Разделы

Цифровизация ИТ в госсекторе Маркет

Электронное правительство России. Полное досье

CNews впервые публикует перечень всех информационных систем, входящих в инфраструктуру электронного правительства России, а также анализирует контракт, заключенный между Минкомсвязью и «Ростелекомом» на их эксплуатацию.

Собеседник CNews, близкий к новой команде Минкомсвязи, полагает, что это договоренность между прошлой командой и «Ростелекомом». «Согласно 210-му закону, регионы могут иметь собственные РСМЭВ, тем не менее критерии аттестации региональных шин на статус РСМЭВ формально определены не были, — рассказывает он. — «Ростелеком» же как оператор эксплуатации очень ловко привязал официальную терминологию (РСМЭВ) к неотделимой части архитектуры — региональным шинам».

Экс-сотрудник «Ростелекома», занимавшийся электронным правительством, говорит, что у регионов всегда был выбор — либо арендовать инфраструктуру за 15 млн руб. в год, либо создать собственную за 150–350 млн руб. в зависимости от субъекта, и модель аренды для них оказалась более предпочтительной. «Это как каналы и услуги связи, — добавляет он. — Никто же свои каналы связи не строит, а все потребляют услуги. Так же и с инфраструктурой для электронного правительства. Подобную услугу могли оказывать и МТС, и «Вымпелком», если бы инвестировали в создание своей РИЭП». Объем необходимых средств на создание подобного решения он оценивает в 1 млрд руб.

По мнению президента УЭК Алексея Попова, ранее работавшего директором ИТ-департамента правительства, не проблема, чтобы регионы арендовали чужой РИЭП (пусть даже и у коммерческой компании), но важно, чтобы субъекты реально имели возможность выбора. В то же время если система не подразумевает альтернативы, то она должна принадлежать государству, добавляет эксперт.

Федеральная инфраструктура электронного правительства также не полностью принадлежит государству, ранее рассказывали CNews в Минкомсвязи. Например, «Ростелеком» является владельцем системы автоматизированных рабочих мест Центров продаж и обслуживания клиентов (АРМ ЦПОК). С ее помощью осуществляется выдача кодов активации гражданам, зарегистрировавшимся на портале госуслуг, через офисы оператора.

В «Ростелекоме» замечают, что выдача кодов активации осуществляется разными способами, а основным видом доставки кодов являются отправления «Почты России». «Услуга «Ростелекома» по выдаче кодов активации при посещении ЦПОК является дополнительным, а не основным способом доставки. Сделано это исключительно для удобства и возможности выбора для пользователей», — объясняют в операторе.

«Подобные услуги могут при необходимости оказывать другие организации, определенные государством. Для этого возможно использование решений «Ростелекома» или создание собственного продукта», — говорят в компании.

Электронное правительство, по мнению «Ростелекома», вообще не может состоять исключительно из информационных систем, принадлежащих государству. «Услуги ЖКХ, оплата пошлин, штрафов и т.д. осуществляются негосударственными организациями. Без использования информационных систем поставщиков начислений, банков функционирование электронного правительства не может существовать полноценно, — считают в операторе. — В этом смысле дополнительные сервисы иных организаций, не подменяющие, а дополняющие возможности государственных систем, необходимо всячески приветствовать. Естественно, что подключение таких сервисов должно проводиться по решению государственных заказчиков».

Риски передачи на аутсорсинг государственных ИТ-систем недавно материализовались в Украине, где попытка Минюста отказаться от услуг коммерческого подрядчика привела к отключению ключевых реестров и, как следствие, блокировке работы целого ряда ведомств. Так или иначе, дальнейшая стратегия Минкомсвязи заключается в том, чтобы обеспечить независимость инфраструктуры электронного правительства от оператора эксплуатации, говорил на недавнем круглом столе CNews директор департамента развития электронного правительства министерства Алексей Козырев. Правда, о конкретных шагах в этом направлении пока не известно.

Перечень систем инфраструктуры электронного правительства, обслуживаемых «Ростелекомом» по контракту с Минкомсвязи

Система (услуга) Назначение Количественные характеристики в период оказания услуги (сентябрь – декабрь 2013 г.) Оборудование и ПО
Единый портал государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ) Расположен по адресу gosuslugi.ru. Обеспечивает доступ физических и юридических лиц к сведениям о госуслугах и функциях, а также предоставление их в электронной форме. Количество поданных заявлений на оказание услуг (федеральных, региональных, муниципальных) – до 19 млн
Среднесуточное количество пользователей, посетивших ЕПГУ – до 500 тыс.
Количество услуг, оказанных по 3, 4 и 5 этапам на ЕПГУ – до 17 млн
Максимальное количество пользователей, одновременно работающих с формами заявлений на ЕПГУ – до 3 тыс.
Закупка 2009 г.:
Маршрутизаторы и система обнаружения вторжений Cisco, серверы HP, СХД, Hitachi, СУБД и др. ПО Oracle, средства защиты каналов связи АПКШ «Континент»
Закупка 2010 г.:
Серверы и ленточная библиотека IBM, Коммутатор сети хранения HDS Brocade, Коммутаторы системы безопасности Juniper, Система защиты от DDoS атак Arbor Peakflow, СЗИ персональных данных Stonesoft
Государственная электронная почтовая система (ГЭПС) Доступна на ЕПГУ. Служит для юридически значимого обмена электронными сообщениями между гражданами и частными организациями с одной стороны и госорганами с другой. Количество подключенных услуг (с уведомлениями через ГЭПС) – до 5
Количество отправляемых сообщений – до 170 тыс.
нд
Единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА) База идентификационных и персональных данных пользователей – физических лиц, индивидуальных предпринимателей и уполномоченных представителей юридических лиц. Также в состав ЕСИА входят программные и технические средства, обеспечивающие идентификацию и аутентификацию пользователей при доступе к различным государственным информационным системам (в частности, ЕПГУ). Подробнее о системе читайте в 68 номере журнала CNews, а также на сайте CNews.ru. Количество зарегистрированных пользователей (физических лиц, юридических лиц, иностранных граждан) – до 7,5 млн
Количество зарегистрированных ИС – до 300
Количество ИС, интегрированных с ЕСИА – до 125
Количество запросов авторизации в ЕСИА – до 35 млн
нд
Единая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) Обеспечивает взаимодействие информационных систем органов власти через специальные сервисы. Количество участников СМЭВ (ФОИВ, РОИВ, ОМСУ, КО) – до 13 тыс.
Количество ИС, зарегистрированных в СМЭВ – до 15 тыс.
Количество зарегистрированных сервисов – до 700
Количество транзакций СМЭВ (ФОИВ-ФОИВ, РОИВ-ФОИВ, РОИВ-РОИВ, КО-ФОИВ, ПГУ-ФОИВ) – до 1,4 млрд
Количество регистраций сервисов – до 700
Закупка 2009 г.:
Серверы Sun и HP, СУБД и др. ПО Oracle, дисковый массив Hitachi, ленточная библиотека Sun, коммутатор Brocade
Закупка 2010 г.:
Серверы IBM, коммутаторы HDS Brocade и Juniper, программно-аппаратные комплексы ViPNet Coordinator, СЗИ персданных Stonesoft и «КриптоПро CSP»
Система контроля и мониторинга функционирования электронного правительства (СКиМ) Обеспечивает гарантированную фиксацию сведений об электронных сообщениях в СМЭВ, действиях пользователей, системных событиях, как при взаимодействии внутренних компонент системы, так и при взаимодействии с внешними информационными системами, а также поиск зарегистрированных сервисов по набору признаков. Количество регулярных отчетов – до 10 нд
Единая система нормативно-справочной информации (ЕСНСИ) Предназначена для ведения реестра нормативно – справочной информации, используемой в государственных информационных системах, обеспечения доступа к ней информационных систем органов власти в соответствии с их полномочиями. Количество пользователей, зарегистрированных в системе (редакторы, операторы) – до 60
Количество участников взаимодействия (интегрированные системы) – до 5
Количество справочников (классификаторов) в системе – до 20
Количество обновлений справочников (классификаторов) – до 5
нд
Информационно-платежный шлюз (ИПШ) Предназначена для сбора, обработки, хранения и предоставления информации по выставленным на пользователей ЕПГУ начислениям и оплаты указанных начислений. Количество платежей – до 300 000
Общая сумма платежей, руб. – до 170 млн
Количество поставщиков услуг – до 140
Количество расчетных банков – до 5
Серверы Sun, СУБД Oracle, дисковые накопители Hitachi, коммутатор HDS Brocade
Система мониторинга функционирования центров общественного доступа и инфраструктуры общественного доступа (СМФЦ ИОД) Предназначена для дистанционного контроля и управления инфоматами в регионах, предназначенными для доступа к госуслугам в электронном виде. Количество терминалов в 83 субъектах РФ – до 500
Количество обращений пользователей через инфоматы – до 1 млн
Серверы Kraftway, СЗИ персданных «КриптоПро CSP», ПО резервного копирования Oracle, коммутатор Linksys, инфоматы Kraftway.
Информационная система обеспечения взаимодействия мобильных устройств с инфраструктурой электронного правительства (СМУ) Обеспечивает доступ пользователей к сервисам Личного кабинета ЕПГУ, ИПШ и ЕСИА с мобильных устройств, рассылку пользователям ЕПГУ sms и e-mail, отправку push-уведомлений. Количество заказов услуг через СМУ – до 500 тыс.
Количество скачиваний мобильных приложений из маркетов (Google Play, App Store, Windows Phone Store, Windows Store) – до 200 тыс.
нд
Экспертная система центров телефонного обслуживания (ЭС ЦТО) Предназначена для обеспечения информационной поддержки специалистов по работе с обращениями граждан и организаций по вопросам предоставления госуслуг (формирования массива знаний, поиска материалов, запись и хранение телефонных обращений граждан и т.д.). Количество пользователей – до 700
Количество публикаций в ЭС ЦТО – до 900
Серверы IBM, СХД HDS, ПО резервного копирования Symantec, ПО базы знаний Oracle, коммутаторы Juniper
Национальная платформа для распределенной обработки данных (НПРОД) Назначение системы – управление услугами по моделям SaaS, PaaS, IaaS и обеспечение возможности по развертыванию внешних частных облаков, публичного облака и гибридных облаков. Количество информационных систем Минкомсвязи, размещенных в НПРОД – до 30 нд
Информационная система головного удостоверяющего центра (ИС ГУЦ) Предназначена для обеспечения организации взаимного признания электронных подписей в едином пространстве доверия – ведения реестра аккредитованных в Минкомсвязи удостоверяющих центров, выданных и аннулированных квалифицированных сертификатов и т.д. Количество услуг – до 45
Количество автоматических запросов к сервисам ГУЦ – до 90 млн
Количество запросов на выпуск кросс-сертификатов, публикаций CRL-списков (аннулированных сертификатов) – до 900
Количество проверок электронной подписи – до 400 тыс.
Количество проверок статуса сертификата – до 60 млн
На ул. Удальцова:
Ряд устаревших серверов, межсетевых экранов и рабочих станций на базе Intel Pentium 4, а также ряд современных серверов HP и Etegro, ПО Microsoft (Windows 2000, XP и Svr Std 2008, SQL 2000, Office 2003), «КриптоПро» и т.д.
На ул. Сущевский вал:
Серверы HP, ПО Microsoft Windows 2003 Server R2, «КриптоПро», межсетевые экраны Cisco и т.д.
Информационная система для анализа информации о государственных и муниципальных торгах на реализацию (продажу) в части Портала Госпродаж (ПГП) Предназначена для публикации и просмотра данных о проводимых торгах, контроля параметров торгов. Является инструментарием для формирования аналитической и статистической отчетности Количество организаторов торгов – до 35 тыс.
Количество участников торгов – до 300 тыс.
Количество торгов – до 250 тыс.
Закупка 2009 г.:
Серверы HP и Sun, СУБД и др. ПО Oracle, дисковый массив Hitachi, коммутатор HDS Brocade
Закупка 2010 г.:
Серверы и ленточная библиотека IBM, коммутатор HDS Brocade, модернизация серверов Sun
Федеральный реестр государственных услуг и муниципальных услуг (ФГРУ) Предназначен для сбора и хранения информации о порядке предоставления госуслуг, а так же консолидации, классификации и анализа информации о порядке их предоставления из различных реестров. Количество ведомств-участников – до 60 тыс.
Количество услуг, внесённых в ФРГУ – до 100 тыс.
Количество пользователей – до 1,4 тыс.
Серверы, коммутатор и СХД IBM, АРМ Lenovo
ГАС «Управление» (ГАСУ) Предназначена для обеспечения информационно-аналитической поддержки принятия высшими органами власти решений в сфере госуправления, а также при планировании их деятельности, осуществления мониторинга, анализа и контроля исполнения принятых решений и т.д. Количество интегрированных информационных систем – до 16
Количество зарегистрированных пользователей – до 2,5 тыс.
Количество отслеживаемых показателей в информационных системах – до 6 тыс. Количество запросов – до 2,5 тыс.
Закупка 2009 г.:
Серверы HP, ПО резервного копирования Symantec, антивирус «Лаборатория Касперского», СУБД Oracle, аналитическое ПО «Прогноз», СХД EMC, коммутаторы и маршрутизаторы Cisco
Закупка 2010 г.:
Серверы IBM и HP, коммутаторы Brocade, ленточная библиотека IBM
АИС «Управление ведомственной и региональной информатизацией» (УВиРИ) Обеспечивает автоматизацию деятельности по координации расходования бюджетных средств органов власти на использование информационных технологий. Количество пользователей – до 850
Консультирование органов власти – до 1,2 тыс.
Количество публикаций планов информатизации – до 180
Количество запросов на публикацию документов в подсистеме «Портал» – до 250
Количество запросов на изменение от органов государственной власти – до 200
Закупка 2009 г.:
Серверы Sun и HP
Закупка 2010 г.:
Серверы и ленточная библиотека IBM, СЗИ StoneGate и «Алтекс-софт», ПО Symantec
Программно-аппаратная инфраструктура, предоставляемая как сервис (ПАИС) Является собственностью «Ростелекома». Предоставляется Минкомсвязи для размещения информационных систем. Количество информационных систем заказчика – до 30
Максимальное количество суммарного объема оперативной памяти, предоставляемых ПАИС – до 4 141 ГБ
Максимальное количество физических процессоров (ядер), предоставляемых ПАИС – до 656 шт.
Максимальный совокупный объем системы хранения данных (raw-емкость), предоставляемых ПАИС – до 101 ТБ
нд
Сервис «Формирование и отправка «Почтой России» кодов активации пользователям ЕПГУ (Сервис Почта России) Обеспечивает печать и отправку писем гражданам, зарегистрировавшимся на ЕПГУ Количество отправленных писем (шт./мес.) – до 600 тыс. нд
Шлюз рассылки СМС Обеспечивает отправку SMS, формируемых ЕПГУ, клиентам мобильных сетей об изменении статуса заявок. Количество отправленных SMS (шт./ мес.) – до 800 тыс. нд
Комплексный сервис по предоставлению «Региональной Инфраструктуры Электронного Правительства» Включает сервисы «Региональный портал госуслуг», «Региональная система межведомственного электронного взаимодействия», «Типовое решение межведомственного взаимодействия (ТРМВ)» и др., предназначенные для информационно-технологического обеспечения оказания госуслуг в электронном виде. Предоставляется для всех 83 регионов России. Права на все сервисы, аппаратные и программные средства, используемые при оказании комплексного сервиса, принадлежат «Ростелекому». Количество поданных заявлений на оказание услуг по 83 субъектам РФ (региональных, муниципальных) – до 80 тыс.
Количество услуг, оказанных по 3, 4 и 5 этапам на РПГУ по 83 субъектам РФ – до 30 тыс.
Количество зарегистрированных сервисов РСМЭВ – до 200
Количество транзакций РСМЭВ (РОИВ-ФОИВ, РОИВ-РОИВ, КО-ФОИВ) – до 2,5 млн
Количество ТРМВ – до 83
Количество сведений ФОИВ, доступ к которым осуществляется посредством адаптеров в рамках сервиса – до 120
Количество сервисов для ФОИВ – до 22
нд
Тестовый центр обработки данных инфраструктуры электронного правительства (ТЦОД) Предназначен для выполнения плановых и внеплановых работ по отладке и тестированию функциональных и инфраструктурных возможностей систем инфраструктуры электронного правительства (ЕПГУ, СМЭВ, ЕСИА и др.). Количество тестирования релизов – до 90
Количество тестовых сред, размещенных в ТЦОД – до 15
Максимальное количество суммарного объема оперативной памяти, предоставляемых ТЦОД – до 1 506 ГБ
Максимальное количество физических процессоров (ядер), предоставляемых ТЦОД – до 332 шт.
Максимальный совокупный объем системы хранения данных (raw-емкость), предоставляемых ТЦОД – до 48 ТБ
нд
Услуги системы автоматизированных рабочих мест Центров продаж и обслуживания клиентов (АРМ ЦПОК) по выдаче кода активации Личного кабинета ЕПГУ В рамках предоставления услуги обеспечивается выдача кода активации Личного кабинета ЕПГУ и консультирование пользователей. Сама система АРМ ЦПОК является собственностью «Ростелекома». Количество АРМ ЦПОК (во всех регионах РФ) – до 100
Количество выданных кодов активации личного кабинета ЕПГУ – до 450 тыс.
нд

Источник: CNews Analytics, 2013

Полную версию статьи читайте в свежем номере журнала CNews

С текстом контракта на эксплуатацию инфраструктуры электронного правительства, заключенного между Минкомсвязи и "Ростелекомом", можно ознакомиться здесь.

Александр Левашов