CNews: Какие средства на информатизацию предусмотрены бюджетом региона в 2014 г.? Как изменился ИТ-бюджет по сравнению с 2013 г.? Какое финансирование ожидается в 2015 году?
Игорь Козин: ИТ-бюджет Орловской области в этом году составил около 70 млн руб. в рамках двух государственных программ Орловской области – «Развитие информационного общества на территории Орловской области» и «Снижение административных барьеров и повышение эффективности предоставления государственных услуг заявителям на 2013-2016 годы».
По сравнению с 2013 г. произошло перераспределение между программными мероприятиями – основной акцент в этом году мы сделали на реализацию майских указов Президента России.
Если говорить о бюджете 2015 г., то он находится в стадии согласования. Заявленная потребность в финансировании – более 340 млн рублей (в том числе более 215 млн рублей на эмиссию универсальных электронных карт населению области). В бюджете 2015 года будет и федеральная составляющая – не менее 20 млн рублей.
CNews: Какие государственные проекты в сфере информатизации реализуются в Орловской области?
Игорь Козин: Основные проекты – организация предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна», перевод и предоставление услуг в электронной форме, обеспечение межведомственного взаимодействия в электронном виде, внедрение универсальных электронных карт.
Кроме того, решаются отраслевые задачи в сфере здравоохранения, образования, культуры, других сферах. Реализуются проекты по открытым данным, работе с государственной автоматизированной системой «Управление», государственной информационной системой о государственных и муниципальных платежах.
CNews: Какие результаты достигнуты на сегодняшний день?
Игорь Козин: Если говорить о выполнении 601-го указа, то сейчас в Орловской области функционируют два МФЦ (в городе Орле и Ливнах), которые обслуживают около 50% населения области. В открывшемся летом этого года Ливенском МФЦ мы обеспечили функционирование по принципу «одного окна» с момента открытия. Там же отрабатываем механизм оказания услуг «по ситуации», когда на основании одного обращения заявителя предоставляется целый комплекс смежных услуг. Наиболее востребован здесь комплекс услуг, связанных с оформлением документов на недвижимость. Сейчас дорабатываем АИС МФЦ в соответствии с требованиями Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.
В части перевода услуг в электронную форму полностью отработаны 59 видов услуг (из них 45 региональных и 14 муниципальных) и 92 подуслуг в сфере здравоохранения, социальной защиты населения, занятости, лицензирования, ЗАГС, строительства, образования, культуры, имущественно-земельных отношений, пассажирских перевозок.
На Едином портале государственных услуг и функций (ЕПГУ) размещена информация обо всех услугах, предоставляемых в области. Сейчас переводим несколько услуг в сфере соцзащиты. В соответствии с поручением главы государства область участвует в реализации проекта по обеспечению функционирования в соответствии с едиными требованиями системы электронной очереди на муниципальном, региональном и федеральном уровнях для получения места в дошкольных образовательных организациях по месту жительства. Параллельно работаем над доступностью и востребованностью электронных услуг – на базе действующих МФЦ открыли пункты активации простой электронной подписи, позволяющей работать на ЕПГУ.
Активно внедряем электронные сервисы межведомственного взаимодействия. Заявители и органы, оказывающие услуги, уже успели почувствовать разницу – быстро, удобно, достоверно. Сокращаются сроки оказания услуг.
Второй год реализуется проект по внедрению универсальных электронных карт. На сегодня их выдано 1516. На УЭК обеспечивается размещение федеральных электронных приложений и квалифицированной электронной подписи. Протестировано транспортное приложение, проводится его отработка в рамках проекта по транспортному обслуживанию льготных категорий граждан.
Ведется работа по устранению «цифрового неравенства» – в рамках совместного с «Ростелекомом» проекта осуществляется построение единой информационно-коммуникационной сети, охватывающей все муниципальные образования области, в интересах населения области, бизнеса, государственных органов и органов местного самоуправления. На устранение «цифрового неравенства» направлены и инвестиционные проекты операторов мобильной связи, функционирующих в регионе.
CNews: Какие сложности возникают при реализации этих проектов, и с чем они связаны?
