Сергей Тихомиров: Особенно интересна органам власти система картографического анализа

Сергей Тихомиров

О реализуемых проектах, новых и текущих задачах и потребностях использования информационных технологий в деятельности органов государственной власти в интервью CNews рассказал Сергей Тихомиров, президент консорциума «Кодекс».

CNews: В последние два года совокупные расходы органов государственной власти России на ИТ увеличивались не менее, чем на 20 % ежегодно. В 2005 году, по оценкам МЭРТ, они достигли 60 млрд. рублей. Какие факторы определяют направления и скорость развития сектора ИТ-рынка, связанного с информатизацией органов государственной власти России в целом? Каковы тенденции начала 2006 г?

Тихомиров Сергей: Рынок информационных систем в органах государственной власти активизировался и переживает период бурного роста. Почему? Особых секретов здесь нет. Этому способствуют несколько причин. Это и давление сверху в виде законов, типа «Об электронных госзакупках…», а также ФЦП «Электронная Россия 2002-2010» обязывает. Это и активные организационные преобразования — смена руководства, приход новой команды, объединение субъектов РФ, при естественном желании показать быстрый результат улучшения. И, конечно же, улучшение финансового положения в регионах, хотя и неравномерное по всей России, при устойчивом лидерстве в финансировании ИT-проектов Москвы, Санкт-Петербурга и Чукотки.

А темпы роста ИТ-рынка в 2006 году нас конечно же не могут не радовать. Тем более что мы активно работаем с органами государственной власти во многих регионах, а в мае месяце завершили первый этап одного из проектов по внедрению системы электронного документооборота в Администрации Псковской области.

CNews: Из всех расходов органов государственной власти на ИТ менее половины приходится на госорганы регионального уровня (по оценкам CNews Analytics в среднем не менее 60 % — это расходы федеральных госорганов). Как вы оцениваете динамику роста расходов на информатизацию региональных органов государственной власти? Насколько направления расходования средств соответствуют их реальным потребностям, скажем, на примере Северо-западного Федерального округа?

Тихомиров Сергей: Федеральные органы государственной власти, как показывает статистика, в том числе и по аналитическим данным CNews, устойчиво занимают лидирующие позиции в процессах автоматизации своей функциональной деятельности и внедрения информационных систем. Эта тенденция сохранится и в ближайшее время. Хотя, следует отметить при этом, что рынок автоматизации региональных органов государственной власти переживает активную фазу развития, но еще далек от полного насыщения. Поэтому выделяемые средства еще существенно отстают от потребностей. Это подтверждает и наше сотрудничество с государственными органами исполнительной власти многих субъектов РФ. Например, в правительстве Ленинградской области на сегодняшний день охват структурных подразделений системами электронного документооборота составляет только около 30 %.

CNews: В России лишь 10 субъектов Федерации являются бюджетообразующими и далеко не все могут себе позволить ИТ-переоснащение, несмотря на имеющиеся потребности. Как это отражается на структуре спроса на информатизацию со стороны региональных органов власти? Каким направлениям информатизации уделяется основное внимание?

Тихомиров Сергей: Автоматизированные системы, созданные и функционирующие в региональных органах власти, по своему назначению могут быть разделены на следующие основные группы:

  • Системы электронного документооборота и делопроизводства;
  • Различные функциональные системы учетного характера, системы оперативного и административного управления;
  • Специализированные отраслевые системы;
  • Информационно-справочные системы;
  • Системы информационной поддержки принятия решений;
  • Аналитические системы;
  • Системы моделирования и прогноза.

В связи с недостаточным финансированием комплексных ИТ-проектов на региональном уровне приоритетное развитие получили системы электронного документооборота, информационно-справочные системы и специализированные отраслевые системы, в большинстве случаев разработанные собственными силами. По опыту работы в 2005-2006 годах можно сказать, что сегодня возрастает значение комплексного подхода к автоматизации процессов управления. Особенно эта тенденция характерна для территориальных органов исполнительных власти и органов местного самоуправления крупных городов. Это обусловлено следующими факторами:

  • Широкий круг решаемых задач. Органы государственной власти и местного самоуправления в своей повседневной деятельности сталкиваются с очень широким кругом проблем, которые необходимо решать, как правило, в условиях отсутствия систематизированной информации по проблеме.
  • Возросшая необходимость единого информационного пространства. Для успешного выполнения управленческих функций различным подразделениям власти нужна информация об одних и тех же объектах (субъектах). Анализ деятельности территориальных исполнительных органов власти показывает, что для решения задач управления им нужна самая разнообразная информация: оперативная и контрольная, справочная и аналитическая. Так, например, информация о земельных участках нужна и подразделениям, занимающимся объектами торговли, и подразделениям, курирующим вопросы строительства, и подразделениям, контролирующим вывоз твердых бытовых отходов, и подразделениям, работающим с инвестиционными заявками.
  • Тенденции обслуживания населения по принципу «одного окна» также требуют комплексного подхода к автоматизации органов власти и местного самоуправления и концентрации государственных информационных ресурсов.
  • Возросшее понимание органов власти о необходимости системного подхода к информатизации, развитого информационного взаимодействия подразделений исполнительных органов государственной власти между собой и органами местного самоуправления и создания централизованных государственных информационных ресурсов.
  • В результате развития информационной инфраструктуры появились реальные технические возможности комплексной автоматизации.

В связи с этим повысился спрос на системы информационной поддержки принятия решений, аналитические системы и системы, обеспечивающие принцип «одного окна».

CNews: Ваша компания работает со многими органами государственной власти федерального и регионального уровней. Произошли ли, после административной реформы 2004 года, какие-либо ощутимые изменения в структуре ИТ-расходов органов государственной власти? Какие факторы стали причиной такого положения дел?

Тихомиров Сергей: Наш опыт общения с органами государственной власти показывает, что основная доля ИТ расходов приходилась и до сих пор еще приходится на федеральные органы государственной власти. Что касается структуры ИТ-расходов, то мы не заметили существенных изменений с 2004 года. Определенная стабилизация в органах государственной власти, явившаяся следствием административной реформы 2004 года, привела к некоторому увеличению ИТ-расходов и финансированию создания и развития систем информационной поддержки принятия решений, аналитических систем и ситуационных центров.

Увеличение финансовых средств и желание управлять стабильным социально-экономическим развитием обеспечило крен в структуре ИТ-расходов на вопросы автоматизации мониторинга социально-экономического развития территорий, обеспечения управления федеральными социальными проектами. Консорциум «Кодекс» также не стоит в стороне от этих процессов. В территориальных исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга с 2004 года интенсивно эксплуатируется разработанная нами информационно-аналитическая система, позволяющая собирать, хранить, анализировать и представлять на верхний уровень любые показатели мониторинга социально-экономического развития районов.

CNews: Большинство государственных программ подпадают под определение проектов, и еще в 2004 году премьер-министр заявил о потребности перехода на программно-целевое финансирование при осуществлении бюджетных расходов. Как вы оцениваете эффективность использования современных информационных технологий для повышения качества государственного управления в России? Какие изменения в этой сфере произошли в органах государственной власти страны за последние два года?

Тихомиров Сергей: Программно-целевой подход к планированию и финансированию проектов отрасли и страны в целом — это, конечно же, эффективное средство повышения качественных и количественных показателей развития, которое, к сожалению, в последние годы на практике применялось слабо или было забыто вообще. Информационные технологии на сегодняшний день являются инструментом повышения эффективности процессов планирования, финансирования и управления от отдельной организации до страны в целом, а значит и повышения качества государственного управления в России, которое оценивается в конечном итоге уровнем социально-экономического развития общества. Эффективность использования ИТ в этих процессах в первую очередь определяется качеством принимаемых решений, а они, как показывает практика, не всегда выдерживают практическую реализацию. Несистемная автоматизация в 90-ые годы, без четко выраженных этапов проектирования, без определения основных концептуальных задач в рамках района, города, субъекта Российской Федерации, без попыток организации информационного взаимодействия автоматизированных систем, привела к ситуации «лоскутной автоматизации», существующей сегодня. Однако, на примере создания и сопровождения Автоматизированной информационной системы для территориальных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга (АИС ТО) мы убеждаемся, что государственные структуры все больше поворачиваются лицом к комплексной автоматизации и интеграции существующих систем. Ну, а мы всегда стояли на этой точке зрения.

CNews: Насколько велик интерес со стороны региональных органов власти к такому направлению работ вашей компании, как комплексная информатизация органов власти региона? Такой проект был реализован вашей компанией в Санкт-Петербурге, расскажите о нем подробнее. Проведение каких работ оказалось наиболее трудным и с чем это было связано?

Тихомиров Сергей: ОАО «Центр компьютерных разработок» консорциума «Кодекс» (ОАО «ЦКР») занимается автоматизацией органов государственной власти и местного самоуправления с 1991 года. Нам понятны тенденции развития информатизации органов власти и их потребности в комплексной автоматизации. За время создания и внедрения программного обеспечения в ОАО «ЦКР» накоплен большой опыт работы с органами государственной власти и местного самоуправления по автоматизации функций государственного управления в различных сферах. Это — информационно-правовая поддержка, автоматизация процессов документационного обеспечения управления. Это — автоматизация работы кадровых органов, автоматизация функций сбора и ведения информации, необходимой для управления. Это — информационная поддержка принятия решений и контроль принятых решений.

Поэтому на сегодняшний день, учитывая наш многолетний опыт по автоматизации различных функций органов государственной власти и местного самоуправления, мы предлагаем многофункциональный комплекс информационных систем «Кодекс: e-Gavernment», который включает:

  • Систему электронного документооборота и делопроизводства «Кодекс: документооборот»;
  • Систему информационной поддержки принятия решений, построенную с использованием геоинформационных технологий;
  • Информационные системы административно-управленческой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления;
  • Корпоративные правовые системы «Кодекс»;
  • Систему управления персоналом;
  • Информационно-справочную систему по органам государственной власти, учреждениям и организациям;
  • Коллективные банки, сайты и порталы;
  • Заказные проекты.

В соответствии с распоряжением Администрации Санкт-Петербурга от 07.12.2001 №1309-ра нами был реализован общегородской проект по созданию Автоматизированной информационной системы территориальных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга (АИС ТО), которая успешно используется во всех районных администрациях Санкт-Петербурга. Основными принципиальными идеями при создании этого проекта были:

  • Создание комплексной автоматизированной системы для обеспечения государственного управления на уровне районных администраций Санкт-Петербурга;
  • Сбор и аккумулирование в едином хранилище информации из различных источников, органов власти и организаций, ее совокупный анализ с использованием ГИС-технологий (сейчас информация собирается из 11 источников);
  • Предоставление сотрудникам органов государственной власти удобных инструментов доступа и анализа государственных информационных ресурсов;
  • Интеграция с существующими автоматизированными системами (например, с Интегрированной системой информационно-аналитического обеспечения).

Конечно, были сложности при реализации этого крупного проекта. И, прежде всего, они были связаны с человеческим фактором, начиная от непонимания важности процессов интеграции и создания общегородских информационных ресурсов до мелкого неприятия новизны. Но они не носили массовый характер и в конечном итоге были преодолены. Я думаю, с этим сталкиваются все разработчики автоматизированных систем.

CNews: Насколько отличается ситуация с информатизацией в столицах — Москве и Санкт-Петербурге? В чем северная столица «сильнее»?

Тихомиров Сергей: Отличия начинаются с количества реализуемых проектов, выделяемых средств и уровня конкуренции. Хотя многие компании, например, специализирующиеся на автоматизации делопроизводства, имеют в Санкт-Петербурге свои представительства или крупных дистрибьюторов. Это и «EMC — Documentum», и «Cognitive Technologies Ltd», и «IBM», и «АйТи», и «Электронные офисные системы», и «Гранит — Центр», и другие. А «сила» Санкт-Петербурга в оперативности решаемых вопросов информатизации и, конечно, в том, что мы имеем достаточно подготовленных специалистов, которые доводят внедряемые системы до эффективной эксплуатации.

