Топ-40 участников рейтинга CNews Analytics «Крупнейшие поставщики ИТ в транспортную отрасль» в 2023 г. заработали на 16% больше, чем в 2021 г. Заказчики стремятся оптимизировать увеличившиеся логистические затраты, а значит, спрос на цифровые решения будет расти и дальше. В сфере общественного транспорта главной задачей ближайших лет станет устранение цифрового неравенства между крупными городами и другими населенными пунктами.
Крупнейшие поставщики ИТ в транспортную отрасль
В 2023 г. выручка топ-40 участников рейтинга CNews Analytics «Крупнейшие поставщики ИТ в транспортную отрасль» составила ₽54,1 млрд. В последний раз CNews публиковал аналогичный рейтинг по итогам 2021 г. — тогда совокупная выручка топ-40 его участников была ₽47,5 млрд. Таким образом, по сравнению с 2021 г. она выросла на 18%. 53% выручки топ-40 в 2023 г. генерирует пятерка лидеров исследования, в то время как в 2021 г. на них приходилось 42%. Существенно вырос порог входа — с ₽93 млн в 2021 г. до ₽205 млн в 2023 г.
В текущем рейтинге отсутствует занимавший два года назад второе место производитель средств связи, навигации для гражданской авиации «Азимут» — его данные скрыты. Первое место по-прежнему у компании «Урбантех» с показателем ₽11,3 млрд, что на 28% больше, чем годом ранее.
Место «Азимут» с успехом занял Глонасс — после существенного падения выручки в 2022 г. компании удалось восстановиться и продемонстрировать рост на 128% до ₽4,9 млрд. По сведениям пресс-службы организации, в 2023 г. число автомобилей, подключенных к платформе аварийного оповещения «Эра-Глонасс», выросло на 15% и перевалило за 10 млн. В марте 2023 г. завершилась интеграция «Эра-Глонасс» со всеми действующими в стране «Системами-112».
На третьем месте — «Корус Консалтинг» (₽4,4 млрд), выручка компании в транспортной отрасли быстро увеличивается. В 2021 г. ей удалось переместиться с десятого места сразу на третье, так как объем выручки увеличился на 150%. В 2023 г. она осталась на третьей позиции с ростом выручки на 73%. Такого результата удалось добиться благодаря проектам, реализованным по заказу ПГК, РЖД, FM Logistic, Delko.
Совсем немного уступил компании «Корус Консалтинг» разработчик ПО «Программный продукт» (₽4,1 млрд), являющаяся постоянным поставщиком решений для Дептранса Москвы, Минтранса, ЦППК. На пятом месте расположилась «Лаборатория умного вождения» — организация впервые участвует в рейтинге и сразу оказалась в числе лидеров благодаря стремительному росту выручки с ₽437 млн в 2022 г. до ₽3,7 млрд в 2023 г. Главные продукты разработчика — телематическая система «Элемент», платформа мониторинга и управления автопарком SDL Atlas.
Как развивается российский рынок ИТ на транспорте
Опрошенные CNews эксперты отмечают, что в 2022 г. на рынке цифровизации транспортной отрасли была неопределенность: часть компаний начала импортозамещать западные решения, но большинство игроков заняли выжидательную позицию. «В основном 2022 год был направлен на оптимизацию себестоимости логистики», — говорит Галия Исламова, руководитель направления по внедрению систем управления двором и транспортом компании «Корус Консалтинг».
Реализация проектов цифровизации началась в 2023 г., однако заказчики столкнулись с тем, что представленные на рынке российские решения недостаточно зрелые и не обладают требуемой функциональностью. По мнению Галии Исламовой, отечественные разработки сегодня в большей степени покрывают направление автомобильной логистики, а сферы авиа- и железнодорожной логистики пока находятся на начальном уровне развития. При этом именно в области автоматизации железнодорожных перевозок наблюдается существенный рост спроса со стороны заказчиков.
В целом же, транспортный комплекс успешно адаптируется к новым экономическим условиям — большую роль тут сыграл высокий уровень цифровой зрелости. Генеральный директор компании «Программный Продукт» Александр Каушанский отмечает, что по некоторым направлениям, таким как беспилотный транспорт всех видов, цифровизация железных дорог, ИТС городских агломераций (Москва), агрегаторы такси и каршеринг, Россия вышла на первое место в мире. Это формирует высокий экспортный потенциал.
В списке задач, которые транспортные компании стараются решить с помощью ИТ-инструментов, — планирование маршрутов, контроль за их соблюдением, отслеживание местоположения груза. «Поэтому сейчас набирают актуальность решения для оснащения датчиками железнодорожных платформ», — уточняет Галия Исламова. Многие компании направляют усилия на оптимизацию всей логистической цепочки.
Если говорить о задачах, стоящих перед правительствами регионов, то здесь в приоритете улучшение мобильности жителей городов: то есть, сокращения времени, которое жители тратят на то, чтобы добраться из одной точки в другую, говорит Александр Каушанский. Для этого требуется совершенствовать городские магистрали, использовать интеллектуальные инструменты, которые позволяют регулировать и, если необходимо, перенаправлять потоки автомобилей, и везде, где возможно, расширять применение городского общественного транспорта. Необходима также разгрузка имеющихся магистралей с высокой аварийностью, а для этого надо строить новые дороги и развязки, оснащать их интеллектуальными решениями, проверенными на более старых транспортных артериях.
Что касается общественного транспорта, то к нему относятся и такси-сервисы, и каршеринг, а они сегодня немыслимы без применения интеллектуальных средств, автоматизирующих многие процессы. Необходимые для этого российские решения уже существуют, хотя нередко приходится слышать от заказчиков, что конкурировать с западными аналогами могут далеко не все отечественные разработки.
Власти мегаполисов демонстрируют заинтересованность в развитии электрического транспорта. «Электробусы хорошо себя зарекомендовали, теперь есть надежда на то, что в ближайшие 10–15 лет электромобили перестанут быть экзотикой», — отмечает Александр Каушанский. С информационно-технологической точки зрения массовое внедрение электромобилей заставит по-новому взглянуть на средства генерации электроэнергии и распределения нагрузки на городские электросети. Тут также понадобятся интеллектуальные решения, и ими стоит заниматься уже сейчас.
Цифровые решения ближайших лет
Отечественный ИТ-рынок обязательно догонит западный, уверена Галия Исламова. Например, в ближайшие 1–2 года появятся решения для управления транспортной логистикой крупных компаний — в России уже разрабатываются такие системы. Кроме того, предприятия продолжат заниматься оптимизацией и снижением стоимости доставки, в особенности на фоне роста числа онлайн-заказов.
Александр Каушанский считает, что главной задачей ближайшего будущего должно стать устранение «узких мест», обеспечение полной конвергенции, то есть, взаимопонимания между различными транспортными информационными системами, исключение дублирования процессов. «Транспортная сфера должна превратиться в единое цифровое пространство, где все процессы носят прозрачный и очевидный характер, а человеческое вмешательство необходимо в самых минимальных количествах», — говорит он.
Пока же уровень цифровизации не только мегаполисов и менее крупных городов, но и даже соседних населенных пунктов существенно отличается. В то же время опыт показывает, что внедрение ИТ-решений на транспорте может стать драйвером развития всей остальной инфраструктуры как в крупном городе, так и за его пределами. Это значит, что решения российских ИТ-компаний будут все более и более востребованы.