Минсвязи Якутии: К импортозамещению нужно подойти без политики, не рубя шашкой
Об отношении малочисленных народов Севера к электронным услугам, о холодной рассудительности в вопросах импортозамещения, о способах коммерциализации регионального ЦОДа и в целом об уровне информатизации самого большого региона России, богатого алмазами, золотом и ураном, — в интервью CNews рассказал министр связи и информационных технологий Республики Саха (Якутия) Александр Борисов.Совокупно все управление должно находиться в Министерстве связи Якутии. У нас есть необходимая инфраструктура, каналы и линии связи. Используем как государственные сети, так и сети операторов связи. Обычно бывает так, что, взявшись за какой-то проект, одна структура начинает строить все свое независимое. При этом не в полной мере используются государственные возможности региона, других операторов связи. Мы знаем, где у нас есть возможности и какой дополнительный потенциал задействовать.
CNews: Что вызывает наибольшую сложность в этом проекте, на ваш взгляд?
Александр Борисов: Первое, что нужно нам – это знать все пожелания каждой структуры, которая хочет иметь свою часть функционала в системе «Безопасный город». Нам надо объединить общие интересы. Пока это не до конца понятно.
CNews: Вопрос межведомственной координации?
Александр Борисов: Да – это первое. Согласование всех технических возможностей этой системы и потом уже реализация. Каких-то серьезных препятствий, кроме этого на сегодняшний день мы не видим.
CNews: Еще одна тема федерального значения – это внедрение единой ГИС ЖКХ, с ее региональными сегментами. Каков ваш опыт работы с этой системой?
Александр Борисов: У нас есть своя региональная Единая информационная аналитическая система жилищно-коммунальных услуг. В этом году она вводится в промышленную эксплуатацию.
Поскольку мы стартовали раньше, чем федеральный центр стал разрабатывать и внедрять ГИС ЖКХ, то решили свой проект не приостанавливать. Мы доведем республиканскую ЕИАС ЖКУ до уровня федеральной ГИС ЖКХ. Есть требования федерального центра, которые не учитываются в нашей системе. А где-то, наоборот, у нас больше информации. Поэтому мы доработаем в этом году свое решение для полноценной интеграции с ГИС ЖКХ. Запуск обновленной системы планируется 4 сентября 2015 года.
CNews: Как будет строиться работа с такими элементами ГИС ЖКХ, как единый портал, где можно получить информацию по всем снабжающим, управляющим организациям? Вы будете с ними интегрироваться?
Александр Борисов: Да, мы будем интегрироваться. Сейчас готовится закон в республике об информационной автоматизированной системе в сфере жилищно-коммунального хозяйства. У нас появится единый портал, к которому будут подключаться все предприятия, работающие в сфере ЖКХ. Счета, которые они генерируют, будут доступны для жителей. Оплата также будет происходить через портал.
CNews: Следующий федеральный проект пока касается только использования федеральных трасс – это система взимания платы с большегрузов. Как вы смотрите на этот проект применительно к республиканским дорогам? Какой к нему интерес?
Александр Борисов: Для меня как для профессионала эта практика не вызывает никаких нареканий или удивления. Но сегодня, если мы просто поставим специальное оборудование, которое должно взимать плату, нас народ не поймет. Государство для того, чтобы взимать плату, должно сделать очень хорошие условия в этой сфере, а именно хорошие дороги.
CNews: Но ведь и планируется за счет этих средств улучшать дороги.
Александр Борисов: У нас три федеральных трассы в Якутии. Одна – дорога в Вилюй от Якутска, другая идет на Колыму, третья в Амурскую область. Все они в основном с гравийным покрытием. Устанавливать там плату при таком их состоянии не правильно. А вот если они станут другого качества, это уже иной подход. Есть же Дорожный фонд, нужно за счет него строить.
CNews: Как вы смотрите на то, что система, которая сейчас разработана для взимания платы по федеральным дорогам, будет масштабироваться и в регионы – уже с готовым порталом и аппаратными решениями?
Александр Борисов: Ну, почему бы и нет. Но еще раз обращаю внимание, чтобы ввести оплату за дороги, нужно построить вначале эти дороги.
CNews: Очень хотелось задать следующий вопрос именно в этом регионе. На многих конференциях отшучиваются по поводу одной из приоритетных услуг, которая определена для всей Российской Федерации, – выдачи охотничьего билета. Не все регионы являются исконно охотничьими. Мне кажется, для Якутии как раз эта услуга актуальна. Как выглядит сейчас электронная услуга «Выдача охотничьего билета»?
Александр Борисов: Эта услуга у нас уже присутствует два года в электронном виде. Есть возможность подать заявку или на портал госуслуг, или в МФЦ, или прямо в орган власти. Но все равно очное обращение потребуется, чтобы передать фотографию. Далее заявителю приходит извещение, что результат готов. Получить его можно в МФЦ.
CNews: А фотографию по интернету пока нельзя передавать?
Александр Борисов: Пока нет. Но мы работаем над этим.
CNews: Какой у вас процент оказания этой услуги в электронном виде от общего количества?
Александр Борисов: Такой статистики нет, могу сказать, что выдано порядка 70 000 охотничьих билетов.
CNews: А население республики?
Александр Борисов: Порядка миллиона. Понимаете, еще не все привыкли пользоваться такими новшествами. На Севере охотятся и рыбачат больше чем, в центральной Якутии.
CNews: Они пока не привыкли оформлять «билет»?
Александр Борисов: Всё приходящее. Со временем привыкнут.
CNews: Вы говорили, что в республике сейчас проходит консолидация ИТ-функций. Выводятся непрофильные функции на аутсорсинг. Могли бы вы подробнее рассказать, что это за функции?
Александр Борисов: Я занимаюсь этим с начала своей деятельности в Правительстве. Я увидел, что каждый орган власти, как говорится, – кто в лес, кто по дрова. В 2010 году у нас были различные провайдеры телекоммуникационных услуг из Хабаровска, Якутска. Мы стали все это централизовать. После централизации, сделали так, что канал доступа к интернету за те же деньги в несколько раз стал шире. Внедрили IP-телефонию, уходим от обычных телефонов. Это дало очень хорошие экономические результаты и возможность предоставления дополнительных услуг.
Также объединили полномочия по поставке и ремонту компьютерной техники. Объединены сейчас и полномочия по разработке ведомственных информационных систем. Если ведомство желает что-то, то функционал разрабатываем с ними совместно. Ведомство выступает методологом, а разработку курируем мы. Мы также ведем эксплуатацию и модернизацию этих систем.
Раньше были ИТ-шники в органах власти. Теперь эти специалисты будут у нас. Мы занимаемся консолидированным мониторингом состояния компьютерной техники, периферийных устройств. У нас создана Единая служба технической поддержки и единый мощный центр обработки данных. Все ведомства свои вычислительные мощности переведут в этот ЦОД. Очень удобно, никаких денег на содержание им не требуется.
CNews: Все системы работают в этом ЦОДе?
Александр Борисов: Да. У нас еще есть свободные мощности, и мы подумываем над коммерциализацией своего проекта по ЦОДу.
CNews: Что это означает?
Александр Борисов: Мы готовы предоставлять облачные технологии для крупных предприятий и уже ведем с ними переговоры. Также эта услуга может быть интересна операторам связи. По требованиям к ЦОДам мы соответствуем уровню Tier III, это высокая степень надежности.
CNews: Вы говорили об образовательном портале, что имеете хорошие успехи и достижения в его использовании. Могли бы вы что-то подробнее рассказать об этом проекте?
Александр Борисов: Ну, как мне кажется, это один из самых удачных проектов нашего региона за несколько лет. И он еще в полную мощь не заработал. Это случится через 2–3 года, когда мы уравняем возможность доступа к интернету.
CNews: Что он предполагает, кто пользователи, какой эффект?
Александр Борисов: Мы присоединили все школы и детские сады к ресурсу, всего 773 детсада и 647 школ. Есть функция записи в очередь в детский сад, в школу. Единая электронная очередь сформирована по всей республике. Есть соответствующий платежный шлюз. У нас порядка 36000 обращений за полтора года. Многое, что касается учебного процесса, можно увидеть на этом портале. Тот же электронный дневник. На портале заведено 146 тысяч личных кабинетов родителей.
CNews: В России утвержден план реализации концепции региональной информатизации, там, в частности, есть мероприятия по ветеринарии, сельскому хозяйству, животноводству. Проводится ли сейчас в республике какая-то работа в этой сфере?
Александр Борисов: Мы сегодня предоставляем информацию в федеральную систему о регистрации самоходных машин, к которой нам организован доступ. От всех территориальных представительств Управления Гостехнадзора Республики Саха (Якутия) информация поступает в город Якутск, а из Якутска уже по системе направляется в федеральный центр. Пока это в достаточно простом виде, но мы развиваемся.
Что касается ветеринарных услуг, мы также работаем с департаментом ветеринарии Якутии. Требования такие, что сельскохозяйственная продукция – где бы она ни была выращена – должна иметь сертификат соответствия. И этот сертификат должен быть электронным. Контролирующие организации должны иметь возможность сверять данные полностью в электроном виде. Это достаточно затратный проект и сейчас мы оцениваем наши возможности как технические, так и финансовые, чтобы подступиться к его воплощению.
CNews: Будет со стороны федерации какое-то единое централизованное решение?
Александр Борисов: Разрабатывается система на федеральном уровне, но требования по региональному сегменту мы уже получили.
CNews: И по направлению ветеринарии и животноводства?
Александр Борисов: Да. Планируется, что системы будут централизованные. Не нужно изобретать велосипед, если уже есть наработки. Ведь сертификат соответствия сельхозпродукции не только у нас в Якутии нужно подтверждать, а в том числе за ее пределами и без централизованной системы, агрегирующей данные, здесь не обойтись.
CNews: Куда и как, на ваш взгляд, будут развиваться технологии улучшения качества госуправления?
Александр Борисов: Мне кажется, сегодня нужно решать одну проблему: курсирует слишком много информации. Ведомства требуют друг у друга избыточных данных. На устранении этого недостатка надо сконцентрироваться, обязательно при поддержке законодателя, чтоб была возможность для беспрепятственного обмена юридически значимой информацией. Сегодня чиновник, более 50% времени тратит на составление определенных отчетов и справок. И не обязательно при взаимодействии с пользователем, но и во внутриведомственном документообороте. Нужно иметь возможность оперативно обмениваться информацией, делать ее доступной, и предоставлять возможность чиновнику формировать необходимые ему запросы.
Нужно гоняться не за массовостью электронных госуслуг, а добиться качества исполнения самых популярных из них.
CNews: Какой у вас, кстати, показатель использования госуслуг?
Александр Борисов: Пользуются электронными услугами, совокупно предоставляемыми разными сервисами, 31% населения, это около 300 тысяч человек. Всего у нас зарегистрировано в ЕСИА 72 тысячи человек. Это чуть меньше 10%.
CNews: С чем связываете такой низкий показатель?
Александр Борисов: Приведу для понимания такие данные. В конце прошлого года количество зарегистрированных пользователей было 25 000 человек. Мы стали популяризировать электронные услуги и повысили эту цифру в несколько раз. Пока пользователей не так много, но при этом мы сделали резкий скачок по их увеличению.
Антон Кураш