Обзор подготовлен

версия для печати
Отечественные и иностранные BI: подходы к выбору

Отечественные и иностранные BI: подходы к выбору

Российский рынок BI-систем сегодня в равной степени формируют и отечественные и иностранные разработчики. Конкуренция, безусловно, существует, но, как говорят сами создатели, они не мешают друг другу, более того – их интересы редко пересекаются. При этом представители различных отраслей экономики, а также российский госсектор единогласно включили BI в категорию must have.

Аналитики прогнозируют уверенный рост мирового рынка BI-систем на 8,2% в 2012 году В исследовании IDC Worldwide Semiannual Business Analytics Tracker предположения объясняются растущей осведомленность компаний о возможностях этих решений. Gartner, в свою очередь, предрекает BI-системам второе место в списке ИТ-продуктов на мировом рынке делового софта.

Безусловное лидерство среди более чем 300 иностранных вендоров, число которых постоянно растет, по итогам первой половины 2011 года  занимала Oracle с 20% долей мирового рынка. За ней, согласно данным  исследования IDС Worldwide Semiannual Business Analytics Tracker, шли SAP, IBM, SAS и Microsoft, которые в этом периоде также показали двузначный рост. Среди компаний, чья выручка составила $100 млн, также  Informatica, MicroStrategy, Infor и QlikTech.

Среди российских компаний, чей вес в производстве BI-систем наиболее заметен, первое место занимает пермский "Прогноз", которому принадлежит до 50% российского рынка (по данным исследований DSS, Cnews, TAdviser, IDC).  Объем выручки за 2011 год составил 2519,67 млн руб. Небольшой объем выручки по сравнению с ведущими западными компаниями не означает низкого качества разработки. В февральском исследовании Gartner Magic Quadrant for Business Intelligence Platforms анализируется деятельность крупных игроков BI-рынка, и впервые за всю историю квадранта колонка "нишевые лидеры" пополнилась названием продукта российской компании.

Динамика клиентов и проектов компании "Прогноз" в России и за рубежом

Источник: "Прогноз", 2011

Выручка "Прогноза" от продаж аналитической системы Prognoz Platform выросла за счет активной информатизации госсектора, который принес компании 52% выручки в 2011 году. Среди клиентов Министерство финансов, администрация Москвы, Минприроды, Минздравсоцразвития, и даже администрация госкорпорации "Газпрома". Кроме того, пользователями системы стали органы государственной власти Казахстана, Украины, в том числе статистические ведомства различных стран, включая страны Африки.

Национальные приоритеты

Госсектор активно использует системы бизнес-аналитики для оценки работы органов власти, особенно в сфере контроля за исполнением федеральных программ на всех уровнях. Вторая область – анализ и прогнозирование показателей развития экономики и отдельных приоритетных отраслей. Актуально использование BI-систем в области здравоохранения. Но определяющий фактор, которым руководствуются госорганы при выборе BI-системы, – информационная безопасность. В госсекторе много предприятий, прежде всего оборонной промышленности, в которые в принципе не допускаются зарубежные разработки по соображениям национальной безопасности. Таким образом, "Прогноз", имеющий необходимые лицензии на работу с конфиденциальной информацией и обеспечивающий заданный уровень безопасности своих решений, получает фору по сравнению с зарубежными поставщиками.

Второй движитель национального рынка BI – слабый уровень информатизации предприятий, пока им крайне редко требуются мощности, которые заложены в продуктах мировых лидеров. Правда, именно к продуктам "Прогноза" этот аргумент слабо применим. Среди его заказчиков Международный валютный фонд, Всемирный банк, Организация экономического сотрудничества и развития, Всемирная организация здравоохранения.

Третий момент – особенности менталитета. Большинство представителей нишевых сфер экономики (продуктовый ритейл, розничная торговля товарами, телеком) не хотят иметь дело с российскими BI-системами из-за малой осведомленности о возможностях ведущих российских разработок и автоматически низкого уровня доверия ко всему отечественному. "Клиенты прекрасно помнят о традиционном для России технологическом отставании во всем, что касается информационно-аналитических систем. То, что на Западе появлялось в 80-е годы, к нам пришло с 15-20-летним опозданием. Поэтому сегодня, в большинстве своем, российскими разработчиками создаются системы, способные решить весьма скудный набор задач: кто-то специализируется на отчетности, пренебрегая анализом информации, кто-то продвигается в сторону моделирования и прогнозирования, но при этом не уделяет достаточного внимания процессу повышения качества данных, кто-то неплохо выстроил систему сбора и анализа, но сильно теряет в визуализации результатов и возможностях интерактивной работы", – рассказали представители компании "Терн".

Получается, что крупным заказчикам для решения ряда проблем выгоднее купить одну надежную, мощную BI-систему от западного поставщика, чем 5-6 российских разработок, которые будут лишь частично решать поставленные задачи.

Лидеры телекоммуникационного рынка предпочитают зарубежных вендоров. Ведущие торговые сети, значительная часть добывающих, производственных и транспортных предприятий также "сидят" на иностранных BI. В "Мегафоне" используются продукты Oracle, SAP, SAS, Informatica, идут переговоры с Teradata. Не исключено, что в дальнейшем оператор будет использовать иные решения.

"Особое внимание уделялось возможности видеть историю активностей абонента за несколько лет. Сейчас хранилище данных собирает, структурирует и накапливает доступную для анализа информацию из более чем 10-ти информационных систем. Создан мощный аналитический инструментарий, адаптированный под решения различных бизнес-задач. BI-cистема позволяет получать унифицированную информацию по использованию мобильной связи абонентом: начиная с детализации каждого звонка, заканчивая моделью используемого абонентом устройства (например смартфонов, модемов), – сообщил представитель оператора Дмитрий Смиркин.

Преимущества западных BI-систем заключаются в гибкости как с точки зрения функционала, так и с точки зрения использования систем на различных устройствах (компьютерах, ноутбуках, планшетах, смартфонах), продолжает тему представитель компании ПИК: "Это, безусловно, позволяет принимать важные решения, видеть изменения и вообще оперативно получать данные – где бы не находился руководитель, по сути 24 часа в сутки. Отечественные BI-решения мы серьезно не рассматривали главным образом потому, что не очень хорошо с ними знакомы. Мы, в принципе, не делим системы на отечественные и западные. Нам более важно сочетание "цена-качество", где под качеством мы понимаем наиболее полное удовлетворение потребностей".

Компании требовалась система, которая бы позволяла оперативно и наглядно получать данные для управленческих целей в области управления инвестиционно-девелоперскими проектами. Руководство ПИК выбирало между SAP BusinessObjects и QlikView, остановив выбор на QlikView. Сейчас менеджмент получает всю ключевую информацию о проектах, включая экономические показатели в разных разрезах, в оперативном режиме.

Параллельные миры

На практике множество ведущих компаний в различных сферах экономики используют несколько BI-систем одновременно. Например, по этому пути пошел "Альфа-банк". Из отечественных решений используются как коробочные, так и собственные разработки, а также заказные разработки российских компаний. "Как правило, это небольшие BI, – говорит Михаил Коленкин, главный директор центра BI, первый заместитель руководителя блока ИТ "Альфа-Банка". – Крупные промышленные решения банк приобретает у лидеров BI-индустрии – западных компаний, имеющих большой и успешный опыт внедрения в крупных банках и опережающих отечественные компании в понимании потребностей банков и проработанности технологических решений".

Главным критерием выбора для "Альфа-банка" является соответствие решения его требованиям. "В первую очередь речь идет о бизнес-требованиях, соответствие которым оценивается бизнес-заказчиком. Найти коробочное решение, которое бы на 100% удовлетворяло требованиям банка, сложно. Поэтому часто приходится прибегать к дополнительной доработке или выбирать собственную или заказную разработку".

Перспективы патриотизма

Сегодня при выборе BI систем на первый план выходят гибкость и адаптивность решений при максимальной простоте их развертывания и использования, причем это касается как типовых систем, так и сложных корпоративных решений. Однако можно выделить четкую тенденцию – госсектор отдает предпочтение отечественным разработчикам, а сфера финансов, торговли, недвижимости – западным компаниям.

Но упрекать российские системы в незрелости и отсталости тоже нельзя. Совокупность стереотипа о технологическом несовершенстве  всего, что сделано в России, помноженное на ненавязчивый пиар российских  производителей BI-систем приводят к очевидному проигрышу последних в борьбе за клиента. Однако, учитывая потенциал, который предрекают аналитики BI-системам в России, возможность сократить разрыв у отечественных вендоров все же есть.

Екатерина Быковцева

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS