Медицина зря торопится с внедрением ИС

Медицина зря торопится с внедрением ИСВ настоящее время эффективность работы ЛПУ, своевременность и качество оказываемой медпомощи во многом зависят от уровня информатизации соответствующих предприятий. Медицинские учреждения по тем или иным причинам пытаются сразу внедрять ИС. Однако это является ошибкой. Чтобы информатизация была эффективной, каждое ЛПУ должно последовательно проходить определенные стадии этого процесса.

Как ни странно на первый взгляд, ЛПУ совершают большую ошибку, сразу приступая к внедрению информационных систем. Чаще всего в результате такого форсирования событий возникает проблема дисбаланса между внедряемым специализированным ПО и аппаратным обеспечением. Необходима предварительная разработка информационной инфраструктуры, приведение разрозненных частей в единую систему. Актуальными условиями успеха становится организация внутрибольничной сети передачи данных, электронной почты и электронного документооборота, подключение к интернету. При этом остро встает вопрос необходимости защиты данных и разграничения доступа к информационным ресурсам и сервисам, что невозможно организовать без базовой интеграции и налаженной инфраструктуры.

Поворотным моментом в использовании информационных систем как элемента системы управления здравоохранением стал переход к системе обязательного медицинского страхования (ОМС). Введение нового принципа финансирования медицинских учреждений потребовало не только использования нового подхода к учету и анализу деятельности медицинских учреждений, но и активного информационного обмена между всеми участниками системы. Тем не менее, большинство российских лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) находятся на начальном этапе информатизации, используя ограниченный набор не связанных между собой информационных систем и баз данных. Основная функция компьютера при этом — хранение шаблонов документов и печать.

Процесс информатизации ЛПУ

В процессе развития использования информационных технологий в лечебных учреждениях можно выделить несколько этапов1, границы между которыми могут быть достаточно размыты или условны.

Начальный этап базовой интеграции

На данном этапе в ЛПУ происходит первичное внедрение компьютеров, сначала для печати и передачи информации, обработки данных на бумажных носителях, а затем для работы с системой расчетов и управления административными документами. Используются традиционные клиентские компьютеры. Основной эффект данного этапа - использование шаблонов для быстрого заполнения документов (например, медицинских заключений). Именно на этом этапе находятся большинство российских ЛПУ. Заканчивается он началом строительства компьютерной сети, использованием серверов и созданием баз данных.

Этап создания инфраструктуры

На этом этапе происходит автоматизация текущих административных процессов (финансовая, административная системы, отдел кадров), объединение компьютеров в сеть, построение единой политики использования компьютерных ресурсов, внедрение системы безопасности для доступа к медицинской информации (терминальные серверы). Основным признаком этапа является наличие общих сетевых ресурсов и обмен информацией внутри ЛПУ с помощью общих шаблонов, применение серверных решений и установка хранилищ данных. Все эти решения строятся на базовых принципах обычного офисного предприятия.

Этап автоматизации

Его характерной особенностью является передача специализированной медицинской информации внутри единого информационного пространства. Используется мобильный доступ к медицинской и административной информации, электронная история болезни, компьютерный ввод заявок на лечение и исследования, интеграция в работу больницы медицинского оборудования (например, управление рентгеновским изображением). С точки зрения технологий происходит оптимизация информационной структуры за счет установки дополнительного серверного оборудования, обеспечивающего бесперебойную работу всех систем.

При переходе к третьему этапу (автоматизации) в обход первого и второго могут возникать проблемы. Часто медицинский персонал может иметь слабые пользовательские навыки, в связи с чем появляется проблема толерантности к информационным решениям, особенно у пожилых врачей. При этом технологические решения должны быть адекватны сложившейся ситуации. В одной из больниц1 выходом из данной ситуации стало сканирование карточек, написанных вручную, и распознавание их потом на компьютере. В результате через полгода количество докторов, пользующихся данной технологией, сократилось с 40% до 10%.

Этап интеграции

Полная интеграция означает, прежде всего, получение максимального количества информации на том месте, где оказывается медицинская помощь, что значительно способствует уменьшению количества врачебных ошибок. История болезни подключается к медицинскому оборудованию, возможно автоматизированное назначение лечения и выписка рецептов. При этом применяются современные технологии: беспроводная связь, системы идентификации, распознавания речи, распознавания голоса, электронной подписи. Этот этап развития предполагает постоянное обновление и усовершенствование используемых технологий.

Переход к этапу интеграции становится возможным в результате внедрения в работу ЛПУ современных технологий и новейших разработок. Такая информационная политика помогает в первую очередь значительно улучшить качество медицинского обслуживания и обеспечить широкий доступ населения к медицинским услугам и технологиям. В результате компьютеризации работы ЛПУ возрастает скорость обработки и передачи данных, принятия медицинских решений, и как следствие, снижаются затраты на содержание больницы, стоимость оказания медицинской помощи, улучшаются экономические показатели. Например, в одной из частных клиник1 Южной Азии в результате перехода к третьей стадии информатизации удалось полностью трансформировать паттерн оказания медицинской помощи, обеспечить за 3 года 40%-й рост количества пациентов, значительную экономию времени сотрудников, и, в конечном счете, рост прибыли и возврат инвестиций.

Информационные системы для здравоохранения

В настоящий момент отечественными и зарубежными компаниями разработан ряд конкурирующих информационных систем для ЛПУ и управляющих организаций в отрасли здравоохранения. Предлагаемые продукты обеспечивают автоматизированный учет услуг, оперативный контроль качества медицинской помощи и формирование необходимых форм отчетности, позволяют значительно снизить временные затраты медицинского персонала на работу с бумажной документацией, а также предлагают возможность анализа эффективности работы учреждений здравоохранения на локальном и региональном уровне, решения для медицинских организаций различного профиля и размера.

Созданы также специальные компьютеры и программное обеспечение для врачей и обработки медицинских изображений. Мобильное компьютерное устройство обеспечивает быстрый, полный, защищенный доступ ко всем необходимым медицинским данным непосредственно у постели больного, позволяет вести более полную и точную историю болезни, что удобно в работе и значительно экономит время врача.

Разработаны также системы для персональной медицины. Например, программы, позволяющие организовать здоровый образ жизни или персональные системы для хронических больных и пожилых людей, целью которых становится сохранение самостоятельности пациента при обеспечении постоянного мониторинга состояния его здоровья. Особое направление — телемедицина, с помощью которой становится возможным расширение зоны оказания медицинских услуг на удаленные территории и разгрузка больниц.

Однако для роста эффективного использования ИТ в современных российских ЛПУ существует ряд объективных препятствий. Прежде всего, это высокая стоимость компьютерной техники и программного обеспечения, а также несовместимость применяемых систем и отсутствие стандартов для их разработки. Существующие системы созданы для специальных целей, они используют разные платформы, ПО и даже медицинские термины.

Определенное значение имеет сопротивление со стороны врачей при внесении изменений в организацию практики и в отношении внедрения новых технологий в целом. Лишь небольшое число медицинских работников имеет адекватную подготовку по работе с ИТ-системами, большинство специалистов нуждается в дополнительном обучении в этом направлении. Актуальной проблемой является также недостаток персонала, который занимался бы только обеспечением работы систем. В этой ситуации критически важными условиями эффективности внедрения ИТ в российские лечебные учреждения становятся не только административные меры, но и профессиональные рекомендации по процессу внедрения (в отношении технических, эксплуатационных и организационных аспектов), а также активная заинтересованность руководства и участие врачей и персонала в стратегии информатизации ЛПУ.

Елена Баканова / CNews

Михаил Эльянов: Компьютеризация медицины движется черепашьими темпами

Михаил ЭльяновВ настоящее время ни одно государственное ведомство России не может предоставить объективную информацию об уровне информатизации медицинских учреждений страны. Единственной организацией, всерьез занимающейся этой проблемой, является Ассоциация Развития Медицинских Информационных Технологий (АРМИТ). О том, какие изменения произошли в сфере внедрения ИКТ в здравоохранении в последние годы, в интервью CNews рассказал Михаил Эльянов, президент АРМИТ, к.т.н.

CNews: Как вы оцениваете уровень оснащенности российских медицинских учреждений современной компьютерной техникой, информационными технологиями? Как эти показатели изменились за время реализации приоритетного национального проекта «Здоровье»?

Михаил Эльянов: Уровень оснащенности медицинских учреждений в среднем довольно низкий. К сожалению, мы не имеем свежей и полной информации по этому вопросу за последние годы, но до 2005 г. я занимался мониторингом ЛПУ Управления здравоохранения одного из административных округов Москвы и собирал базу данных по установленным в них компьютерным системам. В 2001-2005 гг. оснащенность компьютерами увеличилась достаточно существенно, примерно в 1,5-2 раза. Сейчас, видимо, тенденция такая же. Компьютеры в медицинские учреждения поставляются, возможно, благодаря национальному проекту «Здоровье», но официальными данными о том, по каким каналам они идут, я не располагаю. Если говорить о Москве, то здесь существует два основных источника поставок: первый — система обязательного медицинского страхования, второй —Департамент здравоохранения Москвы и Управление информатизации Москвы. В тоже время, есть медицинские учреждения, в которых по 300, 400, 700, 800 компьютеров. Чаще всего это крупные государственные или ведомственные ЛПУ.

CNews: Могут ли в рамках государственной медицины руководители ЛПУ быть мотивированы на внедрение ИТ?

Михаил Эльянов: Безусловно. Но для этого должны быть изменены «правила игры». Хотелось бы привести такой пример. В одной из организаций одновременно существовало четыре варианта отчетности по результатам работы флюорографической службы (в частности отчетность по хроническим неспецифическим заболеваниям легких): первая - у заместителя главного врача, вторая- в кабинете флюорографии, третья — у статистика, а четвертая составлялась на основе первичных данных, которые были получены из компьютерной системы. Так вот, цифры в этих отчетах отличались в десятки раз. И руководство медицинского учреждения пользовалось этим в зависимости от того, каких результатов оно хотело добиться: если надо было показать хорошие результаты лечения, они давали одни данные; если требовалось доказать, что оборудование изношено, сотрудников не хватает, «все запущено» — другие.

Полный текст интервью

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS