Спецпроекты

На страницу обзора
Кризис только увеличивает востребованность облачных моделей
Многие российские компании стремятся попасть на западные рынки, но далеко не всем это удается. О том, как найти нишу на сложном облачном рынке и запартнериться с крупнейшими компаниями планеты, в интервью CNews рассказал руководитель департамента облачных технологий Softline Сергей Боровиков.

Сергей Боровиков, Softline

CNews: Сергей, прошел ровно год после нашего последнего интервью с вами. Что интересного и важного для компании произошло за это время?

Сергей Боровиков: За последний год Softline завершила процесс трансформации в глобального cервис-провайдера и поставщика решений в области ИТ и кибербезопасности. Это был долгий путь: от российского интегратора, реализующего проекты в том числе и в развивающихся странах (Индия, Латинская Америка, страны APAC), до полностью международной ИТ-компании.

Softline чувствует себя весьма уверенно и на российском рынке. В этом году в условиях кризиса, связанного с пандемией, мы провели размещение бондов на сумму порядка 1,5 млрд рублей, что говорит о прочном доверии рынка к нашей компании. А 2019 год Softline завершила с отличными финансовыми показателями.

softline480.jpg
Сергей Боровиков: За последний год Softline завершила процесс трансформации в глобального cервис-провайдера и поставщика решений в области ИТ и кибербезопасности

В прошлом году мы также подтвердили высочайшие партнерские статусы ключевых мировых вендоров. В России таких компаний — единицы. Прошли аттестацию в Microsoft и Cisco по самым значимым статусам как managed service provider, подтвердив тем самым соответствие высоким требованиям вендора и наличие необходимых у Softline компетенций. Мы также подтвердили высокий уровень оказываемых нами сервисов, получив статус VMware Cloud Verified. Этот статус свидетельствует о высокой степени зрелости наших облачных услуг, построенных на базе продуктов VMware — лидера в области серверной виртуализации.

Следуя выбранной стратегии, в 2020 году Softline продолжила успешно развивать одно из своих ключевых направлений — облачные технологии.

CNews: Назовите главные тенденции, которые могут определить будущее облаков в России.

Сергей Боровиков: Во-первых, из-за санкционных рисков, в ближайшие 3-5 лет крупные западные компании, такие как Amazon, Google, Microsoft вряд ли будут строить свои дата-центры в России. С большей долей вероятности в ближайшее время их место займут китайские игроки. Уже сейчас мы наблюдаем это на примере «Сбербанка» и Huawei, которые весной этого года договорились о масштабном партнерстве на рынке облачных технологий и запуске решения SberCloud.Advanced.

Кроме того, в последнее время отчетливо виден тренд на консолидацию ресурсов ЦОД. Укрупнение дата-центров и объединение площадок под единым управлением характерно как для коммерческих дата-центров, так и государственных. Яркий тому пример — «Ростелеком», который недавно пополнил свои активы, консолидировав одного из крупнейших операторов дата-центров DataLine. По сути, частных компаний становится меньше, и, судя по мировому опыту, через несколько лет на рынке может остаться всего несколько крупных игроков.

Еще один мировой тренд, который не обойдет нашу страну — переход на мультиоблачную модель потребления. К этой стратегии бизнес приходит из-за преимуществ использования решений разных провайдеров. В России, в отличие от развитых стран, где заказчики уже имеют по 5-6 облаков, этот тренд только начинает развиваться. Связно это с тем, что уровень проникновения облачных сервисов на зарубежных рынках был изначально выше. Безусловно, рано или поздно российский рынок догонит западные. Даже сегодня ощущается повышенный спрос на подобные решения со стороны наших российских заказчиков. Чтобы в полной мере соответствовать их ожиданиям, мы разработали платформу Softline Digital Platform — многофункциональное решение, которое позволяет самостоятельно работать как с облачными инструментами, так и сервисами крупнейших мировых вендоров. На платформе уже доступны подписки на 600+ сервисов от Microsoft, Google, ESET, «Лаборатории Касперского». Для этих задач мы также запускаем на рынок Softline Maestro — инструмент управления, который подключается сразу ко всем используемым облачным платформам, позволяя управлять ими из единой точки доступа (личного кабинета).

Если говорить про будущее глобально, то облака точно будут нужны всем, и кризис в этом только помогает. Мы смотрим с оптимизмом на дальнейшее развитие рынка. Даже в условиях пандемии у нас не возникло никаких сомнений в спросе на облачные решения. Мы не заметили снижения спроса, наоборот, он был стабильный, как и планировали.

CNews: Какие результаты по итогам года показало облачное направление Softline в России и за рубежом?

Сергей Боровиков: Выручка от оказания услуг IaaS в 2019 году составила почти 5,63 млрд рублей, включая НДС. Если мы говорим про сегмент платформ и сервисов, там выручка составила 13,51 млрд рублей. Годовой прирост IaaS составил 113%, SaaS — 79%. Мы всегда делали упор как на продвижение качественных решений от наших вендоров, так и на продвижение своего локального сервиса в России. В России у нас есть шесть точек присутствия: две в Москве и по одной — в Казани, Питере, Новосибирске и Екатеринбурге. В этом году добавился Казахстан. Они объединены в единый кластер, поэтому в любой точке клиент получает одинаковое качество сервиса. К слову, у нас уже 1,8 тыс. IaaS-клиентов. Все они объединены в единый кластер, это позволяет клиенту из любой точки присутствия получать высококачественный сервис.

CNews: В чем преимущество Softline Cloud?

Сергей Боровиков: Сегодня Softline — первая и единственная компания на российском рынке облачных услуг, обладающая многолетней экспертизой в реализации международных проектов. Еще в далеком 2009 году, запуская собственное облако Softline с командой, собранной из лучших специалистов и экспертов рынка, мы сделали ставку на гибкость и дальнейшее технологическое развитие нашей платформы. Все разрабатываемые продукты мы обкатывали сначала для собственных нужд, во внутренних отделах разработки Softline, чтобы потом предлагать нашим заказчикам готовые и эффективные облачные решения. Более 10 лет мы постоянно наращивали экспертизу, реализуя самые сложные проекты по всему миру, зачастую требующие нестандартных подходов. За эти годы мы превратились в сервисную компанию с уникальными компетенциями, богатым зарубежным опытом и сильной консалтинговой экспертизой. Сейчас, используя облачные инструменты, наши специалисты находят оптимальное решение практически любой ИТ-задачи заказчиков, тем самым повышая их конкурентоспособность.

Компания работает со всеми ведущими мировыми игроками и ежегодно подтверждает высокий уровень компетенций в работе с решениями глобальных производителей, мы обладаем партнерскими статусами VMware Cloud Verified и Cisco CMSP Master, а также уровнем Principal от VMware, развиваем мультиоблачный подход и активно сотрудничаем с Amazon, Google и Microsoft в этом направлении.

Мы не стоим на месте. Расширяя границы географической экспансии и развивая международную экспертизу, Softline укрепляет свои позиции и на российском рынке облачных услуг. Сегодня наша компания имеет репутацию надежного делового партнера с высокой отраслевой компетенцией и богатым опытом выполнения проектов на базе облачных технологий.

CNews: В каких задачах и в каких отраслях наиболее полно раскрывается экспертиза Softline Cloud?

Сергей Боровиков: В 2019 году с помощью облачных инструментов мы решили множество бизнес-задач наших заказчиков. Например, разработали для международной логистической компании «Алерс Рус» продуктивную бизнес-систему согласования договоров, построенную на основе облачных технологий Microsoft: PowerApps, MS Flow, Sharepoint Online. Уникальность решения заключается в том, что в России аналогичные проекты обычно реализуются с помощью коробочных программных продуктов. В результате заказчик получил возможность контролировать сроки согласования договоров и их исполнение, увеличил пропускную способность системы документооборота в несколько раз, минимизировал затраты на ее разработку.

Оценив все преимущества облака Softline, международная проектная организация «Ассман Бератен + Планен» разместила в нем систему управления проектированием Pilot-ICE. Используя функционал нашего готового решения «Защищенное облако 152-ФЗ», компания «Европ Ассистанс СНГ» выполнила требования федерального законодательства, сократила расходы на внедрение системы защиты персональных данных и в кратчайшие сроки получила отказоустойчивую инфраструктуру.

В основном заказчиками облачных решений являются компании коммерческого сектора, работающие на высококонкурентных рынках и умеющие считать затраты. Исторически так сложилось, что государственный сектор в меньшей степени являлся потребителем облачных сервисов во многом из-за особенностей ИТ- бюджетирования. Но сегодня мы отчетливо наблюдаем тенденцию к повышению спроса на облака со стороны государства. Яркий тому пример — Министерство финансов России, которое сейчас собирает и хранит всю отчетность от подведомственных ему организаций в облаке. Это подтверждает наш опыт — вот уже более 5 лет Softline тесно сотрудничает с «Росводоканалом» в вопросах, связанных с предоставлением облачных услуг. В этом году мы предложили заказчику решение, позволяющее гибко масштабировать инфраструктуру и оптимизировать ИТ-бюджет за счет выгодных финансовых условий.

Softline реализует проекты не только в России. Среди целого ряда проектов на азиатском рынке можно рассказать о внедрении облачной платформы Apigee от Google для Military Bank — одного из лидеров банковской сферы Вьетнама. Также можно привести в пример открытые кейсы по миграции в облако для Sunway Group (Малайзия), DSG International (Таиланд) и Grand Royal Group (GRG) (Мьянма). Каждый из этих проектов интересен по-своему, но наиболее важным здесь является то, что, имея такой международный опыт, мы используем лучшие практики и предлагаем для каждого заказчика оптимальные решения с учетом региональной специфики.

CNews: Что является драйверами развития Softline Cloud в России?

Сергей Боровиков: В отличие от большинства локальных провайдеров, мы делаем много разнообразных доработок к облачным продуктам из портфолио Softline Cloud под задачи заказчиков. Это касается и специфических требований к безопасности решений и кастомизации сети. Также мы часто строим частные и гибридные облачные инфраструктуры, в том числе и с использованием решений от глобальных провайдеров. Этот ценный и уникальный опыт мы нарабатываем на рынках APAC и LATAM и активно используем его в России.

Кроме этого, можно выделить еще три основных направления, которые являются движущей силой:

Первая — решение Disaster Recovery и взаимодействие с инфраструктурой заказчика. В этом году мы увидели взрывной рост в решениях по отказоустойчивой дублированной инфраструктуре. Это неудивительно. Возможно вы слышали, что еще около года назад в Москве горел дата-центр уровня Tier 3, в котором также располагались мы и все клиенты, которые купили решение Disaster Recovery. Так вот, эти клиенты даже не заметили пожара, а другие пришли к нам с запросами на подобные решения.

Наша платформа собрана на технологиях VMware, что позволяет заказчикам практически бесшовно подключаться к облачным мощностям и гибко использовать возможности платформы. Все, что было у них в локальной инфраструктуре, они могут переносить к нам. Для бизнеса это важно. Если, к примеру, в страховой компании хотя бы день не будет работать их инфраструктура, то простой повлечет существенные убытки. На фоне огромных потенциальных потерь за день простоя и стоимости Disaster Recovery, цена отказоустойчивого решения просто теряется.

Вторая — это история с «», который захватил рынок ERP-систем в России. Достаточно большое количество заказчиков эту задачу тоже переносит в Softline Cloud, для этого у нас есть высокопроизводительный приватный кластер.

Третий продукт — виртуальный офис, который, по сути, является аналогом Office 365, но размещается на серверах в России. «Виртуальный офис» Softline — уже готовый преднастроенный облачный сервис, включающий в себя современный пакет офисных программ и приложений. На фоне пандемии и вынужденного перехода на удаленный формат работы это решение стало еще более актуальным и было оперативно предложено нашим заказчикам.

CNews: Что сегодня хочет клиент? Насколько Softline Cloud соответствует современным требованиям заказчика?

Сергей Боровиков: Сейчас ощущается огромный запрос на услуги мультиоблаков и self-provision. Как я уже говорил, новая потребность клиента — единый центр управления облаками, где бы он мог соотнести ресурсы и затраты, увеличивать или уменьшать их, понимать и видеть свои лимиты, сделав это, просто зайдя в личный кабинет. Это востребовано не только среди клиентов среднего и малого бизнеса, но и среди крупных заказчиков, которые хотят быть гибкими и работать по agile.

Мультиоблачность — актуальный тренд с точки зрения облачного бизнеса Softline. Компания предлагает заказчикам собственные облачные сервисы, глобальные вендорские облака, специализированные облачные услуги и приложения, в том числе и сервисы, соответствующие 152-ФЗ. Мультиоблачный подход помогает увеличить скорость доступа пользователей к бизнес-критичным приложениям и ресурсам, когда они развернуты у местных провайдеров.

Вы спросите, зачем подключать несколько облаков? На первый взгляд, услуги облачных провайдеров выглядят одинаковыми, но когда начинаешь изучать детали, то приходишь к выводу, что распознавание речи и голоса лучше реализовывать в облаках Google, а алгоритмы машинного обучения и сильные GPU — в Amazon. У каждого — свои преимущества и достоинства.

Мы стараемся предоставлять заказчикам одинаковый уровень сервиса вне зависимости от того, на какой платформе они используют мощности. В формате непрерывного и управляемого менеджмента сервиса по обслуживанию, отслеживанию и выявлению инцидентов безопасности. Мы берем на себя заботу обо всех облачных инфраструктурах заказчика, которые есть в его портфеле, оказывая услуги централизованного аутсорсинга. Это и есть основное место Softline в истории про мультиоблачный подход.

Все это позволяет Softline отвечать современным требованиям надежного сервис-провайдера облачных услуг.

CNews: Как развивался рынок во время пандемии? Ожидаете ли вы спад в динамике рынка облаков после нее?

Сергей Боровиков: В условиях пандемии облачный рынок получил новые перспективы для роста. Вынужденный режим удаленной работы позволил многим компаниям оценить преимущества работы с облачными технологиями: оперативность развертывания в облаке сервисов, гибкость масштабирования ресурсов в зависимости от потребностей бизнеса, надежность облачной инфраструктуры и др. В поиске оптимальных решений для бизнеса эти факторы стали решающими. Облачный рынок стабильно рос до эпидемии и будет продолжать расти после.

Интервью обзора

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики SaaS в России 2020
№ 2019 Название компании/бренда Выручка от оказания услуг SaaS в 2019 г., ₽тыс., включая НДС
1 СКБ Контур* (1) 15 400 000
2 Softline (2) 13 513 979
3 Тензор 6 271 037
Подробнее

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики IaaS в России 2020
№ 2019 Название бренда, под которым оказываются услуги IaaS Выручка от оказания услуг IaaS в 2018 г., тыс. руб., включая НДС
1 Softline (1) 2 641 147
2 Ростелеком/Ростелеком-ЦОД 2 425 000
3 Облачный бизнес МТС(2) 2 462 189
Подробнее