Алексей Аносов: Назрела необходимость комплексного подхода к решению проблемы автоматизации регионального здравоохранения

Алексей АносовПроблема обеспечения льготных категорий граждан лекарственными препаратами является одной из самых социально значимых в любом государстве. Прошлогодний скандал в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования заставил обратить более пристальное внимание на существующую систему дополнительного лекарственного обеспечения. О том, как информационные технологии способствуют обеспечению прозрачности отрасли, в интервью CNews рассказал Алексей Аносов, генеральный директор компании «Эскейп».

CNews: Какие изменения в области информатизации здравоохранения произошли с момента начала реализации приоритетного национального проекта «Здоровье»? Можно ли, на ваш взгляд, говорить о серьезных изменениях и значительной активизации  деятельности в этой области?

Алексей Аносов: Начну с того, что приоритетный национальный проект «Здоровье» реализуется сразу по нескольким направлениям. Каждое из этих направлений требует информационной поддержки. Трудно представить, например, высокотехнологичную медицинскую помощь без соответствующего программного и технического обеспечения.

Соответственно, какая-то часть денежных средств, выделяемых на здравоохранение, направляется и на его информатизацию. И это привело к некоторому улучшению общей картины. Наличие компьютера на столе главврача уже не воспринимается как чудо.

Не последнюю роль сыграла и реализация программы дополнительного лекарственного обеспечения — ДЛО. Формирование логистических цепочек и их автоматизация фармдистрибьюторами, задействованными в системе ДЛО,  закупка программных продуктов и техники территориальными фондами обязательного медицинского страхования способствовали созданию ИТ-инфраструктуры в регионах, решающей задачи информационного обмена в процессе доставки лекарств до потребителя, автоматизированной выписки и регистрации отпуска рецептов, подготовки отчетности для ТФОМСов.

Но, если оценивать ситуацию в целом, то первое, что бросается в глаза, это ведомственная разобщенность в решении  проблем информатизации здравоохранения. Не отработаны регламенты информационного взаимодействия между ведомствами и зачастую дублируются даже справочные данные в различных информационных системах. И пока продвижения в решении этой проблемы незаметно.

Повышение роли регионов в реформировании здравоохранения требует изменения взгляда на систему информационной поддержки структур, отвечающих за управление этими процессами. Назрела необходимость комплексного подхода к решению проблемы автоматизации регионального здравоохранения, для того, чтобы и так ограниченные финансовые ресурсы регионов помогли решить задачу  информатизации регионального здравоохранения оптимально.

Уже сейчас, как только ответственность за обеспечение населения лекарственными средствами по социальным программам госгарантий перешла на региональный уровень, заметно повысился интерес региональных органов управления здравоохранения к информационным системам, позволяющим оперативно получать аналитическую информацию, необходимую для управления этим процессом. Думаю, впереди следует ожидать повышения интереса к таким системам.

CNews: В чем вы видите основные причины такого положения вещей? Какого рода факторы препятствуют или стимулируют развитие процессов информатизации в здравоохранении?

Алексей Аносов: В отличие, скажем, от национального проекта «Образование» в национальном проекте «Здоровье» ИТ-составляющая специально не выделена. Это привело к тому, что и задачи по информатизации здравоохранения решались в связи с потребностями конкретного направления, не имея общей стратегии. На наш взгляд, основная причина недостаточной информатизации здравоохранения — это не собственно недостаток финансирования, но скорее недостаточно проработанная стратегия внедрения и развития ИТ, или же вообще ее отсутствие, в том числе и на региональном уровне. Иными словами, сегодня у руководителей органов регионального здравоохранения должно быть четкое понимание реальной потребности в соответствующих ресурсах для реализации каждой составляющей системы управления: от создания инфраструктуры до внедрения и последующего сопровождения программных продуктов.

Опыт внедрения автоматизированных систем в регионах позволяет нам утверждать, что основным фактором, положительно влияющими на развитие информатизации в здравоохранении, является совместная с руководством органа территориального управления здравоохранением разработка комплекса регламентирующих документов, необходимых для проведения работ по автоматизации и определяющих принципы и форматы обмена информацией между участниками. Эта совместная работа актуальна и необходима, тем более, что при схожей структуре алгоритмы управления в каждом регионе имеют свои специфические особенности.

CNews: Процесс информатизации российской медицины иногда характеризуют как «хаос тактик», обусловленный, в первую очередь, отсутствием единой государственной политики в данной области. Поскольку в настоящее время акцент по реформированию здравоохранения переносится на региональный уровень, то не повлечет ли это за собой еще большее усиление «хаоса»?

Алексей Аносов: Такая опасность существует. Но именно поэтому, подчеркиваю, мы считаем необходимым подходить к решению проблем комплексно, привлекая специализированные компании, имеющие опыт работы  в области информатизации здравоохранения и смежных областях, в том числе и в плане разработки стратегии развития IT.

CNews: Одним из важнейших направлений реформы здравоохранения является обеспечение граждан России, в том числе их льготных категорий, лекарственными препаратами. Как вы оцениваете текущий уровень информатизации сферы лекарственного обеспечения регионов России?

Алексей Аносов: Если говорить о Федеральной программе ДЛО, то уровень ее автоматизации можно признать довольно высоким. Сюда можно отнести и наличие компьютерной техники, и внедренные программные решения, и сложившиеся регламенты информационного обмена и поддержку конечных пользователей. В процессе создания структуры, обслуживающей граждан по программе ДЛО в регионах, только нашей компанией было автоматизировано более 2000 рабочих мест. Например, в Краснодарском или Ставропольском краях было автоматизировано по три сотни точек отпуска и складов медикаментов.

Но существующей структуре информационного взаимодействия, сложившейся в 2005 году, не ставилась задача поддержки управления программой. Эта структура скорее позволяет контролировать освоение финансовых ресурсов, чем управлять лекарственным обеспечением населения. Тем более она не предназначалась для управления обеспечением лечебного процесса лекарствами и средствами медицинского назначения.

CNews: …Какие новые задачи, связанные с информатизацией обеспечения населения лекарственными средствами, возникают в связи с активизацией развития региональных систем здравоохранения? Какие задачи, в этой связи, ставит для себя компания «Эскейп»?

Алексей Аносов: Для обеспечения жизнеспособности, эффективной работы региональной системе здравоохранения необходим комплекс ИТ-сервисов, позволяющий проводить анализ и контроль состояния отрасли, оперативно принимать решения на основе достоверных данных, получаемых из информационных систем участников системы регионального здравоохранения.

Выполнение этих задач можно обеспечить только в том случае, если весь комплекс программных средств увязан, прежде всего, по справочным данным и регламентам. Это требует тщательной проработки отдельных элементов комплекса на концептуальном уровне. При этом должна оставаться возможность легко адаптироваться к индивидуальным особенностям конкретного региона.

Поставив перед собой задачу разработки системы управления лекарственным обеспечением регионального уровня, мы, прежде всего, должны были решить для себя проблему повышения уровня компетентности нашей аналитической группы для улучшения качества консалтинговых услуг предоставляемых нами в процессе внедрения.

Основой системы является Комплексная система автоматизации и управления аптечным предприятием «М-АПТЕКА плюс». Ее внедрение в комплексе с дополнительными модулями позволит:

  • управлять заявочными компаниями и формировать пакеты заявок для проведения тендеров, по результатам которых будут заключаться госконтракты на поставку ЛС;
  • управлять распределением и перераспределением лекарственных средств по аптечным организациям и лечебным учреждениям;
  • контролировать обеспеченность граждан и лечебных процессов лекарственными средствами и средствами медицинского назначения;
  • на основе централизованной обработки всех данных прогнозировать объемы и номенклатуру потребления лекарственных средств.

CNews: Из каких основных блоков состоит предлагаемое вами решение? Какие процессы позволяет автоматизировать? Каковы, на ваш взгляд, ключевые преимущества этого решения?

Алексей Аносов: Для каждого участника системы нами разработаны специализированные программные модули, способные автономно функционировать для решения узких профильных задач и обмениваться данными с другими подсистемами. Отдельные модули или их сочетания можно представить в виде трех блоков по каждому типу участник процесса лекарственного обеспечения:

  • лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ);
  • фармацевтические учреждения (товаропроводящая сеть);
  • территориальный орган управления здравоохранением (ТОУЗ);

Полная информация о деятельности всех участников системы в различных аналитических разрезах предоставляется сотрудникам территориального органа управления здравоохранением. Для технологического обеспечения этой задачи разработан программный модуль «М-АПТЕКА плюс ЦОД», позволяющий осуществлять, с одной стороны, сбор и контроль достоверности данных о движении лекарственных средств и средств медицинского назначения, о состоянии обеспеченности ими населения и лечебных процессов в ЛПУ, консолидацию персонифицированных по каждому пациенту данных применительно к лекарственному обеспечению, и, с другой стороны, формирование аналитических отчетов для принятия управленческих решений.

Модуль АСУ «М-Аптека плюс ЛПУ» обеспечивает информационные потребности поликлиник и стационаров. В поликлиниках это: учет выписки льготных рецептов, формирование потребности прикрепленного населения льготных категорий в ЛС. В стационарах — формирование плановых и оперативных заявок на поставку ЛС для обеспечения непрерывного лечебного процесса, контроль создания и поддержания страхового запаса ЛС и товаров медицинского назначения, учет поступления и распределения ЛС по отделениям, контроль расходования ЛС во время лечебного процесса. Кроме того, в лечебно-профилактических учреждениях осуществляется важнейшая для работоспособности всего комплекса функция — ведение регистра прикрепленного населения.

Еще два модуля в составе региональной информационной системы предназначены для товаропроводящих сетей: различные конфигурации Комплексной системы автоматизации и управления аптечным предприятием "М-АПТЕКА плюс" в сочетаниях с модулем «М-АПТЕКА плюс ДЛО» позволяют автоматизировать все подразделения крупной аптечной сети: от аптечного пункта до оптового фармацевтического склада и управляющего офиса компании. С их помощью можно получить всю информацию о товародвижении, в том числе в разрезе отдельных программ ОНЛС, оперативные сведения о дефектуре, рецептах, поставленных на отсроченное обслуживание, состоянии товарного запаса в каждом аптечном учреждении сети вплоть до точки отпуска (аптечного пункта). Кроме того, система обеспечивает сбор и обработку заявок от ЛПУ, распределение лекарственных препаратов и средств медицинского назначения по медицинским организациям и аптечным учреждениям, рецептурный отпуск товара по отдельным программам (ДЛО, региональные программы лекарственного обеспечения).

Для возможности взаимодействия с другими системами (ТФОМС, Росздравнадзор, ПФР, Министерство здравоохранения и социального развития) в общую схему может быть включена разработанная нами ранее система ведения корпоративной нормативно-справочной информации.

Таким образом, ключевым преимуществом решения является, прежде всего, его комплексность  для всех участников региональной логистической цепочки, участвующих в процессах доставки медикаментов конечному потребителю. Это дает возможность оперативно принимать решения каждому участнику системы, полностью контролировать состояние лекарственного обеспечения населения и снабжение ЛПУ средствами медицинского назначения, поступающими через региональные фармацевтические организации.

CNews: Какие факторы необходимы для успешного проведения комплексной автоматизации системы лекарственного обеспечения на региональном уровне?

Алексей Аносов: Предлагаемая нами концепция наиболее успешно может быть реализована при наличии регламентов, четко определяющих принципы работы и роли участников системы. Нами разработаны шаблоны регламентирующих документов для конечных пользователей системы, а также шаблоны приказов, необходимых для проведения работ по автоматизации на территории. Создание пакета региональных регламентирующих документов позволит еще до начала процесса автоматизации сформировать оптимальную модель взаимоотношений участников системы.

Еще одной важной составляющей успешного внедрения программного обеспечения на региональном уровне является организация отраслевых учебных центров на территории субъектов РФ, обеспечивающих подготовку и переподготовку кадрового состава отрасли для выполнения целевых программ.

CNews: Какие ощутимые преимущества дает автоматизированная система руководству региона? Лечебным, аптечным учреждениям и гражданам?

Алексей Аносов: Внедрение полного комплекса предлагаемых нами продуктов предоставит руководству здравоохранением субъекта РФ полноценный инструмент для управления лекарственным обеспечением населения региона и позволит:

  • проводить детальный анализ бюджетных расходов для их последующей оптимизации;
  • контролировать исполнение государственных контрактов на поставку лекарственных средств;
  • получить полную картину обеспечения каждого гражданина лекарственными средствами и предметами медицинского назначения, что позволит контролировать назначения врачей на соответствие стандартам лечения и выявлять злоупотребления при пользовании льготами.
  • получать прозрачную картину обеспечения ЛПУ в соответствии с утвержденными плановыми заявками на поставку ЛС.

Для ЛПУ это детальный персонифицированный учет лекарственных средств и средств  медицинского назначения, возможность прогнозирования их потребности, планирования закупок, а также возможность персонифицировать оказанную медицинскую помощь для дальнейших взаиморасчетов с бюджетом или страховыми медицинскими организациями.

CNews: Одним из главных факторов, препятствующих интеграции информационных ресурсов всех уровней, является отсутствие единых справочников и классификаторов. Как эта проблема решена в процессе реализации предлагаемого вами решения?

Алексей Аносов: На сегодняшний день в составе Комплексной системы автоматизации и управления аптечным предприятием «М-АПТЕКА плюс» реализован функционал ведения основных справочных данных системы, рассчитанный на централизованное ведение справочников, относящихся к номенклатуре товарных позиций и контрагентам. Регламент ведения справочников устанавливается конфигурациями системы.

Ведение регистра прикрепленного населения предусмотрено в модуле «М-АПТЕКА плюс ЛПУ», а нормализация и устранение дублей происходит на сервере сбора данных от ЛПУ. После нормализации данные справочников поступают в ЦОД и распространяются по всем участникам системы.

CNews: Каковы возможности интеграции предлагаемого вами решения в общее информационное пространство региона? Каковы ключевые моменты осуществления такой интеграции?

Алексей Аносов: Включение в состав комплекса системы ведения нормативно-справочной информации, разработанной компанией «Эскейп», позволяет установить связи между объектами однотипной нормативно-справочной информации, используемой в программных комплексах различных министерств и ведомств любого субъекта РФ.

CNews: Нынешний год будет для вашей компании юбилейным — 15 лет на отечественном рынке информационных технологий.  Какой из проектов, реализованном вашей компанией в области информатизации здравоохранения запомнился вам в большей степени? Расскажите о нем подробнее.

Алексей Аносов: Сразу замечу, что из 15 лет, проведенных нашей компанией на рынке IT, почти 10 мы специализируемся на программном обеспечении для учета и управления фармацевтическим бизнесом — тоже своеобразный юбилей. Наиболее масштабным и запоминающимся проектом нашей компании в области информатизации здравоохранения было внедрение в субъектах РФ АСУ «М-АПТЕКА льгота», предназначенной для автоматизации и управления процессами в системе дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО).

В рамках соглашения с уполномоченным фармдистрибьютором ЗАО «СИА Интернешнл» мы должны были в кратчайшие сроки автоматизировать региональные логистические цепочки ДЛО в 16 регионах Российской федерации — ни много, ни мало, около 1400 объектов и более 2000 рабочих мест! А ведь необходимо было еще, и обучить пользователей системы... Нам помогла отработанная технология внедрения, позволившая составить четкий план и, придерживаясь его, выполнить весь объем работ — в целом, задача была решена за 3 месяца.  Конечно, при таком масштабе работ на территориально удаленных объектах без накладок не обошлось, но 5-летний опыт, позволил нам оперативно решить практически все вопросы.

CNews: Каковы планы вашей компании в области информатизации здравоохранения на ближайшие два-три года?

Алексей Аносов: Мы планируем закрепиться на этом рынке. Сейчас ведется внедрение комплексной системы автоматизации управления движением лекарственным средств в Республике Коми и Омской области. Проявляют заинтересованность в системе и другие субъекты Российской Федерации. Важно отметить, что многие регионы уже частично готовы к внедрению системы, поскольку с 2005 года в 16 субъектах РФ функционируют программные продукты нашей компании, направленные на оптимизацию работы в системе ДЛО, являющейся на данном этапе неотъемлемой частью обеспечения населения лекарственными средствами. Кроме того, есть регионы, где хорошие позиции заняла программа «М-АПТЕКА плюс»: Нижний Новгород, Новосибирск, Казань и другие. Больше того, в некоторых регионах, в частности — в Краснодарском крае, процесс автоматизации системы ДЛО и  розничной «коммерческой» части крупных государственных фармацевтических сетей идет параллельно, постепенно образуя единую систему учета движения лекарственных средств.

В планах нашей компании на ближайший год — значительное усиление группы консалтинга, а так же — усовершенствование и развитее программного комплекса «М-АПТЕКА плюс», его оптимизация под различные схемы взаимосвязи, существующие между участниками ОНЛС в разных регионах. Кроме того, на данном этапе наблюдается тенденция  к расширению круга задач, решаемых системами автоматизации аптечных учреждений. Если ранее в большинстве случаев было достаточно набора из систем бухгалтерского и товарного учета, то теперь требуется решение задач, традиционно относящихся к CRM,  значит и для нас это направление является актуальным.

Но наиболее перспективным направлением развития на ближайшее время мы видим в выполнении проектов по интеграции с медицинскими информационными системами, применяемыми в ЛПУ. А если речь заходит об объединении лучшего опыта и дополнительных возможностях для развития бизнеса — без интеграции не обойтись. В этой области мы ориентируемся на использование платформы интеграции и разработки приложений Ensemble компании InterSystems.

CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS