Разделы

Цифровизация ИТ в госсекторе

Электронное правительство: Чиновники и ИТ-компании обсудили главные задачи

Цели информатизации госсектора определены в указе № 601 Президента РФ от 7 мая 2012 г., в ряде распоряжений и в концепции развития механизмов предоставления госуслуг Минкомсвязи. В этих документах, в частности, говорится, что к 2015 г. для 90% населения страны должны быть доступны услуги по принципу «одного окна» (в том числе в МФЦ), а к 2018 г. механизм получения госуслуг в электронном виде должно использовать 70% граждан. Сегодня в докладах чиновников о внедренных сервисах все еще превалирует будущее время: «будет», «появится», «заработает», однако неверно утверждать, что в сфере ИТ на государственном уровне ничего не происходит. На конферении CNews Conferences и CNews Analytics «ИКТ в госсекторе», которая прошла 18 марта 2014 г., представители власти и бизнес-структур обсудили актуальные проблемы информатизации отрасли и рассказали о реализованных внедрениях государственных информационных систем.

Сергей Бастрыкин: Технология электронных форм пока не нашла должного применения в России

Сергей Бастрыкин, руководитель направления «Электронное Государство» компании «Джеминай Системс», рассказал, в чем развитие в построении электронного правительства в России и за рубежом, а также поделился собственным опытом работы в данном направлении.

CNews: Чем процесс построения электронного правительства в России отличается от аналогичных процессов в зарубежных странах, где работает ваша компания?

Сергей Бастрыкин: Основные различия в построении электронного правительства в России и за рубежом лежат не в области ИТ, а в существующих законах и их ориентированности на конечных потребителей – обычных граждан.

Если касаться сферы ИТ, то проблемы у всех стран очень похожи. Но об одном существенном отличии скажу. За рубежом стараются всегда четко определять стоимость реализации каждой услуги, чтобы понять, есть ли смысл ее автоматизировать.

CNews: Что ваша компания может предложить российским госзаказчикам, исходя из опыта работы в других странах?

Сергей Бастрыкин: В нашей компании, присутствующей на рынке уже 27 лет, накоплен богатый опыт использования передовых технологий построения информационных систем, в том числе и для государственных заказчиков. Наш опыт был использован в реализации проектов ЭП для Воронежской, Амурской и Липецкой областей, Санкт-Петербурга и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, а также Минэкономразвития РФ. Это региональные порталы госуслуг, внутренние и внешние порталы органов государственной власти, дискуссионная площадка-портал открытого правительства, система межведомственного взаимодействия и многое другое.

На реализованном в 2013 г. в Липецкой области региональном портале государственных услуг версии 3.0 использован обширный опыт компании по созданию порталов и организации взаимодействия с гражданами. В РПГУ Липецкой области реализованы все требования к порталам государственных услуг, существующие на настоящий момент. Новый дизайн облегчает освоение портала и навигацию по нему. Система обратной связи с гражданами, статистика предоставления услуг и диагностика позволяют оценивать качество реализации электронных услуг и планировать дальнейшее развитие.

Если рассматривать использование нашего опыта работы в других странах, то стоит коснуться технологии электронных форм, которая активно используется на западе, но пока не нашла должного применения у нас в стране. Многие наши заказчики в органах государственной власти уже оценили все преимущества платформы IBM Lotus Forms на собственном опыте, реализуя перевод услуг в электронный вид самостоятельно без посторонней помощи.

CNews: Расскажите о наиболее интересном проекте, реализованном вами в России.

Сергей Бастрыкин: Одним из последних реализованных нами проектов было создание в Дальневосточном федеральном университете, кампус которого расположен на острове Русский, где в 2013 г. проходил саммит АТЭС, единой интегрированной социальной среды взаимодействия. Особенностью данного проекта явилась интеграция информационных систем университета, организация доступа пользователей к интегрированным данным и сервисам через единый интерфейс и единую точку – интранет-портал, создание внутрикорпоративной социальной сети, единого поиска по всем ресурсам университета, использование электронной карты. Поддерживаются все виды мобильных устройств и работа лиц с ограниченными возможностями.

Корпоративная социальная сеть, интегрированная с информационными ресурсами университета, обеспечивает взаимодействие более 50 тыс. пользователей для совместной профессиональной деятельности и включает блоги, wiki-базу знаний, форумы, сообщества, файлы, закладки, задачи и проекты, профили пользователей.

Несмотря на то, что данная система была разработана для учебного заведения, сфера ее применения гораздо шире. Основные архитектурные и концептуальные подходы по повышению эффективности коллективной работы и социализации взаимодействия предназначены для использования в крупных компаниях, органах государственной власти и местного самоуправления.