Спецпроекты

Когда поликлиники станут «умными»

ИТ в госсекторе Конференции

Цифровизация здравоохранения – одна из самых актуальных задач. Пока государство пытается решить задачу построения e-Health в масштабах страны, на местах появляются решения, способные здесь и теперь повысить качество медицинской помощи. Опытом создания и внедрения таких решений поделились участники организованной CNews Conferences конференции «ИТ в здравоохранении: цифровая медицина становится реальностью».

Цифровые решения

Повышение качества, доступности и скорости оказания медицинских услуг – основная задача, которая стоит перед государством. И для того, чтобы ее решить, нужны современные технологии, начал свое выступление Михаил Морозов, менеджер по развитию бизнеса Brother. Он рассказал об оборудовании, которое предлагает медицинским учреждениям его компания. Оно адаптировано к специфике работы в сфере здравоохранения, в частности, его удобно обрабатывать специальными дезинфицирующими средствами. Кроме того, решение Secure Print+ обеспечивает безопасную печать конфиденциальных документов.

Ольга Степанова, менеджер по работе с коммерческими заказчиками Brother, рассказала о принтерах для печати наклеек и маркировки Brother P-Touch, которые сегодня широко используются в здравоохранении. Высокое качество печати обеспечивает безошибочную идентификацию, а термотрансферная лента не теряет своих свойств при температуре от -80С до +150С.


Как создать инфраструктуру, которая обеспечит гарантии доступности данных пациента в облаке? Ответу на этот вопрос было посвящено выступление Владимира Гречушкина, руководителя направления по работе со стратегическими заказчиками энергетического сектора и атомной отрасли подразделения Secure Power Schneider Electric. Если все данные находятся в облаке, это невозможно, говорит он. Неизбежно возникнут проблемы с автономностью, безопасностью, локализацией данных, нехваткой пропускной способности сети и задержками получения информации.

Причины недоступности медицинских сервисов


Источник: Schneider Electric, 2020

Выход один – часть данных должна размещаться на локальных ресурсах. При этом среднее время простоя крупных ЦОДов составляет около 30 мин в год, а периферийных узлов – 29 часов в год. «Необходимы компактные решения, не уступающие по качеству крупным ЦОДам», – говорит Владимир Гречушкин. Он рассказал о таком решении, предлагаемом Schneider Electric.

Продолжил тему построения инфраструктуры медучреждений Максим Яндулов, менеджер по работе с партнерами Allied Telesis. Компания готова создать Wi-Fi-сеть, которая позволит работникам клиник, медцентров и больниц использовать переносные мобильные устройства и свободно передвигаться по зданию без потери соединения, а пациентам – иметь высокоскоростной доступ в интернет. Кроме того, наличие Wi-Fi в медучреждении дает возможность использовать специальные метки и контролировать, на каком этаже и в каком кабинете располагается дорогостоящее оборудование.

Гибридная конфигурация для точек с 3-мя радио

Источник: Allied Telesis, 2020

Оптимальным решением эксперт считает создание гибридного Wi-Fi. Single Channel используется для постоянной связи и контроля, а Multi Channel – для большей производительности. Такой сетью можно управлять из единого центра с помощью специального контроллера Vista Manager EX.

Образование врачей

Ольга Природова, проректор по послевузовскому и дополнительному образованию РНИМУ им.Н.И.Пирогова, рассказала о том, как развивается процесс непрерывного образования медицинских специалистов. По заказу Минздрава России создан портал edu.rosminzdrav.ru, сейчас идет его наполнение необходимыми учебными материалами. Открытая часть портала представляет собой информационно-методический ресурс. Но основная информация находится в закрытой части.

Архитектура закрытой части модернизированного портала edu.rosminzdrav.ru


Источник: РНИМУ им.Н.И.Пирогова, 2020

На сегодняшний день к порталу подключены более 900 организаций – провайдеров обучения: все вузы и организации ДПО Минздрава, все НМИЦ, научные и медицинские организации, профессиональные сообщества. На нем содержится более 29 тыс. программ повышения квалификации, более 3200 интерактивных образовательных модулей, проведено более 24 тыс. образовательных мероприятий.

Государственные проекты

Московское здравоохранение – один из лидеров России по уровню развития цифровизации и использования современных технологий в медицине. Все городские объекты здравоохранения укомплектованы качественным современным оборудованием. Все городские поликлиники подключены к ЕМИАС, активно ведется подключение стационаров. Москва является полигоном для тестов в реальных условиях новых решений и технологий, рассказал Алексей Бахаев, начальник управления информатизации НИИОЗММ ДМЗ.

Однако городу еще предстоит огромная работа в части улучшения здравоохранения. В списке ближайших целей организация маршрутизации пациентов внутри медицинских организации, внедрение систем поддержки принятия врачебных решений и предиктивной аналитики, автоматизация и цифровизация существующих процессов.

К концу марта 2020 г. 30% медорганизаций (МО) получат возможность передавать данные в Бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) в электронном виде, заверил участников конференции Олег Симаков, заместитель руководителя ФГБУ ФБ МСЭ. А к 2022 г. не менее 80% МО 85 субъектов Российской Федерации должны обеспечивать ведение юридически значимого электронного документооборота и не менее 90% –межведомственное электронное взаимодействие, в том числе с учреждениями МСЭ.

Сегодня почти все процессы в МСЭ автоматизированы. Единой системой медико-социальной экспертизы (ЕАВИИАС МСЭ) пользуется около 12 млн получателей услуг и около 15 тыс. работников госучреждений. Внедрена аналитика, которая контролирует правильность экспертных заключений, особенно в области назначения средств реабилитации. «В социальной сфере очень важно использовать технологии для контроля качества предоставления социальных услуг», – говорит Олег Симаков.

Медицина как сервис

Илья Зырянов, директор по информационным системам и цифровой трансформации «Фармстандарт», уверен, что цифровизация медицины неизбежно приведет к развитию пациентоцентрической модели, когда медицинские организации будут ориентироваться на предоставление пациентам максимально удобных сервисов. Например, таких как «Госпиталь как сервис» – наблюдение за больными на дому, «Суперклиника» – возможность получать услуги лучших медучреждений с помощью телемедицины и т.д. Основой должно стать создание платформ, получение доступа к данным о пациенте, развитие мобильности и телемедицины. Это и есть настоящая цифровая медицина.

Сегодня фарминдустрия плотно работает с врачами, объясняя им, какие лекарства лучше использовать в том или ином случае. С внедрением маркировки появится возможность анализировать продажи фармпрепаратов и развивать на этой основе самые разнообразные сервисы. Этим и будет заниматься «Фармстандарт».

О модели «умной мини-поликлиники» рассказали Сергей Гнеушев, со-председатель консорциума «Сеть телемедицинских экспресс мини-поликлиник», и Алия Сененко, заведующая отделением научных основ организации первичной медико-санитарной помощи ЦНИИОИЗ Минздрава России.

«Умная мини-поликлиника» – гибридный цифровой мини-формат первичной медпомощи, в состав которой входят врач-терапевт, две медсестры и необходимое оборудование, которое подключено к облачной платформе «ТелеМед». На платформу в режиме онлайн передаются результаты экспресс-диагностики, там же проводятся дистанционные консилиумы «врач-врач» и совместные приборные онлайн-обследования с удаленными специалистами, дистанционные консультации «лечащий врач-пациент». Для размещения мини-поликлиник требуется всего 100 кв.м., и они могут стать эффективным решением проблемы доступности первичной медицинской помощи.

«Я сам врач, и никогда не поверю врачу, который готов поставить диагноз и назначить лечение человеку или животному по СМС», – говорит Антон Владзимирский, заместитель директора по научной работе «НПКЦ диагностики и телемедицины». Сейчас много говорят о телемедицине, на это выделяются огромные деньги. Антон Владзимирский рассказал о результатах исследования, целью которого было оценить качество первичных телемедицинских консультаций, проводимых телемедицинскими сервисами. Для этого был разработан чек-лист и созданы два виртуальных пациента, которые обращались к популярным телемедицинским сервисам за консультацией.

Основной способ постановки диагноза в процессе телемедицинской консультации – опрос пациента. Исследование показало, что только в одном телемедицинском сервисе у пациента был собран максимум необходимой информации и более-менее корректно поставлен диагноз.

Выполненные компоненты расспроса пациента и полученные результаты


Источник: НПКЦ диагностики и телемедицины, 2020

По мнению Антона Владзимирского, основная проблема заключается в том, что врачей не научили работать в условиях телемедицины. Они привыкли не собирать анамнез в процессе разговора, а задавать пару вопросов и затем назначать анализы. «Мировой опыт говорит, что телемедицина работает только с простейшими жалобами, а статистики эффективности назначенного лечения вообще не существует», – отметил он.

От лечения к предотвращению болезни

«Настало время переходить к новому формату медицинского мониторинга и управления здоровьем пациентов», – уверена Ольга Храмова, генеральный директор клиники лечебной и реабилитационной помощи «ИНВИВОКлиник». Она рассказала о концепции 5P–медицины будущего, в состав которой входят понятия: превентивная, предупредительная, партисипативная, персонализированная, позитивная.

По словам Ивана Власова, технического директора клиники лечебной и реабилитационной помощи «ИНВИВОКлиник», этот процесс можно автоматизировать: создать опросник, который поможет выявить зоны риска, а затем исследовать их более подробно на генетическом уровне и использовать эту информацию для работы с пациентом не только в лечебном, но и в превентивном режиме.

Продолжил тему превентивной медицины Николай Анкудинов, руководитель акушерского дистанционного консультативного центра, заведующий приемным отделением Областного перинатального центра Екатеринбурга. Одна из важнейших проблем в области акушерства – предотвращение кровотечения у пациенток. Для этого необходимо оценить 30 параметров, а это далеко не быстро и не просто. Выход – создание системы поддержки принятия решений, которая должна быть доступна медучреждениям любого уровня, в том числе и фельдшерско-акушерским пунктам (ФАП).

Такое решение разработано и внедрено в Екатеринбурге. В его основе стандартная карта ведения беременности, в которой фиксируются все действия врача. Так, за счет четкого следования протоколам, снижается вероятность с одной стороны, недополучения пациентом всей необходимой медицинской помощи, с другой – увеличения расходов клиники на необоснованные назначения.

Андрей Дремлюга: Здравоохранению нужны решения для цифровизации самых разных задач
adremlyuga.png

Здравоохранение не входит в число отраслей-лидеров в сфере цифровизации. Однако и здесь налицо позитивные сдвиги. О том, какие решения уже используются медицинскими учреждениями и их сотрудниками, рассказал Андрей Дремлюга, директор по маркетингу и продажам Haulmont.

CNews: Какие решения для здравоохранения, на ваш взгляд, наиболее актуальны сегодня?

Андрей Дремлюга: Отрасли требуются актуальные решения для цифровизации процессов, связанных как с внутренними взаимодействиями, так и с отношениями с пациентами. Бюджетным учреждениям важно уменьшать очереди, тщательно планировать нагрузку на врачей, избавлять их от рутины. Коммерческим клиникам нужно следить за клиентской базой, постоянно улучшать сервис. Всем интересны инструменты для обучения персонала и продукты, которые снижают административную нагрузку. Руководителям нужны текущие показатели и отчеты. Все эти продукты должны быть безопасными в части использования персональных данных.

Читать далее



Стратегия месяца

LegalTech грозит заменить юристов

Средства искусственного интеллекта все чаще используются для обработки обращений за юридической помощью.

Технология месяца

Какие трудности ждут сети 5G на предприятиях

Необходимо решить ряд вопросов,  в первую очередь — с обеспечением безопасности.