Разделы

Бизнес Цифровизация ИТ в госсекторе Техника

Проверки бизнеса в цифровом формате: что изменится с 2025 года. Инфографика

С 2021 г. в России проводится реформа контрольно-надзорной деятельности. Она стартовала с «регуляторной гильотины», которая отменила больше 143 тыс. нормативных актов, содержащих обязательные требования для ведения бизнеса. Цель реформы – снизить административную нагрузку на бизнес и создать комфортную деловую среду. О том, как сегодня система обрастает «цифрой» и каких нововведений ждать предпринимателям, читайте далее. 

Как начиналась реформа

Термин «регуляторная гильотина» — не российское изобретение, концепцию разработала международная консалтинговая компания Jacobs, Cordova & Associates. Инструмент масштабного пересмотра устаревших и избыточных нормативных актов и правил, ухудшающих бизнес-климат в стране, активно используется во всем мире: в Хорватии, Великобритании, Мексики, Вьетнаме и других государствах.

Необходимость реформы нормативной базы о надзорных мероприятиях в России назрела давно — во время опросов одной из главных проблем российские компании традиционно называли чрезмерное надзорное давление, а призывы «перестать кошмарить бизнес» звучали еще в 2008 г. из уст президента Дмитрия Медведева. В 2020 г. президент Владимир Путин подписал пакет законов о контроле и надзоре, направленный на комплексное правовое регулирование вопросов государственного и муниципального надзора и установление гарантий защиты прав граждан и организаций как контролируемых лиц.

От проверок акцент смещается к профилактике нарушений

C 2025 года контрольные органы должны работать исключительно исходя из риск-ориентированного подхода. Это значит, что планово проверяются объекты, чья деятельность связана с высоким риском для здоровья людей (электростанции, предприятия химической промышленности и др.). Кроме того проводятся внеплановые проверки на основании индикаторов риска, если возникает риск нарушения обязательных требований.

Смысл нововведений заключался в том, чтобы создать систему актуальных для современных реалий, четких и прозрачных требований к хозяйствующим субъектам, чтобы избавить их от бессмысленных проверок в сферах трудового законодательства, пожарного, энергетического, санитарно-эпидемиологического и ветеринарного, промышленного, геологического и земельного надзора.

Риск-ориентированный подход распространяется на 135 видов государственного контроля, как федеральных, так и региональных, которые прописаны в Федеральном законе от 31.07.2020 N 248. На налоговый, валютный и таможенный контроль его положения не распространяются.

Дмитрий Григоренко, вице-премьер РФ и куратор контрольно-надзорной деятельности в правительстве, рассказал CNews, что теперь меняется «само отношение к контрольно-надзорной деятельности как со стороны бизнеса, так и со стороны контролирующих органов». Четкие «правила игры», по его словам, должны создать условия, при которых вести бизнес с соблюдением всех требований будет выгоднее, чем их нарушать.

1 блок: пересмотр нормативной базы

Реформа, которую проводит Минэкономразвития, состоит из трех блоков. Первый посвящен обязательным требованиям для ведения бизнеса, второй — контролю за их соблюдением, третий — обратной связи от предпринимателей.

Так, после старта реформы 42 рабочих группы при Аналитическом центре Правительства, сформированные по отраслям из представителей делового сообщества, пересмотрели все требования, которые предъявляются к бизнесу. В том числе перекочевавшие в российское законодательство из советских времен. Эта работа завершилась в 2021 г.: 143 тыс. нормативных актов «гильотина» отсекла, около 120 было актуализировано, и более 50 тыс. новых норм появились вместо старых.

Чтобы законодательство в сфере надзора снова не разрасталось, как раковая опухоль, рабочие группы распускать не стали: теперь их задача — поддерживать существующую нормативную базу в актуальном состоянии.

Из ощутимых изменений: с 1 февраля 2021 г. появилась жесткая привязка к двум датам по вступлению в силу нормативно-правовых актов, устанавливающих требования к бизнесу. Теперь они начинают работать либо с 1 марта, либо с 1 сентября текущего года. Иными словами, теперь у компаний есть как минимум полгода для того, чтобы подготовиться к нововведениям.

Общая экономия предпринимательского сообщества от отмененных требований составляет порядка 200 млрд рублей в год

2 блок: риск-ориентированный подход

Если раньше контролирующие органы, по сути, проверяли «по списку» и ставили перед собой цель собрать как можно больше штрафов, у бизнеса пропадала мотивация соблюдать какие-либо требования, так как это отнюдь не означало защиту от штрафов. Уровень коррупции также зашкаливал.

На замену этой практике было решено ввести риск-ориентированный подход, который подразумевает, что контроллеры проверяют лишь там, где риски нарушения законодательства точно есть.

Для осуществления плановой контрольной деятельности все объекты поделили на шесть категорий риска – от низкого до чрезвычайно высокого. Сейчас проверяются только объекты, которые отнесены к категориям высокого и чрезвычайно высокого риска.

Также во всех отраслях экономической деятельности были вводятся индикаторы риска — набор экономических, технологических и других признаков того, что есть высокая вероятность нарушения обязательного требования. При этом сам по себе индикатор нарушением не является.

Последние два года Минэкономразвития вместе с контрольными органами занимаются созданием и уточнением индикаторов риска — с 2025 г. контрольные органы должны проводить внеплановые проверки исключительно по ним. В аппарате Дмитрия Григоренко, куратора реформы в правительстве РФ, CNews сообщили, что по состоянию на 1 января 2024 г. было разработано 412 индикаторов риск. Планируется, что к началу следующего года их число превысит 500. Те, что уже разработаны, пока «обкатываются». Поэтому проверки бизнеса проводятся как на основании риск-ориентированного подхода, так и по другим основаниям.

Все это позволило сократить количество проверок с 1,5 млн 2019 г. до 353 тыс. в 2023 (однако свою роль тут сыграл и мораторий на проверки бизнеса).

В идеале задача реформы— персонализировать риски для каждого предпринимателя, чтобы он мог зайти в личный кабинет на портале госуслуг и увидеть сколько проверок в его отношении проводили, по каким объектам и с каким результатом, сколько планируется, какие к его бизнесу предъявляются требования и какие есть индикаторы риска. Последние две позиции должны появиться в кабинете в 2025 г..

3 блок: обратная связь

После того, как компании назначили штраф, у нее должна быть возможность обжаловать решение контролеров. Если раньше юрлицам был доступен лишь судебный механизм, что затягивало процессы, сейчас они могут воспользоваться порталом госуслуг, где появился сервис досудебного обжалования решений контрольных органов.

Также здесь можно оценить проведенный профилактический визит и отказаться от него. В 2024 г. также появится возможность записаться на него, оформить запись на консультирование и направить возражение на предостережение.

Нормативный срок рассмотрения обращения сейчас составляет 20 дней — жалобу рассматривают в вышестоящей инстанции. Фактический же срок в среднем не превышает 11 дней.

В аппарате Дмитрия Григоренко сообщили CNews, что механизм досудебного обжалования является ключевым инструментом сбора обратной связи от бизнеса, который помогает корректировать и донастраивать систему контроля и надзора.

Сообщающиеся системы

Провести реформу без оцифровки массы процессов, из которых состоит контрольно-надзорная деятельность, было бы невозможно. «Цифра» же гарантирует прозрачность на всех этапах.

«Контролер не сможет выйти на проверку без внесения информации в информационную систему контроля и надзора, — объяснил CNews Дмитрий Григоренко. — Причина проверки обязательно должна быть привязана к конкретному риску нарушения законодательства. Более того, мы интегрировали эту информационную систему с ресурсами Генпрокуратуры, соответственно все действия контролера автоматически попадают в их объектив. Такой подход, с одной стороны, дисциплинирует контролеров, а с другой — дает уверенность бизнесу, что проверка становится инструментом предотвращения нарушения, а не наказанием или проверкой ради проверки».

Система досудебного обжалования также интегрирована с системой проверок: если приходит жалоба, она тут же протягивается к конкретной проверке, на которую контроллер пришел по конкретному индикатору риска.

Инновации в сфере цифровизации КНД

В рамках реформы уже внедряются инновации, упрощающие коммуникацию бизнеса с инспекторами. Часть из них планируется интегрировать в контрольные процессы в ближайшем будущем.

1. Данные из внешних источников

Цель цифровизации контрольно-надзорной деятельности — получить самонастраивающуюся систему, построенную на данных и обратной связи от бизнеса. Так, риски по каждой организации будут подтверждаться в автоматическом режиме из информационных систем, в том числе из внешних источников информации.

Для анализа могут в дальнейшем подключать данные из самых разных внешних источников — в зависимости от области надзора контроллер будет «подключать» свои внешние источники. Так, в сфере производства и продажи алкоголя таким источником уже является информационная система ЕГАИС, единая система учета товарооборота алкогольной продукции на внутреннем рынке России.

2. Интернет вещей

Законом о контроле предусмотрен специальный режим «мониторинг», который реализуется, в том числе, через предоставление контролеру доступа к системам контролируемого лица, его датчикам. С них инспектор может снимать сведения, которые могут послужить индикаторами риска (например, о загрязненности воздуха или воды, которые замеряют показатели в режиме онлайн).

3. Дистанционные проверки

Мобильное приложение «Инспектор» Минэкономразвития пока тестирует — с начала года через него было проведено около тысячи проверок. Авторизоваться в приложении можно через госуслуги. При назначении проверки в дистанционном формате проверяемому поступает уведомление о проверке с указанием даты и времени и краткой инструкцией по подключению на едином портале.

Во время дистанционной проверки предприниматель может показать инспектору свое помещение по видеосвязи, предоставить фото и видео. Весь контент с результатами проверки, подписанными электронной подписью, сохраняется в системе. Благодаря внутренним системам геолокации инспектор понимает, что они находятся именно в той точке, где размещены офис или производство компании.

4. Открытый мониторинг с беспилотниками

Надзорные мероприятия проводятся и без взаимодействия с контролируемыми лицами — это может быть наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование.

В частности, сейчас прорабатывается вопрос внедрения работы беспилотников с технологиями компьютерного зрения в рамках наблюдения за соблюдением обязательных требований. Предполагается, что видеозаписи могут храниться на централизованных серверах, что позволяет вернуться к ней, когда это необходимо, например, в ходе досудебного обжалования.

ИИ-технологии здесь могут помогать с автоматическим распознаванием тех или иных объектов. Пилотные проекты в этой области уже идут по всей стране, к примеру, в Московской области дронами контролируются стройки на предмет соответствия согласованной ранее схеме.

5. Система маркировки и КНД

Контрольные органы уже могут использовать сведения из системы маркировки при проведении проверок. Сейчас проводится работа по расширению использования такой информации. Планируется, что данные из системы маркировки будут в автоматизированном режиме использоваться для вынесения предостережений и назначения проверок по индикаторам риска из единого реестра контрольных мероприятий.

При этом в настоящее время контроль за маркировкой осуществляется, прежде всего, в рамках контроля за защитой прав потребителей, который обеспечивает Роспотребнадзор на основе индикаторов риска.

6. Сервис самопроверок

В Концепции по развитию контрольной деятельности предусмотрена реализация сервиса самообследования на базе реестра обязательных требований. Это связано с тем, что перечень вопросов для самопроверки должен быть сформирован на основании действующих правил и сопряжен с реестром обязательных требований.

В то же время такое самообследование может быть анонимным, поскольку если контрольный орган будет знать о том, что конкретное лицо проходит самообследование, то контролируемое лицо не сможет честно отвечать на вопросы для того, чтобы объективно оценить себя.

На сегодняшний день отдельные ведомства, например, МЧС России, разработали сервисы самообследования и разместили их на своих официальных сайтах.

Анжела Патракова