Разделы

Бизнес Цифровизация Большие города ИТ в госсекторе

Борис Вольпе: Электронное правительство даст структуру и прозрачность

Электронное правительство – сложная тема: в него вкладываются большие деньги, о нем много говорят в средствах массовой информации, но мало кто из простых людей понимает, о чем идет речь. А ведь их это касается в первую очередь. О том, что же такое электронные госуслуги, об их плюсах и сложностях, связанных с их внедрением и распространением, в интервью CNews рассказал вице-президент компании "Ситроникс" по маркетингу и развитию бизнеса Борис Вольпе.

CNews: Какие госуслуги предоставляются в рамках проекта в Башкортостане?

Борис Вольпе: Cейчас закончена первая фаза проекта, реализованы две услуги. Они связаны с предоставлением субсидий молодым семьям на жилье и при рождении ребенка. Именно они были первыми в очереди, так как руководство Башкортостана рассматривает демографические проблемы как приоритетные. В процессе предоставления этих услуг задействованы 5 ведомств, в т.ч. Социальный регистр, Министерство финансов, местное Минздравсоцразвития и так далее.

CNews: Как реализуется идентификация пользователей?

Борис Вольпе: Идентификация пока реализуется самыми простыми средствами, там не используется электронная подпись из-за нормативных ограничений. Поэтому те услуги, которые требуют ЭЦП, пока не предоставляются. Но даже идентификация позволяет предоставлять достаточно большой спектр услуг – это функциональность, аналогичная интернет-банку.

CNews: Насколько, на Ваш взгляд, необходимо внедрение универсальных социальных карт?

Борис Вольпе: Карточка – это не только инструмент доступа к услугам. Если в стране будет принят технический стандарт единой социальной карты, она сможет применяться в огромном количестве областей. Все же карта - значительно более удобный и надежный инструмент, нежели паспорт. В отличие от паспорта, в случае потери или физической замены карты ее номер сохранится. Благодаря современным средствам защиты, прямая подделка этих карт невозможна.

Карта будет спутником гражданина в целом ряде дел. Аутентификация, платежная функциональность, весь спектр так называемых небанковских социальных сервисов. На карте можно задать любое количество льготных категорий. Карта может быть средством оплаты в транспорте, биометрической аутентификации, а в дальнейшем и доступа к медицине – на ней могут храниться файлы с медицинской картой. Все это избавит нас от массы бумажных документов, которые теряются и изнашиваются. А главное, карта позволит создать единую государственную базу данных, которая позволит получать необходимую статистику и аналитику. Не потребуется никакой переписи населения. В более далекой перспективе социальная карта даст возможность детального планирования и бюджетирования всех сфер деятельности государства.

В идеале электронного правительства без социальной карты быть не может. Сама идея такова: в электронном правительстве должны быть конвергентными 3 системы. Это собственно электронное правительство, социальная карта и то, о чем мы только начинаем говорить, - кейс-менеджмент, работа с вопросами и обращениями граждан. Именно автоматизированная работа, где фиксируется каждое обращение.

CNews: Согласны ли Вы, что в крупных городах электронные госуслуги даже более ожидаемы и будут более востребованы, чем в удаленных населенных пунктах?

Борис Вольпе: Нет. Востребованность рассчитывается на гражданина, а не на объем транзакций. Понятно, что если в городе X живет 2 миллиона, а в городе Y живет 100 тысяч, то конечно, число транзакций в X будет больше. При этом в отдаленном населенном пункте при наличии интернета поток транзакций на гражданина может быть даже больше, потому что физически сбор документов в регионах может быть более сложен. Даже самый простой запрос, остаток на пенсионном счете - это проблема, для решения которой может потребоваться ехать в районный центр по бездорожью за сотню километров. Легче научиться использовать мобильный телефон и узнавать этот остаток с помощью довольно простого запроса. Или, например, подписаться на SMS-уведомления о поступлении пенсии на счет.

CNews: Представим, что в стране ввели единые социальные карты. Потребуется ли сильно менять инфраструктуру?

Борис Вольпе: Инфраструктуру придется расширять, это факт. Но в России существует достаточно развитая эквайринговая инфраструктура, у нас есть крупные банки, например тот же Сбербанк, у которого десятки тысяч отделений, ВТБ24, "Альфа-Банк", "Уралсиб" и другие. Задача состоит в объединении этой инфраструктуры в единую систему, о чем сейчас много говорят. У нас есть платежные терминалы и банкоматы. Да, их число нужно будет увеличивать, но речь не идет о каком-то прорывном масштабе инсталляций. Появление карт простимулирует развитие инфраструктуры, поскольку повысит количество транзакций, но это не самая серьезная проблема и не самая большая инвестиция. Инфраструктуру придется скорее развивать в небанковской части: оплата проезда на транспорте, медицинских услуг, получение тех или иных льгот.

CNews: А кто должен быть эмитентом подобной карты? Кто будет физически делать карты? Одна компания?

Борис Вольпе: Не обязательно. Например, это может быть подрядчик с центрами компетенции в регионах, где сертифицировались бы местные компании. Это позволило бы подтянуть уровень региональных ИТ-компаний, а заодно и создать рынок. Важно, чтобы качество внедрения было одинаковым, и продукт был тиражируемым.

В идеале Минкомсвязи должно отвечать за весь проект социальных карт в целом, стать разработчиком стратегии внедрения социальных карт, единой точкой входа и консолидатором межведомственного взаимодействия. И, наконец, единым заказчиком проекта в федеральном масштабе.

Александр Радаев / CNews