Разделы

Цифровизация ИТ в госсекторе

ИКТ-стратегия: опыт Калужской области

Сегодня ведомства Калужской области реализуют проекты в сфере ИКТ самостоятельно. Однако регион уже уверенно встал на путь централизации. С 2014 г. введена система обязательно согласования работ в сфере ИКТ с профильным Министерством развития информационного общества. Одновременно Калужская область при поддержке Аналитического центра при Правительстве РФ разработала собственную Стратегию использования и развития ИКТ органов власти на период до 2020 г.

Разработке Стратегии предшествовало масштабное обследование состояния ИКТ-инфраструктуры 27 органов власти Калужской области и 4 крупнейших муниципальных образований.

Предстояло выяснить, какая информация необходима тому или иному ведомству для его полноценной работы, какие ИКТ-ресурсы у него имеются, и какие необходимы.

Региональная ИКТ-инфраструктура

Как выяснилось, текущее состояние региональной ИКТ-инфраструктуры вполне удовлетворительно и способно обеспечить большинству органов власти стандартный набор сервисов.

В региональных органах власти, подведомственных учреждениях и органах местного самоуправления в совокупности используется более 3100 компьютеров. Количество серверов, обслуживающих органы власти и МФЦ, приближается к 200. Это оборудование задействовано в работе 54 информационных систем.

Состояние ИКТ-инфраструктуры Калужской области на 01.01.2015 г.

  • 1925 – количество персональных компьютеров (АРМ) в органах власти области и подведомственных учреждениях
  • около 1200 – количество персональных компьютеров (АРМ) в органах местного самоуправления
  • 159 – количество серверов, обслуживающих органы власти

  • более 30 – количество серверов, обслуживающих сеть МФЦ
  • 54 – количество информационных систем

  • Около 60 % – домохозяйств имеют доступ к высокоскоростному интернету
  • 29 % – удельный̆ вес населения, использующего интернет для взаимодействия с органами власти
  • Источник: Министерство развития информационного общества Калужской области, 2015

Доля устаревшей̆ техники в государственных ведомствах составляет около 12%. Около 16% из них испытывает острую потребность в таких информационных ресурсах как базы данных, справочники, классификаторы, около 10% - в новом программном обеспечении.

Одновременно была создана автоматизированная система учёта сведений об элементах ИКТ-инфраструктуры.

Она позволяет хранить сведения об имеющимся в регионе ИКТ-оборудовании и программном обеспечении, электронные копии документов, дистрибутивы, файлы с исходными данными, анализировать потребности региональных органов власти в ИКТ-ресурсах, поддерживать в актуальном состоянии НСИ.

Система автоматизации учета ИКТ-ресурсов

Источник: Аналитический центр при Правительстве РФ, 2015

ИКТ-стратегия

Важнейшим этапом разработки ИКТ-стратегии стал анализ задач социально-экономического развития региона и формирование на его основе портфеля ИКТ-проектов. Главным показателем необходимости реализации того или иного проекта стал его «вклад» в решение задач социально-экономического развития региона, который определялся на основании целого ряда показателей, в том числе и экспертных оценок.

В конечном итоге в Стратегию были включены 33 портфеля проектов. Среди них такие как «Открытое правительство», «Электронный муниципалитет», «Безопасный регион», «Внедрение медицинской информационной системы», «Система мониторинга и контроля состояния ЖКХ» и др. «Все указанные проекты имеют еще и показатель приоритета, присвоенный им на основе оценок экспертов, - говорит Дмитрий Разумовский, министр развития информационного общества Калужской области. - В тройке важнейших – работы по созданию открытого правительства, информатизации здравоохранения и ЖКХ».

Стратегия будет реализована в 2 этапа.

На первом (в 2015-2017 гг.) в регионе будут внедрены элементы стратегического проектного управления развитием ИКТ, централизована система закупок и лицензирования ПО, унифицировано общее ПО, произведено дооснащение органов власти необходимым оборудованием, консолидированы вычислительные мощности. Одновременно в Калужской области будут внедряться федеральные информационные ресурсы в ключевых отраслях – здравоохранение, образование, ЖКХ, транспорт и т.д.

На втором этапе, охватывающем 2018 – 2020 гг., планируются дальнейшая планомерная замена устаревшего оборудования, внедрение и сопровождение федеральных автоматизированных систем, а также создание и модернизация информационных ресурсов регионального уровня и интеграция их в единое информационное пространство.

Таким образом, в случае успешной реализации Стратегии к 2020 г. в Калужской области появятся единая унифицированная техническая инфраструктура, комплекс автоматизированных систем, интегрированный на федеральном и региональном уровнях, а также региональный фонд алгоритмов и программ.

Наталья Рудычева/CNews Analytics