Избавить город от пробок, спрогнозировать пассажиропоток, запустить новый автобусный маршрут или построить новую дорогу — эти задачи помогают решить большие данные. О том, как используются технологии больших данных в транспортной отрасли, рассказал директор Ситуационно-информационного центра Министерства транспорта РФ Дмитрий Горшков.
Дмитрий ГоршковФГБУ СИЦ Минтранса России
«Любая поездка генерирует огромное количество данных, их нужно собирать и анализировать»
CNews: Можно ли сказать, что сейчас развитие транспортной отрасли невозможно без реализации проектов, связанных с работой с большими данными, и почему?
Дмитрий Горшков: Сразу отвечу: да. На это есть несколько причин. Во-первых, у нас довольно много видов транспорта: речной, морской, авиационный, железнодорожный, трубопроводный, автомобильный. В автомобильном можно выделить наземный городской пассажирский транспорт. Еще есть метро. И каждый вид транспорта решает свою задачу. Некоторые решают одновременно мультимодальную задачу. Любая поездка генерирует огромное количество данных, их нужно собирать и анализировать.
Например, мы оцениваем, что выгоднее возить той или иной дорогой, какой транспорт развивать на определенном направлении, где строить светофоры, большой или малой вместимости автобус запускать на конкретном маршруте. Ежегодно в сфере грузоперевозок формируется около 35 миллиардов документов. И этот массив нужно анализировать, чтобы понимать, как работает отдельный процесс.
CNews: Сейчас Минтранс реализует четыре проекта: сервис геооплаты, система льготных и субсидированных перевозок, «Российский транспорт» и ФГИС «Такси». Все они затрагивают как пассажиров и перевозчиков, так и государство. Можно ли сказать, что их реализация выгодна всем трем сторонам?
Дмитрий Горшков: Сейчас принято рассматривать любые проекты с точки зрения клиентоцентричности, особенно, если это касается пассажиров. И мы оцениваем каждый этап клиентского пути.
Объясню на примере: я хочу отправиться в отпуск с семьей. Например, я многодетный отец, у меня четверо детей. Мы с женой и четырьмя детьми собираемся посмотреть соседний город. Чтобы понять, как туда доехать, открываем интернет и смотрим варианты. Поисковики выдают огромное количество разных сайтов, которые нужно самостоятельно изучать. Мы выбрали поезд, добрались. На месте возникает вопрос, найдем ли мы такси: нас шесть человек. Или лучше взять каршеринг?
Эта информация не всегда открыта, ее нужно искать. То есть пассажир не знает, какие виды мобильности ему доступны, сколько они стоят, к чему нужно подготовиться и как построить маршрут. Создавая платформу «Российский транспорт», мы как раз хотим решить эту задачу — объединить все возможные виды пассажирской логистики в одном месте.
Система геооплаты предполагает использование современных инструментов при оплате проезда. Во всех городах по-разному: где-то нужно подойти к водителю, где-то к кондуктору, где-то купить билет на остановке, а где-то просто приложить карточку. Сервис геооплаты позволяет ездить на любом виде общественного транспорта и автоматически оплачивать билет, не доставая телефон из кармана.
Льготные и субсидированные поездки — еще один масштабный проект. В стране огромное количество льгот. Льготы могут быть федерального уровня, доступные по всей стране, и регионального. В каждом субъекте они разные. Но не все граждане понимают, какие у них льготы и есть ли они вообще. Чтобы получить льготный билет, нужно прийти в кассу с удостоверением. Это неудобно. Если мы говорим о метро в крупном городе, то здесь рядом касса и турникет. Можно быстро все получить.
С авиабилетами ситуация другая, иногда до аэропорта приходится добираться несколько сотен километров. Сначала нужно приехать в кассу, показать кучу документов, купить билет, вернуться обратно, чтобы через несколько дней снова оказаться в аэропорту и улететь.
Сейчас одна из наших ключевых задач — это обеспечивать доступ к данным услугам и повышать мобильность населения. Впервые технологию субсидированных билетов мы внедрили в авиации в 2022 году. Все уже привыкли, что купить билет можно онлайн и не надо идти в кассу.
CNews: Есть ли статистика, сколько уже продано таких авиабилетов?
