Спецпроекты

На страницу обзора
ИТ-аутсорсинг помогает бизнесу быстрее встраиваться в цифровую экономику
Многие компании предпочитают пользоваться аутсорсингом ИТ-услуг, фокусируя внимание собственных сотрудников на критических бизнес-задачах. О том, почему это происходит, в интервью CNews рассказал Павел Шмелев, директор центра технического консалтинга компании РДТЕХ.

Павел Шмелев, РДТЕХ

CNews: В последнее время теме аутсорсинга на рынке уделяется повышенное внимание. С чем вы это связываете?

Павел Шмелев: Аутсорсинг — веление времени и конкурентное преимущество умного руководителя. Давно подмечено, что следует перепоручать другим то, что они могут сделать качественнее, проще и дешевле. Аутсорсер имеет гораздо больший опыт и компетенции, что позволяет ему решить задачу информационного сопровождения бизнес-задач оптимальным образом.

Повышенное внимание к теме аутсорсинга на российском рынке объясняется ускоряющейся цифровизацией всех сторон бизнеса и стремлением компаний оптимизировать затраты на ИТ-инфраструктуру за счет привлечения внешних ресурсов. Услуги РДТЕХ в сфере ИТ-консалтинга развиваются более 25 лет. Изначально мы работали только с ПО Oracle, но со временем перечень наших компетенций пополнился продуктами Microsoft, IBM, SAP и системами на открытом коде. То есть мы обслуживаем основные СУБД и бизнес-приложения, которые есть на рынке. Служба технической поддержки РДТЕХ работает семь дней в неделю 24 часа в сутки. За годы работы у нас накопился опыт для решения задач любой сложности.

CNews: Какие варианты оказания услуг ИТ-аутсорсинга вы предлагаете на рынке?

Павел Шмелев: Мы предлагаем клиентам несколько вариантов оказания услуги аутсорсинга, которые отличаются в зависимости от того, есть ли у заказчика собственный расширенный штат ИТ-сотрудников или нет.

Для компаний с минимальным собственным ИТ-штатом у нас есть так называемая проактивная техническая поддержка. Это новый тип сервиса, который мы не так давно вывели на рынок. Он имеет гибкую инфраструктуру и выгоден как для небольших компаний, так и для ведущих игроков. Услуга отличается гибкой системой ценообразования, позволяющей учитывать уровень мониторинга и число обслуживаемых систем. У нас есть цена за «юнит», который состоит из операционной системы, базы данных и бизнес-приложения. И все работы, которые выполняются в случае замеченных недостатков или сбоев, входят в эту цену. При таком ценообразовании стоимость обслуживания базы данных становится для компании более выгодной, чем содержание собственного специалиста в штате. Ведь к расходам на собственный штат еще нужно прибавить затраты на обучение сотрудников, расходы на социальные льготы, отпуска. Важно, что у нас большая команда, мы всегда можем подобрать специалиста под каждого заказчика.

Другим видом аутсорсинга является традиционный сервис, при котором в область охвата услуги входят все согласованные работы, оплата которых осуществляется по принципу T&M (time and material). Эту модель работы выбирают компании с большим числом баз данных, когда расчет по юнитам становится менее экономически обоснованным.

CNews: В каких случаях вы рекомендуете использовать тип проактивной сервисной поддержки?

Павел Шмелев: Проактивная поддержка предназначена для компаний с малым числом юнитов (баз данных), которые работают в круглосуточном режиме и хотят получить существенную экономию по сравнению со сменной работой собственных штатных сотрудников. Наши рекомендации также зависят от того, какие системы использует заказчик. Скажем, есть отдельная цена обслуживания «самописных» систем, созданных самим заказчиком. А для системы от известных вендоров — расценки другие. Там, где баз много и загрузка становится больше, мы рекомендуем использовать тип аутсорсинга, где цена считается по часам.

Павел Шмелев: Аутсорсинг — веление времени и конкурентное преимущество умного руководителя

В целом наши услуги позволяют компаниям концентрироваться на важных для нее бизнес-задачах и не тратить усилия и ресурсы на обслуживание ИТ-инфраструктуры. При этом мы предлагаем и выдерживаем совершенно четкие сроки и даты выполнения работ с заданными показателями SLA.

CNews: Ну а если компания все же имеет штат своих ИТ-сотрудников, есть ли смысл им обращаться к аутсорсингу?

Павел Шмелев: Таким компаниям мы можем предложить расширенную техническую поддержку. Это целый комплекс услуг, куда, в частности, входит аварийно-восстановительная поддержка — это такая «скорая помощь» на случай сбоев и аварий. Мы готовы подключаться к системам как удаленно, так и с выездом на территорию заказчика, когда наш специалист прибывает на место в течение оговоренного в SLA времени. При этом в цену сервиса входит неограниченное число подобных выездов.

Мы также оказываем клиентам экспертную техническую поддержку. Она используется, когда нужно выполнить сложные неаварийные задачи. Так как они появляются нечасто, то у заказчика обычно нет опыта выполнения таких задач. Например, это установка новой версии базы данных, миграция с одного «железа» на другое или точечные работы типа тюнинга системы. Дополнительное удобство заключается в том, что компания-заказчик может выбрать все перечисленные опции или лишь их часть.

CNews: С какими компаниями вы работаете?

Павел Шмелев: Мы работаем со многими компаниями из самых разных отраслей. В числе наших заказчиков топ-5 телекоммуникационных компаний, Toyota Motor, Danone, у нас на обслуживании находится сеть Hoff, из финансовых организаций мы работаем с несколькими банками из топ-10, страховой группой «Уралсиб», компаниями «СиФ Лайф» и «Сбербанк страхование жизни».

CNews: В чем заключается специфика работ с базами данных?

Павел Шмелев: Особенность обслуживания таких систем заключается в том, что здесь слишком высока цена ошибки. Базы данных — это фокусная точка для заказчика, где хранятся все данные по клиентам, информация по всем операциям. И одна минута сбоя может стоить компании многих миллионов рублей.

Мы убеждены, что самая главная задача аутсорсера — не устранять последствия сбоя, а сделать все, чтобы его не было. Недопущение сбоя — самая главная функция администратора баз данных. Недаром на Западе такие специалисты зарабатывают на уровне топ-менеджеров компаний. Я лично долго работал на Уолл-стрит и хорошо знаю американские подходы. Опыт, полученный в США, я сейчас стремлюсь вносить в российские реалии.

CNews: Что вы в целом думаете про развитие рынка СУБД в России, какие здесь есть заметные тренды?

Павел Шмелев: Рынок СУБД сейчас серьезно меняется, что связано как с внешними, так и с внутренними факторами, с курсом на импортозамещение. В этой связи наблюдается рост спроса на системы на открытом коде. Причем это происходит не только в госсекторе, где такой подход обусловлен законодательными требованиями, но и в коммерческих компаниях. В частности, в банковском секторе появилось гораздо больше запросов на внедрение систем на открытом коде. На фоне этих изменений мы продолжаем расширять экспертизу в сторону таких систем — в частности PostgreSQL и Tibero.

dsc9099.jpg
Павел Шмелев: Повышенное внимание к теме аутсорсинга на российском рынке объясняется ускоряющейся цифровизацией всех сторон бизнеса

CNews: Есть ли минусы использования услуг аутсорсинга?

Павел Шмелев: Проблема аутсорсинга, пожалуй, только одна. Аутсорсинг не изменит бизнес-процессы в самой компании, если они не выстроены оптимальным образом. Реорганизация бизнес-процессов — это уже задача для специалистов в области управленческого и бизнес-консалтинга. Спрос на идеи и механизмы отладки бизнес-процессов в коммерческой сфере сейчас очень велик: компании понимают, что с помощью проверенных решений в этой области они имеют возможность серьезно повышать свою эффективность, а с помощью услуг ИТ-аутсорсинга — встраиваться в новые реалии цифровой экономики.

Интервью обзора

Рейтинги

Крупнейшие поставщики ИТ-услуг 2019
№ 2018 Название Выручка от ИТ-услуг*, 2018 г. ₽тыс. с НДС
1 Epam**(1) 115 255 716
2 Ланит*** 79 550 053
3 Ростелеком****(2) 36 900 000
Подробнее