Разделы

Цифровизация ИТ в госсекторе

Минкомсвязи: Электронные обращения в госорганы не должны быть анонимными

Минкомсвязи намерено навести порядок в работе госорганов с обращениями граждан. Для этого министерство планирует покончить с анонимностью электронных запросов и обязать людей авторизовываться через Единую систему идентификации.

На прошедшем 11 сентября 2014 г. заседании Совета по правам человека при Президенте РФ замглавы Минкомсвязи Алексей Козырев выступил с инициативой предоставить гражданам возможность авторизации через Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА) при обращении в госорганы.

Обращения граждан — это такая же популярная услуга как оплата штрафов и заказ загранпаспорта, сообщил Козырев CNews. «Ежегодно в органы власти направляется 5-6 млн обращений», — говорит он.

По словам Козырева, донести до чиновников свои мысли можно тремя способами: прийти лично, направить письмо по почте или написать на сайт ведомства. Больше половины обращений приходят в электронном виде. Процесс работы с ними разный, в зависимости от ведомства-адресата. Контролировать его качество, как считает Козырев, очень сложно.

«Мы хотим навести порядок, чтобы граждане получали качественный сервис, а органы власти могли наладить эффективный процесс работы с их обращениями», — заявляет чиновник. Для этого предполагается исключить анонимность обращений, создать механизмы общественного контроля над качеством их рассмотрения в госорганах, автоматизировать процесс подачи обращения и получения гражданином информации о ходе и результатах его рассмотрения.

Козырев уточняет, что новый порядок обращений будет касаться всех ветвей власти. Для его внедрения изначально потребуется внести ряд изменений в действующее законодательство, и Минкомсвязи намерено принять активное участие в разработке соответствующих поправок совместно с представителями Совета по правам человека при Президенте, Госдумы и других госорганов. Далее будет запущен пилотный проект в ряде ведомств, чей круг будет определен позже.


Алексей Козырев: «Контролировать качество работы с обращениями очень сложно. Мы хотим навести порядок».

Предложения замглавы Минкомсвязи прозвучали на фоне обсуждаемой в рамках заседания Совета проблемы так называемого почтового терроризма со стороны общественных и правозащитных организаций. Заключается он в том, что в ходе спланированных акций (флеш-мобов) чиновники начинают получать тысячи одинаковых писем, отправленных формально разными людьми. Причем, обращения поступают, как правило, электронные, а ответ предполагается в бумажном виде, и отправить его ведомства по закону должны в 30-дневный срок.

Напомним, что ЕСИА была создана Минкомсвязью в рамках инфраструктуры электронного правительства. Ее целью является упорядочивание и централизация процессов идентификации, аутентификации и авторизации. ЕСИА предназначена для обеспечения доступа заявителей к электронным ресурсам и услугам на всех госпорталах без необходимости повторной регистрации. Система также используется для доступа уполномоченных лиц органов власти к государственным информационным ресурсам и для авторизации ведомственных информационных систем при межведомственном электронном взаимодействии с использованием СМЭВ.

По состоянию на 4 августа 2014 г. в ЕСИА насчитывалось 10,3 млн пользователей, что составляло 7,3% граждан страны. Заявленный в Минкомсвязи в конце июля средний прирост регистраций сейчас находится на уровне 150 тыс. в неделю.

В течение 2014 г. все регионы должны обеспечить регистрацию в ЕСИА не менее 35% граждан. В 2015 г. этот показатель нужно довести до 40%, в 2016 — до 50%, в 2017 — до 60%, а в 2018 — до 70%. Финальный показатель вытекает из указа президента Владимира Путина от мая 2012 г., в котором говорится, что доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме к 2018 г. должна составлять не менее 70%.

Зарегистрироваться в ЕСИА граждане могут различными способами, предъявив паспорт в одной из точек подтверждения личности: в центрах обслуживания «Ростелекома» (их не более 200 на всю страну), в отделениях «Почты России» (предварительно пройдя электронную регистрацию), в МФЦ. Упрощенную регистрацию можно пройти в режиме онлайн на портале госуслуг.

Александр Левашов