацию или ту услугу, которая ему нужна.
То есть, мы не против того, чтобы эти сервисы были централизованными, но только с учетом наших интересов в вопросах управления самой системой, и, конечно, управления безопасностью и защитой персданных.
CNews: Как вы оцениваете функциональность системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), ее надежность?
Николай Елистратов: СМЭВ – это очень полезный проект, инструмент для коллективной работы. Для того, чтобы СМЭВ заработала в полную силу, надо чтобы все ведомства были готовы в одинаковой степени к такой работе, не только федеральные, но и региональные и муниципальные. Тогда будет желаемый эффект. СМЭВ развивается и будет развиваться. Фонд активно интегрирован в СМЭВ, мы по всем запросам выдаем информацию, теперь мы хотим больше получать информации от других ведомств, чтобы граждане были избавлены от сбора документов.
CNews: Сокращаете ли вы свои ИТ-расходы на 2015 год относительно 2014 года в связи с кризисом и каковы бюджеты?
Николай Елистратов: Мы сейчас работаем в рамках Концепции развития автоматизированной информационной системы (АИС ПФР-2), которую мы разрабатывали и согласовывали с Минкомсвязью, которую нам аудировала Счетная палата. Как я сказал, в промышленную эксплуатацию она будет вводиться в 2017 году. По этой концепции и по планам информатизации, которые мы ежегодно согласуем с Минкомсвязью, 2014–2015 годы являются пиковыми с точки зрения затрат.
ИТ-бюджет 2014 года в соответствии с Законом о бюджете Пенсионного фонда РФ составил 10,97 млрд руб., включая 1,9 млрд – комплексная услуга связи.