Дмитрий Горшков: Если говорить о цифрах, то за два неполных года работы нашей системы продано уже 4 миллиона билетов. Довольно существенная цифра, будем ее увеличивать. Мы сейчас делаем несколько совместных проектов с Министерством цифрового развития. Коллеги решили сделать две благих вещи.
Первая: электронный студенческий билет. У студентов точно есть смартфоны. С технологиями NFC, Bluetooth они смогут свободно проходить в здание своего университета. Со своей стороны мы собираемся добавить туда возможность пользоваться общественным транспортом, поскольку студенты как раз пользуются льготами.
Еще один проект Минцифры — виртуальная социальная карта. Есть карта москвича. В Москве этой карточкой можно пользоваться везде: в банках, при оплате ЖКХ, в общественном транспорте. И Минцифры решило сделать федеральную виртуальную карту. Сейчас в одном из субъектов будет внедрение, где мы будем тестировать технологию льгот.
ФГИС «Такси» — тоже интересный проект. Отрасль долгое время была неприкосновенна, никак не трансформировалась. С выходом 580-го закона (Федеральный закон «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» от 29.12.2022 N 580-ФЗ) начали наводить порядок.
Эту систему мы внедрили 1 сентября 2023 года. Мы до конца не понимали рынок, ориентировались примерно на 450 тысяч машин. Именно эта цифра фигурировала в официальных источниках. Сегодня мы эту цифру уже давно перешли: сейчас в системе зарегистрировано 565 тысяч транспортных средств, 90 тысяч перевозчиков, больше тысячи служб заказа. Системой пользуются 89 регионов и город Байконур.
С Министерством цифрового развития мы разработали 12 государственных услуг, которые, например, позволяют зайти на портал и быстро получить разрешение на работу такси. Меньше чем за год было оказано почти 240 тысяч таких услуг. Также федеральный закон дал возможность самозанятым работать в такси. Чтобы упростить эту процедуру, мы совместно с Минцифры интегрировали в систему сервис «Госключ». Теперь самозанятый за пару минут может получить электронную подпись. Просто подписать заявление в своем телефоне и пользоваться. После этого число самозанятых значительно выросло: в системе уже зарегистрировано больше 24 тысяч пользователей. Учитывая, что год назад цифра была равна нулю.
«Мы всегда основываемся на четырех постулатах: гражданин должен добираться дешево, комфортно, быстро, безопасно»
CNews: Какие основные сложности Вы видите при реализации проектов, связанных с большими данными? Что нужно для их решения?
Дмитрий Горшков: Проекты такого масштаба, которые реализуются одновременно на всей территории страны, всегда представляют собой сложную задачу, поскольку в каждом субъекте действуют свои уникальные правила. Федеральный закон № 580 всем показал, что машина такси должна иметь шашечный пояс и колпачок на крыше. Дальше субъект сам определяет, какого цвета должна быть машина, нужно ли ее оклеивать или нет. В каждом регионе свои нюансы. Когда делаешь универсальный ИТ-продукт, нужно подстраиваться под каждый субъект. На практике это большой аналитический труд, требующий участия всех заинтересованных сторон. Кому-то удобны круглые кнопки, а кто-то хочет квадратные. Одни просят выгрузку в одном формате, другие — интеграцию с имеющейся системой.
CNews: Можно выделить общие черты этих четырех проектов?
Дмитрий Горшков: У всех четырех систем есть одна общая черта: они про мобильность пассажиров. Мы реализуем эти проекты, чтобы сделать перемещения наших граждан более удобными, минимизировать их личное время на поиск транспорта и снизить затраты на оплату проезда. Мы всегда основываемся на четырех постулатах, что гражданин должен добираться дешево, комфортно, быстро, безопасно. Важно, что все проекты мы создаем на цифровой платформе «ГосТех». Это единые стандарты, которые были определены для нашей страны, новые продукты разрабатываются только на ней. Это гарантия того, что импортозамещенные решения российских компаний соответствуют современным требованиям по безопасности.
CNews: А насколько защищена персональная информация пассажиров в рамках таких проектов? Пользователи могут не опасаться за свои личные данные?
Дмитрий Горшков: Естественно, защита данных — это приоритет. Мы живем в современном мире, и информационная безопасность зачастую встает на первое место. Мы свои данные защищаем так. Во-первых, используем закрытые каналы с хешированными данными, то есть у нас нет персонифицированной информации, которая содержит фамилии, имена, паспортные данные. Есть уникальный идентификатор, с помощью которого система обменивается данными, поэтому они надежно защищены.
Во-вторых, передача данных участникам системы происходит по зашифрованным каналам связи. Мы сотрудничаем только с российскими компаниями, выбирая лидеров рынка, то есть лучшие решения. К сожалению, прецеденты мы видели, и иногда они заканчиваются очень печально.
CNews: Повысит ли реализация проектов, связанных с большими данными, безопасность в сфере общественного транспорта? Например, проект ФГИС «Такси»?
Дмитрий Горшков: Безопасность можно разделить на несколько категорий. Есть пример Москвы. В Москве после внедрения КИС «АРТ» (комплексная информационная система «Аналитика работы такси») количество ДТП с такси снизилось на 6%. Действительно, легальный водитель, который работает по нормированному графику, — определенная гарантия комфорта и безопасности. К тому же водитель подключен к системам мониторинга.
Можно посмотреть, где находится машина, как она движется, увидеть рейтинг водителя. И я уверен, что водитель не перерабатывает. Агрегаторы, отвечающие за безопасность, блокируют водителя после восьми часов работы, но никто не мешает ему переключиться на другого агрегатора и поехать дальше. Важно сделать в таксих системах сквозной расчет времени работы — отработал 8 часов, неважно у какого агрегатора — отключайся. Поэтому проект развивается, сейчас мы будем добавлять интеграцию со страховыми компаниями. Есть планы интегрировать его с системами ГИБДД, чтобы водителям было проще получать доступ к выделенным полосам для общественного транспорта. Старт хороший, дальше будем еще расти и расти.
«Проекты такого рода окупаются меньше, чем за год»
CNews: Развитие транспортной системы по этому направлению поможет снизить загруженность дорог в крупных мегаполисах, где пробки — одна из основных городских проблем?
Дмитрий Горшков: Загруженность дорог — это всегда насущная проблема. С ней можно бороться по-разному. Самый очевидный способ — строить дороги еще больше, еще шире. Но сомневаюсь, что жители крупных городов хотят видеть из своих окон только дороги, и им негде будет пройтись по тротуару и погулять. Еще один аспект: очень важно не создавать бутылочные горлышки. Когда с пяти полос попадаешь в две, автоматически возникает пробка. Как же все-таки с этим бороться? Существуют интеллектуальные транспортные системы, которые обеспечивают колоссальный эффект, позволяя использовать 100% возможностей дороги по пропускной способности.
Практика показывает, чем лучше будет дорога, тем больше машин поедет на нее с соседних дорог, и снова появятся пробки. Невозможно построить идеальную дорогу, которая будет всех пропускать. Наши пассажирские проекты как раз направлены на то, чтобы пересадить людей с личного транспорта на общественный. Сейчас вкладываются огромные деньги в улучшение общественного транспорта. Что было раньше и что сейчас — небо и земля. Современные автобусы, комфортные остановки. И еще одно благо — это удобные сервисы, которые позволяют оптимизировать маршрутную сеть и выбрать расписание движения автобуса.
Мы оцениваем миграцию населения. Берем отдельную область и смотрим, как распределяется поток, когда из маленьких городов люди едут на работу в столицу региона. После анализа появляется такая картина, что из одной деревни в город ездит 12 человек в сутки, когда ходит регулярный маршрут большого автобуса. А из соседней деревни едет 220 человек, а оттуда регулярного маршрута нет. Эти 220 человек на своих машинах, даже если они сгруппируются по четверо, дадут почти 60 машин трафика. А по факту это всего лишь три автобуса. Три автобуса и 60 личных машин — это совершенно разная нагрузка на дорогу. Оптимизации транспортной сети — это одна из ключевых задач применения современных инструментов, использования искусственного интеллекта для оценки того, что предложить гражданину, чтобы пересадить его на более удобный транспорт, который как раз нужен городу.
CNews: Реализация таких проектов, без сомнения, требует значительных финансовых вложений. Тем не менее в будущем все эти затраты окупятся? Насколько скоро?
Дмитрий Горшков: Проекты совершенно разные, поэтому сложно ответить однозначно. Что такое окупаемость? Жизнь человека бесценна. Ключевой показатель — снижение аварийности и числа пострадавших. Многие наши проекты дают очень серьезный экономический эффект. Ни для кого не секрет, Минтранс России в последние годы уходит от бумажного документооборота. Уже озвучивал, что у нас около 35 миллиардов документов ежегодно генерируются в логистике и грузоперевозках.
Если посчитать, сколько стоит один бумажный документ, сколько денег тратится на принтер, на картридж, на бумагу, на сотрудника, который его печатает, то цифры будут ошеломительные. И станет понятно, что проекты такого рода окупаются меньше, чем за год. То есть минимизация затрат позволяет снизить конечную стоимость услуг для потребителя, при этом повышая конкурентоспособность бизнеса.
CNews: Вы уже затронули тему импортозамещения. Сейчас все проекты реализуются на импортонезависимых платформах?
Дмитрий Горшков: Исключительно. Есть прямое поручение президента о полном переходе на российское ПО с 2025 года. Мы его, естественно, исполняем. Прошлый год был для нас ударный, и сегодня Минтранс в передовиках. На начало года импортозамещение в отрасли составило порядка 76%, входим в топ-3. Речь идет и о компьютерной технике и серверном оборудовании, и о ПО и самом стеке технологий. Полностью все российское.
CNews: Можете рассказать о партнерах при реализации проектов?
Дмитрий Горшков: Ключевые партнеры — прежде всего наши коллеги по цеху. Те, с кем мы совместно работаем над проектами: Минцифры, Министерство экономического развития, Минсельхоз, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба безопасности, МВД. Можно долго перечислять: это все федеральные органы исполнительной власти и государственные контрольные органы.
CNews: Проекты, ориентированные на пассажиров, подразумевают, что они активно пользуются смартфонами и мобильными приложениями. Что в таком случае делать гражданам, которые не используют новые технологии? В первую очередь пожилым людям.
Дмитрий Горшков: Всегда есть альтернативы. Во-первых, никто никогда не скажет, что теперь мы пользуемся только телефоном. Во-вторых, наверное, все помнят, как в 2022 году нас отключили от SWIFT. Мы не могли оплачивать покупки с помощью мобильного, и пришлось снова брать карточку. Как мы адаптировались? У нас на телефоне появилась маленькая наклеечка — платежный стикер. То есть всегда можно найти решение. Сейчас огромное количество людей владеет сотовыми телефонами. Дети всегда смогут помочь родителям наклеить ту самую маленькую наклеечку с чипом, куда записано все необходимое.
CNews: Вы уже начали говорить о новых проектах. Какие еще разработки, связанные со сбором и анализом больших данных, планируете развивать?
Дмитрий Горшков: Сейчас формируется новый национальный проект «Эффективная транспортная система». Мы с ним войдем в цикл 2025-2030 годов. В проект заложено несколько крупных платформ. Если говорить о подходах, то, во-первых, идёт тренд на уменьшение количества ИТ-систем, потому что зачастую оно довольно избыточно. Во-вторых, укрупнение общих задач. Минтранс России на сегодня своей главной целью видит создание Национальной цифровой транспортно-логистической платформы. Об этом просит бизнес: малый, средний, крупный. Они хотят, чтобы мы упростили определенные процедуры.
Для государства это тоже выгодно, потому что можно расширить транспортные коридоры, увеличить пропускную способность, сделать грузоперевозки более удобными и тем самым повысить число и перевозчиков, и товаропроизводителей. То есть это в первую очередь рост экономики. Второй проект — система транспортно-экономического баланса. Это аналитическая система на базе искусственного интеллекта, которая позволит моделировать транспортные потоки и давать оценку, какие виды инфраструктуры нужно развивать на том или ином этапе. В эти платформы входит большое количество сервисов. Национальная цифровая транспортно-логистическая платформа включает 12 сервисов. И, конечно, работа с большими данными важна для того, чтобы понимать, как это все управляется и куда отдавать приоритет.
■ erid:LjN8KQASQРекламодатель: ООО "Программный Продукт"ИНН/ОГРН: 7810268545/1027804851007Сайт: https://ppr.ru/