Цифровизация меняет правила игры для перевозчиков и пассажиров. ИИ уже научился составлять транспортные маршруты, а проверить надежность водителя такси можно в специальном реестре. О цифровых проектах на транспорте и перспективах новых технологий рассказал генеральный директор компании «Программный Продукт» Александр Каушанский.
Александр Каушанский«Программный Продукт»
«Решения по обработке больших данных позволяют выявлять неочевидные для человека закономерности»
CNews: Как вы оцениваете уровень цифровизации транспортной отрасли в России?
Александр Каушанский: Считаю, что отрасль находится на продвинутом уровне, но пространство для развития остается огромным. Главное, что степень цифровой готовности значительно разнится по секторам транспортной отрасли. Самые высокие показатели цифровизации сегодня демонстрируют железнодорожные перевозки, курьерские и почтовые услуги.
Но надеюсь, это временно. Сегодня почти 80% компаний транспортной отрасли России так или иначе внедряют новые бизнес-модели на основе цифровых технологий, и более чем у половины транспортных и логистических предприятий есть собственные стратегии цифровой трансформации. Как ни парадоксально, но свою в чем-то позитивную роль сыграла пандемия, которая значительно ускорила процессы цифровизации.
CNews: Какую роль искусственный интеллект (ИИ) играет в цифровизации транспортной отрасли и управлении транспортными потоками?
Александр Каушанский: Здесь можно выделить сразу несколько тенденций. Растет популярность автономных транспортных средств. Так, например, в Москве уже тестируют беспилотный трамвай и «Ласточку» на Московском центральном кольце, а беспилотные машины, дроны и роботы-доставщики стали уже довольно обычным явлением на улицах Москвы и других городов.
Решения по обработке больших данных позволяют выявлять неочевидные для человека закономерности и благодаря этому строить точные прогнозы по продажам и оценивать динамику спроса на конкретные товары. Роботизация в логистике помогает сократить затраты на персонал. Нейросеть можно научить самостоятельно создавать программы для мониторинга грузоперевозок и всего, что им сопутствует.
В целом ИИ дает колоссальные возможности, и уже есть много примеров практического применения технологии. Несмотря на это, я считаю, что сейчас мы все еще находимся на начальном этапе внедрении ИИ. И впереди очень много работы по созданию максимально безопасных алгоритмов работы искусственного интеллекта.
CNews: Как технологии ИИ уже реализованы в проектах Минтранса?
Александр Каушанский: Эти технологии так или иначе используются во всех или почти во всех наших проектах. ФГИС «Такси», которую создали специалисты ГК «Программный Продукт», в прошлом году стала разработкой года. Система обеспечивает сбор, обработку, систематизацию и хранение сведений из трех реестров: служб заказа такси, перевозчиков и легковых такси. Благодаря проекту повысилась прозрачность легальных поездок на такси и уровень контроля качества по отрасли в целом. Заодно система позволяет собирать общую статистику по развитию отрасли. В перспективе ФГИС «Такси» станет единым окном для регулирования деятельности в области легковых перевозок.
CNews: Расскажите подробнее о проекте ФГИС «Такси». Какие результаты он уже принес?
Александр Каушанский: Система заработала в сентябре 2023 года. На тот момент мы не очень корректно определили размеры рынка: ориентировались на 450 тысяч машин, но сейчас их уже больше 612 тысяч. В системе зарегистрированы 100 тысяч перевозчиков, больше тысячи служб заказа в 89 регионах страны. Понимаете, это федеральный уровень. Плюс системой пользуется город Байконур в Казахстане.
Значительно снизилось количество ДТП с участием такси, поскольку система отодвинула от перевозок низкоквалифицированных нелегалов. То, что в цифровой вид переведены практически все реестры разрешений, значительно ускоряет и упрощает бюрократические процедуры и снижает излишние расходы для перевозчиков.
«Рейтинг перевозчиков снизит риски для всех, а добросовестные перевозчики получат свои преимущества»
CNews: Ранее Минтранс анонсировал создание цифрового рейтинга перевозчиков. На какой стадии сейчас находится проект? Что это даст государству, гражданам и бизнесу?
Александр Каушанский: Проект реализован. Сейчас он находится на стадии внутренней эксплуатации и ожидает ввода в промышленную. Система «Цифровой профиль перевозчика» (АИС ЦПП) предназначена для формирования реестра автоперевозчиков Российской Федерации. Система станет главным источником данных для смежных информационных систем при формировании общего рейтинга перевозчиков. Параллельно она поможет усовершенствовать проверочные процедуры и выявлять перевозчиков, которые уже прекратили деятельность по предоставлению транспортных услуг, а также устанавливать «фиктивных» и недобросовестных перевозчиков.
В перспективе АИС ЦПП ляжет в основу единого сервиса идентификации участников транспортной отрасли. В нем будут зарегистрированы и пассажирские, и грузовые перевозчики. Каждому из них присвоят единый уникальный идентификатор, который можно использовать для оформления перевозок и их отслеживания в различных системах. За каждым перевозчиком будет тянуться «цифровой след» по итогам его работы, а пользователи смогут выбирать перевозчиков на основе объективной информации о квалификации и опыте.
Самое главное — система позволит снизить риски для всех сторон. Добросовестные перевозчики получат существенные конкурентные преимущества.
CNews: Расскажите, как еще цифровые решения помогают грузоперевозчикам. Например, проект мониторинга грузопотоков в морских портах?
Александр Каушанский: Пока скорость обработки судов и грузов в большинстве отечественных портов остается ниже по сравнению с портами других государств. Но этот параметр остается ключевым фактором в повышении их привлекательности и выходит на первое место по отношению к таким критериям, как расстояние и стоимость перевозки. Особенно для портов, которые специализируются на переработке грузов, требующих быстрой доставки: контейнеры, рефрижераторные грузы, тарно-штучные.
Система решает основную проблему морских перевозок — контроль загрузки портов и время выполнения операций с грузами.
«Ключевая задача — гарантировать доступ к цифровым услугам и повышать мобильность населения»
CNews: А как цифровизация транспорта облегчает жизнь простых граждан? Какие есть проекты в области цифровизации общественного транспорта?
Александр Каушанский: Самый простой пример — возможность покупки билетов удаленно, без поездок на вокзалы и без очередей в кассы. Это касается всех сегментов транспорта.
Авиационные перевозки — одна из самых сложных областей. Даже жителям крупных городов приходится тратить немало времени, чтобы добраться до аэропорта, а в сельской местности и подавно. Без онлайн-сервисов бронирования пассажиру сначала нужно приехать в кассу, показать кучу документов, купить билет, вернуться обратно и через несколько дней снова отправиться в аэропорт, чтобы сесть на свой самолет. Но сейчас все, включая льготников, уже привыкли, что купить билет можно через интернет. К середине этого года через российские системы бронирования оформлены миллионы авиабилетов.
На более приземленном уровне цифровизация помогает обеспечить безопасность, следить за дорожной обстановкой и выявлять возможные аварийные ситуации. Автомобили, управляемые ИИ, запрограммированы на более быстрые реакции, включая торможение в экстренных ситуациях. Системы взаимодействуют между собой по беспроводной связи, что позволяет избегать движения по одним и тем же маршрутам, столкновений и заторов. Они также могут предсказывать узкие места и соответствующим образом корректировать маршруты.
CNews: Какие технологии, по вашему мнению, окажут наибольшее влияние на транспортную отрасль в ближайшие годы? Можете поделиться планами на ближайшие годы? Что планируете реализовать?
Александр Каушанский: Сейчас одна из наших ключевых задач — гарантировать доступ к цифровым услугам и повышать мобильность населения, а также обеспечивать максимальную пропускную способность и прозрачность транспортных потоков. Именно этими задачами и обусловлено использование тех или иных технологий. Выделить какую-то одну сложно, хотя, безусловно, ИИ и аналитика больших данных будут применяться повсеместно. Без них дальнейшее развитие цифровизации представить невозможно.
■ erid:LjN8KQASQРекламодатель: ООО "Программный Продукт"ИНН/ОГРН: 7810268545/1027804851007Сайт: https://ppr.ru/