|
|
Обзор "Рынок ИТ-услуг: консалтинг, интеграция, аутсорсинг" подготовлен Дмитрий Гулько: Рынок глобализуется не только «к Западу», но и в обратном направленииНа вопросы CNews отвечает Дмитрий Гулько, президент НЦИТ «Интертех». CNews: Какие тенденции, на ваш взгляд, доминируют в настоящий момент на отечественном рынке ИТ-услуг? Дмитрий Гулько: Если говорить об ИТ-услугах в части автоматизации управленческих и производственных процессов, то просматривается тенденция перехода от ныне доминирующей концепции построения глобальных монолитных ERP-систем, покрывающих (по замыслу) все требуемые функциональности, к концепции разноплатформенного (гетерогенного) ИТ-ландшафта — как норме. Очень важную роль при этом играет подход, называемый сервисно-ориентированной архитектурой (СОА), провозглашающий в качестве основных задач, во-первых, сохранение вложенных инвестиций в ИТ-инфраструктуру и, во-вторых, дальнейшее ее развитие по модульному принципу, «по-кирпичикам». Другая важная тенденция — рассмотрение ИТ-директорами систем НСИ (нормативно-справочной информации) в качестве самостоятельных элементов ИТ-инфраструктуры, а не как части ERP-систем. CNews: Для решения какого рода задач отечественный бизнес в первую очередь привлекает сегодня внешних консультантов? Дмитрий Гулько: Для задач стратегического и тактического бизнес-консультирования, кроме того, внедренческий консалтинг (внедрение заказных и настраиваемых коробочных ИТ-систем), построение систем НСИ. CNews: Насколько выросла за последнее время, по вашим оценкам, доля консалтинговой составляющей в ИТ-проектах? Дмитрий Гулько: Если говорить об ИТ-проектах по внедрению крупных корпоративных информационно-управленческих и учетно-финансовых систем и брать последние 5 лет по отношению к предшествующим пяти годам — то значительно. Если брать соотношение трех ключевых составляющих: консалтинг — ПО (лицензии) — железо», то от соотношения 20-20-60 (приблизительно, в среднем) мы сегодня приходим к соотношению 50-40-10 (приблизительно, в среднем). Т.е. доля консалтинговой составляющей выросла примерно на 30%. Это отчасти связано с наступившим насыщением компаний компьютерной техникой, сетевым телекоммуникационным оборудованием, корпоративными системами хранения данных и т.п. А также с психологической готовностью проглатывать большие решения и стремлением акционеров к повышению капитализации и рыночной стоимости компаний за счет упорядочения и автоматизации управленческого и финансового учета. Еще одна тенденция, способствующая изменению пропорции, это избавление компаний от непрофильной деятельности и вывод части работ на внешний подряд или аутсорсинг. CNews: За последнее время на российском рынке заметно увеличилось число компаний, предлагающих услуги в области ИТ-консалтинга. Как вы оцениваете емкость этого сектора на текущий момент? Дмитрий Гулько: Сектор, безусловно, растет. Рост предложения связан как раз с ростом спроса на ИТ-услуги. На текущий момент, по разным оценкам — от 2 до 5 млрд долларов. CNews: Насколько вообще сформировался в России рынок профессиональных ИТ-консультантов? Крупные западные игроки, работающие здесь, постоянно жалуются на кадровой «голод». Дмитрий Гулько: Рынок сформировался, это очевидно. Этот рынок имеет свое лицо, специфику, лидеров, рынок сегментирован. Однако процесс слияний, поглощений, возникновения новых игроков сейчас идет очень активно. Кадровый голод — это факт. Но наблюдается одна интересная тенденция в сфере ИТ-консалтинга — все больше иностранцев «дальнего зарубежья» (особенно — из Израиля и США) работают на российские компании. Это и в чистом виде «западники», и бывшие граждане СССР, получивших образование и/или опыт на Западе. Рынок глобализуется не только «к Западу», но и в обратном направлении. CNews: Насколько важно, на ваш взгляд, для ИТ-консультанта иметь профильное образование — которое в России пока только начинает складываться? Или же «готовит» консультанта только практика? Дмитрий Гулько: Очень больной вопрос. Вообще-то ИТ-специальности (например, «АСУ», «Программное обеспечение ЭВМ», «Системы и сети...», «Экономическая кибернетика» или «Автоматизированная обработка экономической информации» и т.д. и т.п.) существуют в советско-российских вузах уже более 30, а некоторые — более 40 лет. Другой вопрос в том, что качество этого базового образования, его соответствие сегодняшним потребностям отрасли — никудышнее. Есть специализированные курсы, в том числе — проводимые самими вендорами ИТ-решений. Эти курсы, безусловно, дают необходимый набор прикладных технических знаний и приемов. Но не дают главного — общесистемных фундаментальных знаний, столь необходимых «Консультанту» — с большой буквы. К этому необходимо добавить, что хорошего консультанта (как и любого хорошего специалиста) готовят Бог, школа и практика. Практика — это важнейшая составляющая, когда есть природные данные и качественное образование. Если нет одной из этих составляющих — рано или поздно ущербность и неполноценность даст о себе знать. Однако, поскольку потребности рынка в консультантах в сотни (а то и в тысячи) раз превышают количество тех, у которых есть и дар, и школа, и практика, ИТ-компаниям придется прилагать усилия, чтобы не дискредитировать себя перед заказчиками, посылая на «поля сражения» «сырых» новобранцев. CNews: Какие консалтинговые проекты в сфере ИТ были реализованы вами за последний год? Дмитрий Гулько: В основном это проекты, связанные с построением системы НСИ, нормализацией корпоративных мастер-данных, развертыванием платформ управления НСИ. Основные наши заказчики по проектам НСИ — компании «Татнефть», «Норильский никель», «Сибур», ТНК-ВР, Группа «ГАЗ» (Руспромавто), МОЭК. Интересны также проекты в Правительстве Москвы (Тендерном комитете) — работы над 2-й очередью АИС ЕРКТ (Единый реестр конкурсных торгов), и работы по организации и проведению электронных закупочных аукционов Правительства Москвы. CNews: Какие сервисные направления будут, по вашим ожиданиям, развиваться наиболее динамично в ближайшие годы? Дмитрий Гулько: Безусловно, работы по построению сервис-ориентированной архитектуры ИТ-систем и приложений. CNews: Спасибо. |