Игорь Козин: Государственные проекты, в которых участвуют субъекты Российской Федерации и о которых мы с вами говорим, довольно затратные. Например, создание сети МФЦ, а в нашей области это будет 25 МФЦ и 81 удаленное рабочее место МФЦ, обойдутся региону почти в 140 млн руб. Поэтому общее ограничение – это ИТ-бюджет, который регион может себе позволить.
Мы стараемся активно привлекать в проекты федеральное софинансирование и это удается, но, например, в том же проекте МФЦ выделенные федеральные средства покроют лишь 29,2 % затрат.
Отдельный вопрос – организация взаимодействия между МФЦ и ведомствами при оказании услуг по принципу «одного окна». Например, срок для предоставления услуги по регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя – 5 дней. Заявитель может обратиться за ее получением в любой МФЦ, в любом уголке области. Чтобы выдержать сроки, поданные документы должны незамедлительно попасть в налоговую, а это непростая и затратная логистическая задача. Здесь мы надеемся на ИТ-составляющую проекта: документы передаются в регистрирующий орган через СМЭВ в электронном виде, сроки выдерживаются, услуга оказывается наиболее удобным для заявителя способом.
В проекте по переводу государственных и муниципальных услуг в электронный вид на федеральном уровне происходит некоторое переосмысление – переход от этапного понимания перевода к процессному, когда в рамках услуг выделяются и переводятся в электронный вид отдельные административные процедуры. От регионов это также требует изменений, переработки представленных на ЕПГУ услуг – сначала приоритетных, а потом и всех остальных.
Постоянное развитие происходит и в проекте по организации межведомственного электронного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг. Здесь мы зависимы от изменения методических рекомендаций по разработке сервисов и их форматов.
В отношении проекта внедрения универсальных электронных карт на наш взгляд целесообразно было бы сохранить заявительный порядок выдачи – нужна карта – человек обращается и получает ее, не нужна – не получает. В противном случае есть опасность неэффективного расходования бюджетных средств на массовый выпуск УЭК, который должен начаться в 2015 г.
CNews: Как Вы оцениваете уровень муниципальных образований? Насколько региональные власти могут влиять на процесс их информатизации?
Игорь Козин: Наиболее значимые проекты в Орловской области мы стараемся реализовать в виде единых технологических решений, доступных муниципалитетам. Так отработан перевод услуг в электронный вид, межведомственное электронное взаимодействие. Органы местного самоуправления, в свою очередь, помогают нам в организации предоставления услуг по принципу «одного окна» на базе МФЦ – предоставляют помещения, земельные участки под строительство МФЦ. В отдельных проектах интересные наработки есть у областного центра – города Орла. Раньше других муниципалитетов они отработали предоставление в электронной форме муниципальных услуг в сфере образования, активно работают в части снижения административных барьеров в строительстве.
CNews: Какие электронные сервисы уже сегодня доступны гражданам и организациям при взаимодействии с государством?
Игорь Козин: Из наиболее значимых я бы отметил электронные услуги, доступные на Едином портале государственных и муниципальных услуг, систему открытых данных о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, реализуемый при помощи электронных сервисов принцип «одного окна» при предоставлении услуг на базе МФЦ, а также скрытые помощники граждан и организаций – сервисы межведомственного электронного взаимодействия, используемые при предоставлении государственных и муниципальных услуг.
CNews: Каковы планы по развитию ИТ в регионе на ближайшие 3-5 лет?
Игорь Козин: Орловская область имеет значительный ИТ-потенциал. Это и хорошая научно-образовательная база и точки роста в виде интересных ИТ-компаний, занимающихся инновационными разработками. В этом году мы создали общественный совет по ИТ-развитию, с его участием разрабатывается стратегия информатизации региона. В наших планах развитие региональной ИКТ-инфраструктуры, развитие электронных сервисов для населения, отраслевая информатизация, внедрение навигационно-информационных технологий и других результатов космической деятельности, повышение доли ИКТ в валовом региональном продукте.
Уже ведется работа по формированию в регионе научно-промышленного кластера. Запланировано создание совместного высокотехнологичного предприятия концерна ZTE и группы компаний «Навигатор».
Планов много, будем стараться их реализовать.