Как показывают наши исследования на основании публикаций в СМИ и личного общения с представителями органов исполнительной власти Москвы, автоматизация Москвы и Санкт-Петербурга проходит одинаковые стадии. Это и развитие информационных сервисных услуг для населения в виде «одного окна», это и социальная карта гражданина, это и интеграция различных систем и т.д. Например, в области автоматизации делопроизводства, сейчас идет этап постепенного перехода от бумажного к электронному документообороту путем активного внедрения поточного сканирования и электронной цифровой подписи, хотя используются разные системы.

Обмен опытом разработчиков систем происходит на специализированных выставках и конференциях. А для пользователей мы проводим семинары в Санкт-Петербурге в период «белых ночей», на которых обсуждаются вопросы от особенностей выбора систем автоматизации до перспектив их развития и опыта внедрения, с практическим показом на рабочих местах в органах исполнительной власти Санкт-Петербурга. В 2006 году на семинаре присутствовали представители органов государственной власти около десяти субъектов РФ. Одним из ценных результатов для них явилась возможность пообщаться с коллегами из других регионов и обменяться опытом. Такой семинар у нас проводится ежегодно.

CNews: Какую долю в бизнесе вашей компании занимают работы для органов государственной власти других регионов России (не Санкт-Петербурга)? Расскажите о наиболее интересных ИТ-проектах, реализованных вашей компанией в этих субъектах Федерации? Реализация каких функций в основном интересует заказчиков — органы государственной власти? Насколько сложно бывает удовлетворить эти требования?

Тихомиров Сергей: В бизнесе консорциума «Кодекс» органы государственной власти составляют около 30 %, а по направлению автоматизации делопроизводства доля организаций государственного сектора доходит до 80 % в общем списке организаций, где внедрены программные продукты «Кодекс».

Автоматизированные системы «Кодекс: Документооборот» внедрены в органах государственной власти четырнадцати субъектов Российской Федерации и муниципальных образованиях 24 городов, в Федеральном агентстве энергетики, в Министерстве юстиции Российской Федерации и их территориальных органах, а также в нескольких десятках предприятий и организаций.

Около 30 % арбитражных судов РФ на сегодняшний день уже активно используют автоматизированные системы «Кодекс: Судопроизводство» и при существующих темпах их автоматизации в ближайшее время эта цифра может возрасти до 50 %.

Информационно-правовой консорциум «Кодекс» по России имеет развитую дистрибьюторскую сеть, которая охватывает более 250 компаний в 130 городах.

Только в 2004 — 2006 г.г. система «Кодекс: Документооборот» была внедрена в ряде субъектов Российской Федерации:

  • Правительстве Республики Бурятия;
  • Администрации Губернатора и Правительства Нижегородской области;
  • Администрации Сахалинской области;
  • Администрация Ханты-Мансийского автономного округа — Югры;
  • Администрации Краснодарского края.

В январе 2006 года мы выиграли тендер на внедрение СЭД в Администрации Псковской области, а в мае месяце уже выполнили внедрение систем первого этапа.

Максимальную реализацию комплекс информационных систем «Кодекс: e-Gavernment» получил в Санкт-Петербурге, Нижегородской области, Саратовской области и Ханты-Мансийском Автономном Округе.

Одинаковых проектов по автоматизации органов государственной власти у нас не было. Все они имеют свои особенности по организационно-штатной структуре подразделений, где внедряются системы, по их внутренним бизнес-процессам, по приоритетам решаемых задач, по финансированию и т.д. Органы государственной власти в основном стараются автоматизировать или развивать в первую очередь функции делопроизводства, регламенты подготовки и согласования проектов правовых актов, работу с письмами и др.. И приоритетность автоматизации решаемых задач определяется конечно же, в первую очередь уровнем финансирования и действующим законодательством. В качестве примеров можно назвать и создание порталов и сайтов органов государственной власти — ФЗ № 131, и автоматизацию закупок — ФЗ № 94, и информационное обеспечение градостроительной деятельности — постановление Правительства РФ № 363, и т.д. Но некоторые вопросы еще упираются в организационно-правовое решение, например, широкая реализация электронной цифровой подписи (ЭЦП) .

CNews: Одно из активно развивающихся направлений — переход органов государственной власти на электронный документооборот, в том числе с применением средств защиты и электронно-цифровой подписи (ЭЦП). Ваша компания активно работает на этом рынке, предлагая собственные решения. Как вы оцениваете достигнутый органами государственной власти уровень в сфере использования систем электронного документооборота? На региональном уровне — это, скорее, автоматизация делопроизводства, или все же электронный документооборот?

Тихомиров Сергей: Да, система «Кодекс: документооборот» — одна из основных в комплексе «Кодекс: e-Gavernment» и первоначально она создавалась для Администрации Санкт-Петербурга. Это был первый крупный проект автоматизации органов государственной власти субъектов Российской Федерации — «Единая система электронного документооборота и делопроизводства Санкт-Петербурга» (ЕСЭДД), охватывающий все органы исполнительной власти Санкт-Петербурга.

Консорциум «Кодекс» в этом году отметил 15 лет успешной работы в сфере создания технологий электронного документооборота и делопроизводства. И, так уж совпало, что в юбилейном 2006 году выходит в свет принципиально новая система электронного документооборота «Кодекс: документооборот», которая совмещает в себе с функциональной точки зрения богатый практический опыт работы в сфере автоматизации документооборота и новейшие достижения в области информационных технологий с технической точки зрения. Одним из требований, предъявляемым нами к новому программному обеспечению «Кодекс: Документооборот» является возможность его адаптации к изменяющимся требованиям заказчика. Мы хотим, чтобы наша система стала платформой для развития целого комплекса автоматизированных систем документооборота.

А для постепенного перехода от бумажного на электронный документооборот мы активно предлагаем подсистему поточного сканирования, технологии штрихкодирования и электронной цифровой подписи.

Уровень автоматизации делопроизводства в регионах конечно же неодинаков, хотя работы в этом направлении ведутся практически во всех государственных органах исполнительной власти и органах местного самоуправления. На концептуальный выбор отпечаток накладывает различный уровень финансирования этих работ. Как правило, органы власти субъектов РФ определяют для себя один из 3-х возможных концептуальных подходов:

  • выбрать для внедрения готовое комплексное решение от производителя;
  • поэтапная автоматизация функциональной деятельности готовыми решениями от производителя;
  • решение локальных вопросов автоматизации собственными силами.

Следует отметить, что чаще всего встречаются на практике второй и третий варианты. Самостоятельная автоматизация обычно начинается там, где — либо сильная команда подразделения информатизации, либо остаточное финансирование этого направления, либо их вариации. Конечно же все варианты хороши, если они дают результат. Поэтому при самостоятельной автоматизации важно определить момент «нулевого эффекта», который в явном виде может проявиться только через несколько лет. Усугубляется это тем, что специалистам-разработчикам автоматизированных систем сложно отказываться от своего «детища», не смотря на то, что оно уже перестало развиваться. В тех органах власти, которые выбирают «Кодекс: Документооборот», мы стараемся предлагать комплексные, корпоративные решения, а не ограничиваться автоматизацией делопроизводства. И, надо отдать должное, органы власти субъектов РФ начали с пониманием относиться к этим вопросам и создавать концепции комплексной автоматизации документооборота. Об этом говорит наш опыт работы в 2005-2006 годах в Правительстве Ленинградской области, Администрации Сахалинской области и Администрации Псковской области.

CNews: Как вы оцениваете спрос на внедрение систем электронного документооборота в органах государственной власти в ближайшем будущем? Как, с вашей точки зрения, в дальнейшем будет развиваться рынок СЭД для органов государственной власти и под влиянием каких факторов?

Тихомиров Сергей: Основными потребителями на рынке документооборота России пока являются органы государственной власти, ввиду наличия бюджетных средств, хорошей технической оснащенности и высокой квалификации сотрудников, а также крупный бизнес.

Устойчивые темпы роста российского рынка СЭД будут привлекать новых игроков, как с отечественными, так и зарубежными корнями, что неизбежно приведет к обострению конкуренции. Более активно поведут себя зарубежные компании, которые сегодня занимают несколько выжидательные позиции, особенно при вступлении России в ВТО. Они имеют зачастую и больший опыт и лучший менеджмент. Но у отечественных — знание рынка и российских особенностей. Будут наблюдаться так же процессы слияния компаний и поглощения узкоспециализированных.

Большей популярностью на наш взгляд будут пользоваться комплексные и интегрированные продукты, т.е. системы, позволяющие автоматизировать не только сферу делопроизводства, но и бизнес процессы, административные регламенты и т.д. Учитывая, что и технологические и функциональные возможности систем постоянно растут, мы думаем, что и потребности в хороших системах документооборота будут расти.

CNews: Мониторингу и анализу развития ситуаций в органах государственной власти уделяется все большее внимание. Ваша компания предлагает системы информационной поддержки принятия решений с использованием ГИС-технологий для органов государственной власти. Расскажите об этом направлении работ. Как вы оцениваете интерес администраций субъектов Федерации к этой системе? Имеются ли какие-либо сдерживающие административные ограничения для ее использования, например, «излишняя» детальность карт и цифровых снимков, применение GPS и пр.? Каким образом решена задача коллективного формирования разных слоев? Как вы оцениваете перспективы использования Google Earth как дешевой платформы для подобных решений для органов государственной власти, например, муниципального и регионального уровней?

Тихомиров Сергей: Как я уже отмечал, интерес к системам информационной поддержки принятия решений органы государственной власти субъектов РФ конечно же проявляют. Проявляют интерес и крупные города, которые включают такие системы в свои концепции и планы. Причем, этот интерес год от года возрастает. Однако, недостатки финансирования, организационно-правовые сложности и другие текущие приоритеты являются сдерживающими факторами развития этого направления.

Системами информационной поддержки принятия решений мы называем комплекс автоматизированных систем, баз (банков) данных и корпоративных автоматизированных сервисов, обеспечивающих повышение эффективности территориального управления на основе аккумулирования и анализа информации, получаемой из различных источников и накапливаемой в хранилище данных в процессе управленческой деятельности.

В основе систем информационной поддержки принятия решений лежит идея создания хранилища существующих разрозненных информационных ресурсов, их объединение и использование через функциональные автоматизированные системы в повседневной хозяйственно-управленческой деятельности.

Такая идея и такие системы реализованы сейчас в проекте Автоматизированной информационной системы для территориальных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга (АИС ТО), но, как вы понимаете, на таких систем можно создавать и другие информационные системы управления.

В составе систем информационной поддержки принятия решений сейчас функционирует 20 подсистем, в том числе 5 информационно-справочных подсистем, 4 подсистемы централизованной обработки информации и администрирования, 10 функциональных подсистем учетного характера, обеспечивающих сбор, накопление информации по различным направлениям деятельности органов власти и 1 подсистема оперативного управления «Дежурная служба».

Особенно интересна органам власти система картографического анализа, реализованная на основе геоинформационных технологий. Она может эффективно использоваться для:

  • анализа информации, поступающей в подразделения дежурной службы о происшествиях и чрезвычайных ситуациях;
  • анализа аварийных ситуаций, связанных с авариями на инженерных коммуникациях;
  • подготовки решений по распоряжению объектами недвижимости;
  • оценки обстановки, подготовки решений и контроля мероприятий по благоустройству территории;
  • мониторинга и анализа социально-экономического развития различных территорий, содержания, строительства и ремонта дорог;
  • мониторинга выполнения стандартов проживания и т.п.

Системы информационной поддержки принятия решений на сегодняшний день успешно функционируют во всех районных администрациях Санкт-Петербурга и в ряде администраций муниципальных образований. В ходе этого проекта специалистами ОАО «ЦКР» разработано более 100 картографических слоев районного уровня и более 50 картографических слоев в границах Санкт-Петербурга. Информация поступает из 11 организаций-источников в соответствии с регламентом обмена данными в электронном виде.

Таким образом, проблема совместимости картографических слоев, разрабатываемых разными организациями, в целом решаема. Но, конечно, простота или сложность ее решения зависит от степени координации вопросов выбора ГИС-технологий со стороны подразделений информатизации в органах власти субъектов РФ.

Что касается «сдерживающих административных ограничений» на использование геоинформации, то это вопрос не технический. Он возникает при работе с любой информацией. С точки зрения создания и эксплуатации любой информационной системы необходима прежде всего четкая регламентация вопросов закрытости той или иной информации со стороны государственных структур. Сдерживающим фактором как раз являются не «административные ограничения», а отсутствие ясных и общих для всех органов власти «административных ограничений».

Наши системы информационной поддержки принятия решений построены по универсальному принципу, позволяющему настраивать их на работу с любыми видами структурированной информации. Это информация о технических характеристиках жилых домов, других зданий и сооружений, информация о зарегистрированном населении, о земельных участках различного предназначения, о договорах аренды на объекты недвижимости, информация социального характера, данные об объектах торговли, аварийных квартирах, происшествиях, объектах строительства и т.д. Системы информационной поддержки принятия решений могут обеспечивать доступ и к структурированной информации по документообороту. Так, например, система картографического анализа позволяет по найденному жилому дому отображать информацию из базы данных писем и обращений граждан. Таким образом эти системы являются мощным инструментом для мониторинга, анализа ситуации и подготовки обоснованных решений.

Кроме Системы картографического анализа к системам информационной поддержки принятия решений относятся:

  • Информационно-справочная система «Весь район», предназначенная для быстрого поиска и отображения основной и связанной информации;
  • Система произвольного поиска, предназначенная для формирования логического запроса на поиск информации, практически любой степени сложности (расширенный поиск);
  • Единый реестр юридических лиц для поиска и отображения регистрационной информации о юридических лицах;
  • Информационно-аналитическая система позволяет формировать любую структуру показателей социально-экономического развития территории, обеспечивает ввод данных, их хранение, различные формы отображения (в том числе в виде рядов за заданный период или графиков), настройку и формирование отчетов. На основе информационно-аналитической системы можно создавать корпоративные системы мониторинга показателей.

Ядром систем информационной поддержки принятия решений является общее хранилище данных, которое аккумулирует внешнюю информацию, приходящую от других информационных систем, и внутреннюю, которая накапливается в процессе эксплуатации информационных подсистем структурных подразделений:

  • АС «Дежурная служба»;
  • АС «Учет объектов торговли»;
  • АС «Учет и контроль инвестиционных проектов»;
  • АС «Учет аварийных квартир»;
  • АС «Учет товариществ собственников жилья (ТСЖ)»;
  • АС «Учет неблагополучных семей»;
  • АС «Административная комиссия»;
  • АС «Комиссия по делам несовершеннолетних»;
  • АС «Учет награждений жителей»;
  • АС «Квотирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов»;
  • АС «Учет лиц БОМЖ».

В соответствии с планом в 2006 году ОАО «ЦКР» разрабатывает еще 3 автоматизированные системы для органов власти:

  • АС «Учет индивидуальных гаражей»;
  • АС «Учет вывоза твердых бытовых отходов»;
  • АС «Землепользование».

Системы информационной поддержки принятия решений просты в использовании за счет реализации разработчиком во всех системах единого подходами к построению пользовательских интерфейсов.

Среди перечисленных систем особое место занимает АС «Дежурная служба». Она использует несколько видов аппаратного обеспечения и предназначена для приема, хранения и контроля исполнения обращений граждан, прежде всего по вопросам коммунального обслуживания. АС «Дежурная служба» обеспечивает ведение электронного журнала обращений и чрезвычайных ситуаций. Система использует накопленную в хранилище данных информацию о жилом фонде и зарегистрированных жителях и взаимодействует с электронной картой. АС «Дежурная служба» позволяет выполнять автоматизированный обмен данными между подразделениями органов власти и организациями жилищно-коммунального хозяйства.

Что касается «дешевой платформы Google Earth», то мы считаем, что в настоящее время есть и другие платформы, стоимость которых относительно цены проекта совсем невелика, а функциональные возможности ближе к потребностям органов власти, особенно органов местного самоуправления. К этому следует добавить, что эффективность подобных проектов зависит прежде всего от организации сбора и обработки информации, организации информационного взаимодействия между различными автоматизированными системами и в меньшей степени от выбора платформы.

CNews: Другое немаловажное направление, по которому работает ваша компания — создание электронных архивов и резервное копирование текущей информации в автоматическом режиме. Как вы оцениваете востребованность этих сервисов органами государственной власти в настоящее время и в ближайшем будущем?

Тихомиров Сергей: Востребованность этих сервисов по нашему опыту велика и продолжает возрастать. Это объясняется понятными причинами. С одной стороны, в органах власти накоплены большие бумажные архивы. С другой стороны, бурно развиваются технологии создания электронных архивов и появляются финансовые средства, которые можно вложить в эту сферу. В условиях жестких мер правительства РФ по сдерживанию роста численности госслужащих, последние хорошо понимают преимущества быстрого поиска документа в электронном архиве.

Технологии, используемые ОАО «ЦКР» для создания электронных архивов, применяются в различных предметных областях. Это информационно-справочные архивы нормативных документов, правовых актов, это архивы нормативно-технических и справочных документов. С 2005 года технологии создания электронных архивов освоены в сфере делопроизводства для хранения отсканированных образов и распознанных текстов документов. Безопасность обеспечивается разделением прав доступа пользователя на документ, поддержкой электронно-цифровых подписей, шифрованием трафика между сервером приложений и клиентом. Автоматически поддерживается версионность документов, помещенных в хранилище.

В настоящий момент реализуется одно из перспективных направлений развития системы — интеграция с Autodesk AutoCAD. Такое решение позволит строить хранилища проектной документации, обеспечивающее коллективный доступ к чертежам и их сканированным копиям, с возможностью поиска и каталогизирования.

Технологии штрихкодирования документов, помещаемых в хранилище данных, позволяют осуществлять потоковое сканирование документов с автоматической привязкой образа документа к его учетной карточке, а также выполнять быстрый поиск электронных документов в хранилище данных по бумажной копии. В качестве платформы хранилища данных может использоваться СУБД MS SQL Server, либо Кодекс-сервер.

Мы считаем, что подобные технологии могут лежать в основе создания автоматизированных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, ведение которых предусмотрено постановлением Правительства РФ от 9.06.2006 № 363. И «Кодекс» готов приступить к созданию таких систем.

CNews: Как вы оцениваете перспективы и возможные сценарии развития ИТ-аутсорсинга для органов государственной власти? С чем связаны основные препятствия для реализации ИТ-аутсорсинга в органах государственной власти?

Тихомиров Сергей: Технологии ИТ-аутсорсинга на сегодняшний день конечно же актуальны и перспективны для органов государственной власти ввиду многообразия выполняемых функций и нехватки своих квалифицированных специалистов и могут явиться настоящей «палочкой-выручалочкой» для органов местного самоуправления. Основные препятствия — отсутствие стандартов взаимодействия заказчика и аутсорсера, технологии практической реализации, рекламы успешных примеров, а также возможные риски в сфере информационной безопасности.

CNews: Какие тенденции в развитии информатизации органов государственной власти будут определяющими в 2006 году и в 2007 году?

Реализация ФЦП «Электронная Россия» позволит несколько сгладить разрыв в информатизации органов государственной власти России разных уровней. Определяющими тенденциями развития информатизации на ближайшую перспективу будут являться, конечно же, его быстрое насыщение и рост конкуренции, в том числе и за счет вступления в ВТО и более активного интереса со стороны иностранных производителей, а также:

  • интеграция различных систем и государственных информационных ресурсов, создание корпоративных информационных систем, пронизывающих все уровни государственных структур и органы местного самоуправления;
  • создание и развитие систем мониторинга, ситуационных центров;
  • развитие информационных сервисных услуг для населения и бизнеса в виде «одного окна»;
  • дальнейшее создание и совершенствование ГИС-систем;
  • быстрое развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и др.

CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS