Обзор подготовлен

версия для печати
Мобильный BI: необходимость или мода?

Мобильный BI: необходимость или мода?

Одни эксперты считают мобильные BI-решения очень удобным инструментом, другие – не более чем модным трендом. Последние апеллируют к тому, что хороших комплексных BI-проектов на рынке все еще немного, а готовых BI-ландшафтов для использования в мобильной аналитике – еще меньше.

Мобильные BI-решения привлекают все больше внимания, что обусловлено стремительным проникновением во все сферы нашей жизни планшетных устройств. В области бизнес-анализа почти все крупные или значимые поставщики в списке своих продуктов имеют средства мобильной аналитики. "Конечно, мобильный BI – это модно. Но модно не потому, что планшетник в руке – это модный тренд, а потому что в моде эффективные успешные менеджеры, способные оперативно принимать управленческие решения, как далеко от офиса они бы не находились", – соглашается начальник отдела бизнес-анализа Центра программных решений компании "Инфосистемы Джет" Анна Харитонова.

Менеджеры больших компаний сегодня не сидят целыми днями в офисах, им приходится плотно планировать графики встреч, постоянно перемещаясь в течение дня между заказчиками и партнерами. Поэтому инструмент, позволяющий им быть все время на связи, просто жизненно необходим. "Это и модный тренд, и востребованный инструмент. Мобильным BI интересуются топ-менеджеры компаний и менеджеры среднего звена. Утро рабочего дня для многих из них начинается с просмотра отчетов и новостей за прошлый день или за небольшой истекший период времени – эту информацию они хотят получать оперативно на мобильных устройствах", – добавляет директор департамента аналитических систем компании "Микротест" Сергей Борисов. По его словам, запросов на мобильный BI от заказчиков становится больше, обеспечение возможностей работы с мобильных устройств становится частью большинства BI-проектов, а проблем с техническим обеспечением этого нет.

Например, пользователи решений на базе продуктов IBM Cognos могут получить доступ к отчетам и через интернет-браузер на планшетном компьютере или коммуникаторе, и с помощью специализированного приложения IBM Cognos, доступного на iTunes. "Обычно такой продукт  представляет собой специальное приложение для мобильных устройств, таких, как Apple IPhone, IPad, которое обеспечивает примерно те же функции работы с отчетами и данными, что и классические BI-клиенты  на персональных компьютерах, – уточняет главный консультант по технологиям бизнес-анализа Oracle СНГ Ольга Горчинская. – При этом часто так же, как и в случае персональных компьютеров, вся логика формирования отчетов, выполнения запросов и вычислений выполняется на аналитическом сервере, а  мобильное устройство используется для визуализации и интерактивной навигации по данным".

Важная особенность – максимальное использование технологии touch screen и других особенностей мобильных устройств, чтобы сделать работу с бизнес-информацией привлекательной, интересной и интуитивно понятной. Пример такого мобильного BI – Oracle BI Mobile,  предназначенный для IPhone и IPad и использующий особенности этих устройств для визуализации данных и навигации  по отчетам и информационным панелям.

Однако руководитель практики мобильных решений компании "Астерос Консалтинг" Петр Лилеев не разделяет восторженного оптимизма коллег: "Сегодня мобильный BI – это скорее модный тренд. Далеко не все компании имеют четкое понимание того, зачем им действительно нужна мобильная аналитика. А ведь BI по праву считается самой тяжелой сферой для автоматизации".

Не имея целостного видения всей задачи, клиенты нередко следуют общему тренду, инициируя мобильные BI-проекты. Тем не менее, согласно прогнозу аналитиков Gartner, уже к 2013 году 33% функциональности BI будет предоставляться с мобильных устройств. Исследование Heavy Reading выявило, что в конце 2011 года мобильными BI-приложениями и инструментальными панелями пользовалось около 25% предприятий и еще 33% желают внедрить ряд мобильных BI-приложений к концу 2012 года.

"Сегодня мобильное BI-приложение представляет собой мобильную версию аналитических систем (Business Intelligence, BI), позволяющую с помощью мобильных устройств работать с аналитическими графиками и диаграммами, – говорит руководитель аналитического отдела ГК Broco Алексей Матросов. – Подобные решения делают возможным оперативное получение информации вне офиса, что повышает производительность труда и маневренность. Полученная через BI-приложения информация дает возможность оперативно реагировать на поставленную задачу".

Отдельные эксперты рынка считают, что направление бизнес-аналитики развивается в России высокими темпами, и перспектива за мобильным сегментом. "BI-решения востребованы рынком, особенно игроками, ежедневно оперирующими большими массивами информации и мощными потоками данных. Это, например, кредитные и финансовые институты, розничные компании самого разного профиля, вообще фирмы, оперирующие в секторе FMCG, логистические фирмы и компании различных других специализаций, – говорит аналитик ИК "Финам" Анатолий Вакуленко. – С учетом динамичного роста индустрии портативных многофункциональных потребительских устройств, значительным потенциалом, конечно, располагает именно сегмент мобильных BI-решений. Поэтому адаптация существующего софта и разработка новых приложений, изначально ориентированных на мобильный сегмент, – один из наиболее актуальных трендов".

Жизненная ситуация

Ситуация из жизни: топ-менеджер, находящийся в офисе, просматривая оперативную отчетность, анализирует основные показатели и обнаруживает, что совсем недавно возникли определенные финансовые проблемы. Причем как раз с тем поставщиком, на встречу с которым в настоящий момент отправился его заместитель. Он автоматически формирует ссылку на отчет и отправляет ее по электронной почте заместителю. Тот, в свою очередь, на своем планшетнике запускает браузер и переходит по полученной ссылке. После этого они оба вместе анализируют отчет, изучают сложившуюся ситуацию, и к началу встречи у заместителя есть веские аргументы для начала серьезных переговоров.

В рамках одного проекта требовался инструмент для ежемесячного мониторинга показателей компании. Пользователем выступал топ-менеджмент. Поэтому важно было детально проработать все показатели, обеспечив для каждого уникальную визуализацию, приводит пример Петр Лилеев.

В другом проекте с помощью мобильного BI-решения важно было оперативно доносить текущие данные до среднего менеджмента. При этом каждый сотрудник должен был получать только нужные ему показатели в необходимом именно ему виде. Для этой задачи интегратор использовал быстрые унифицированные методики мобильного дэшбординга. В третьем проекте решение предназначалось для тех, кто в основном работает "в поле". Решение позволяло формировать "микроотчетность" по KPI, построенную на бизнес-процессах ERP-системы. С его помощью линейные сотрудники получали аналитические данные непосредственно из корпоративной системы.

Ольга Горчинская приводит в качестве примера внедрение в компании "Еврохим" информационно-аналитической системы, которая основана на технологиях и аналитической платформе Oracle и охватывает практически все направления деятельности холдинга. Кроме того, в холдинге реализована концепция мобильного офиса на основе платформы Apple IPad. Важная составляющая этой концепции – мобильный бизнес-анализ. 

По мнению директора департамента информационных технологий банка "Стройкредит" Светланы Васильковой, мобильные BI-решения уже переходят из модного тренда в необходимый топ-менеджменту инструмент. "Руководителю удобно всегда иметь с собой устройство, позволяющее оптимизировать принятие решений. Особенно мобильный BI полезен во время встреч, переговоров, деловых поездок. Трудно переоценить возможность постоянно контролировать ситуацию в своем бизнесе вне зависимости от местонахождения, – делится она впечатлениями. – При этом не стоит забывать и о том, что мобильный BI имеет еще и статусную, имиджевую составляющую. Подобные устройства, безусловно, должны быть эргономичны и выглядеть эстетично. В мобильном BI большое значение имеют качество визуализации и удобство использования. Это должен быть "офис на ладони". При этом необходимо помнить, что мобильное решение ничего не будет значить без системы хранения данных. В компании должен действовать процесс поддержки принятия решений на основе аналитических данных".

Спрос рождает идеи

"Существует мнение, что основными потребителями мобильных решений является топ-менеджмент, но это не совсем так. В большинстве бизнес-подразделений найдутся сотрудники, проводящие достаточную часть времени вдалеке от стационарных компьютеров", – рассуждает Анна Харитонова. Это могут быть менеджеры по продажам, проводящие большую часть времени на встречах с клиентами, либо технологи по производству, постоянно следящие в цехах за работой линий. Если же говорить про госкомпании, то темпы работы в большинстве из них сейчас мало отличаются от коммерческих организаций.

"Спрос, в первую очередь, формируют топ-менеджеры компаний, – вновь не соглашается Петр Лилеев. – Они готовы вкладывать деньги в средства мониторинга бизнес-процессов и в "карманные" аналитические продукты. Но создавать сложные продукты для 10-ти топ-менеджеров не всегда эффективно. Когда компании начинают это понимать, становятся востребованными более простые мобильные решения для всего руководства, включая средний менеджмент".

Мобильные приложения востребованы среди компаний, в которых уже существуют BI-системы. "Самая большая проблема – в том, чтобы создать модель, загрузить данные, настроить аналитическую отчетность. А проблемы с отображением отчетов на мобильных устройствах нет. Большинство крупных вендоров BI уже предложили своим пользователям приложения для работы с мобильных устройств", – говорит Сергей Борисов. Даже если у вендора такого приложения пока нет, отображение отчетов можно настроить для просмотра через браузеры, используемые на нужном типе мобильного устройства. По его словам, структура спроса на мобильный BI сейчас во многом повторяет структуру спроса на мобильные устройства, обладателями которых сначала становятся любители новинок, в том числе топ-менеджеры компаний, а постепенно гаджеты дешевеют и становятся более массовым продуктом. Сегодня почти каждый из нас носит с собой в кармане мобильное устройство, поэтому мобильный BI имеет перспективы найти применение себе не только среди топов.

Директор по развитию бизнес-систем МХК "Еврохим" Владимир Чибисов рассказывает о движении холдинга в сторону мобильной аналитики. "Функционал мобильных BI-решений должен открывать новые возможности ведения бизнеса вне офиса и вне фиксированных бизнес-процессов. Наша цель даже не просто мобильность, а мобильная совместная работа с коллегами, и, конечно,  возможность получить информацию из ERP-системы на мобильное устройство, возможность проверить предположение (например, о загруженности складов, производства или о ценах) и использовать информацию в том месте, где в настоящее время находится пользователь (вне офиса, в пути, на заседании)", – говорит он.

Примерами таких мобильных BI-решений являются перспективные средства, разработанные в "Еврохиме", например "Органайзер продаж" и "Система удовлетворения потребностей (Закупки)", работающая по типу электронного магазина. Обе системы тесно интегрированы с  Oracle eBS и используют учетные объекты, создаваемые этой ERP-системой. И в то же время это принципиально новые средства мобильного BI, ориентированные в первую очередь на IPad.

Что касается требований, которые клиенты предъявляют к мобильным BI-решениям, то они очевидны. "В первую очередь это удобство работы и расширенная интерактивная визуализация. Требуются детализация (drill down) не только в таблицах, но и на диаграммах и графиках, встроенная навигация и другие возможности интерактивной работы с данными", – рассказывает Ольга Горчинская. Ведущие вендоры в области BI, как правило, обеспечивают эти требования, однако мобильные BI-приложения по стилю работы с данными обычно очень близки к традиционным видам представления информации на персональных компьютерах и в интернет-браузерах.

Видимо, в ближайшей перспективе следует ожидать новых идей и подходов, использующих те особенности планшетных устройств, которые обеспечивают их привлекательность, легкость и простоту использования. К этому можно отнести возможности совмещения разных видов аналитической информации с видео и аудио контентом,  интеграцию BI c средствами коммуникации планшетного устройства и др. "Использования SaaS-модели – это следующий логичный шаг. На мировом рынке это уже активно развивающаяся практика", – уверен Анатолий Вакуленко.

Сергей Борисов вывел три основных требования, которые клиенты предъявляют сегодня: качественная визуализация, оптимизация для работы на устройствах с небольшими дисплеями и оптимизация для работы через узкие каналы связи. Под качественной визуализацией клиенты понимают представление отчетных показателей или другой информации в виде, который облегчает восприятие: в виде диаграмм, графиков и т.п. Удачная визуализация позволяет быстро проанализировать сухие факты и цифры, увидеть самые важные изменения. Требования к доступности просмотра отчетов на небольших дисплеях стали все чаще появляться в связи с распространением смартфонов, а оптимизация под узкие каналы – в связи с тем, что пока далеко не везде доступна высокоскоростная качественная связь.

Максим Логвинов

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS