Обзор подготовлен

версия для печати
Почему в России не удается СПО-революция?

Почему в России не удается СПО-революция?

В 2010 г. правительство России утвердило ряд амбициозных документов, связанных с переходом к использованию свободного программного обеспечения. По итогам прошедших полутора лет можно констатировать, что внедрение СПО явно пробуксовывает. Это уже не первая неудача России в области СПО, и находить здесь “крайнего” бессмысленно: проблема в том, что государство изначально недооценивает сложность СПО-революции, надеясь осуществить ее как простую реформу.

Национальная программная платформа – амбициозная инициатива российского государства и СПО-сообщества, в результате которой должна быть разработана технологическая инфраструктура, которая позволила бы государству перейти к использованию СПО.  Мероприятия по созданию национальной программной платформы были включены в состав государственной программы “Информационное общество (2011-2020 годы)”, а подробный план действий по внедрению СПО в федеральных органах исполнительной власти был утвержден распоряжением правительства РФ от 17 декабря 2010 г. No 2299-р. Спустя полтора года после утверждения этих документов приходится с сожалением констатировать, что государственная инициатива по переходу на СПО пробуксовывает, и по ряду мероприятий, запланированных на 2011-2012 гг., результаты так и не предоставлены.

Мероприятия по переходу на СПО, которые должны были быть выполнены к середине 2012 г.

Мероприятие Срок Ответственные
1 Разработка предложений по созданию центра консультативной и технологической поддержки государственных заказчиков и разработчиков свободного программного обеспечения II квартал
2011 г.
Минкомсвязь России, Минэкономразвития России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти
2 Разработка предложений по созданию центра поддержки пользователей свободного программного обеспечения -государственных гражданских служащих III квартал
2011 г.
Минкомсвязь России, Минэкономразвития России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти
3 Разработка изменений в инструкции по бюджетному учету нематериальных активов в целях создания механизмов учета свободного программного обеспечения III квартал
2011 г.
Минфин России,
Минкомсвязь России, Минэкономразвития России
4 Разработка и утверждение перечня спецификаций форматов хранения данных и интерфейсов обмена данными III квартал
2011 г.
Минкомсвязь России,
Минэкономразвития России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти
5 Формирование пакета базового свободного программного обеспечения для решения типовых задач деятельности федеральных органов исполнительной власти с учетом потребностей федеральных органов исполнительной власти в видах программного обеспечения IV квартал 2011 г. Минкомсвязь России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти
6 Проведение инвентаризации информационных систем федеральных органов исполнительной власти и оценка ресурсов, необходимых для перехода на свободное программное обеспечение IV квартал
2011 г.
Минкомсвязь России, Минэкономразвития России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти
7 Исследование возможных форм (способов) и перспектив государственной поддержки российских разработчиков, участвующих в международных проектах IV квартал
2011 г.
Минкомсвязь России,
Минэкономразвития России
8 Подготовка ежегодного доклада о состоянии и перспективах использования свободного программного обеспечения ежегодно,
начиная с
IV квартала
2011 г.
Минкомсвязь России, Минэкономразвития России
9 Разработка и утверждение рекомендаций о составе квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими, в области использования информационных технологий с учетом особенностей работы с пакетом базового свободного программного обеспечения II квартал
2012 г.
Минкомсвязь России,
Минздравсоцразвития России
10 Разработка  и утверждение перечня образовательных программ и учебно-методических материалов, рекомендованных для применения в образовательных учреждениях, осуществляющих профессиональную переподготовку и (или) повышение квалификации федеральных государственных гражданских служащих II квартал
2012 г.
Минкомсвязь России, Минобрнауки России, Минздравсоцразвития России
11 Создание и обеспечение функционирования единого репозитория свободного программного обеспечения, используемого в федеральных органах исполнительной власти II квартал
2012 г.
Минкомсвязь России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти
12 Апробация пакета базового свободного программного обеспечения в пилотных организациях - федеральных органах исполнительной власти и бюджетных учреждениях II квартал
2012 г.
Минкомсвязь России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти
13 Разработка ведомственных планов перехода на использование свободного программного обеспечения II квартал
2012 г.
Минкомсвязь России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти
14 Разработка ведомственных планов развития использования свободного программного обеспечения ежегодно, начиная со
II квартала 2012 г.
Минкомсвязь России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти

Источник: Распоряжение Правительства от 17 декабря 2010 г. №2299-р

Что происходит: версия Минкомсвязи

Для прояснения ситуации CNews обратилось в марте 2012 г. в департамент информации и общественных связей Минкомсвязи с вопросами о состоянии реализации некоторых мероприятий, которые должны были быть
завершены в 2011 г.

Минкомсвязи выразило удовлетворенность результатами работ по созданию базового пакета СПО: “Все прототипы работоспособны и соответствуют требованиям ТЗ, в соответствии с которым разрабатывались”, – сообщается в ответе департамента информации и общественных связей на запрос CNews. В то же время, из ответа Минкомсвязи можно заключить, что в свете роста популярности облачных вычислений миграция на СПО вообще более не считается приоритетным направлением: “Учитывая тенденцию по переходу от ПО, устанавливаемого непосредственно на ПК к использованию сетевых программных сервисов, предоставляемых по модели SaaS, в будущем мы сделаем акцент на этом направлении”, – сообщается в ответе Минкомсвязи.

Предложения по созданию центров поддержки заказчиков и пользователей (мероприятия 1 и 2 в приведенной выше таблице) по состоянию на март 2012 г. не были запущены в действие, хотя, по словам департамента информации и общественных связей, “предложения, содержащиеся в докладе, предполагают развертывание центров в 2012 году”.

Что касается перечня спецификаций и форматов обмена данных (мероприятие 4), который не был разработан и опубликован в изначально предусмотренные сроки, то здесь видение Минкомсвязи претерпело существенные изменения. Как можно судить по полученному CNews ответу, министерство сейчас вообще не планирует разрабатывать такой документ: “Работа по включению каких-либо конкретных требований по стандартизации в НПА, определяющие методы создания и использования ПО и ИС  ведется непрерывно, и не заключается в утверждении единичного документа”, – говорится в ответе, полученном CNews из Минкомсвязи. Вместо разработки единого перечня спецификаций и форматов обмена данных министерство считает более целесообразным “в рамках указанного мероприятия” разработку “целого набора методических материалов”, включая единый классификатор ИКТ-компонентов, стандарты по созданию/модернизаци и/или эксплуатации ИКТ-компонентов и стандарты организационной, семантической и технической совместимости ИКТ компонентов, а также связанные с ними методические рекомендации.

Что касается мероприятия по инвентаризации информационных систем федеральных органов исполнительной власти (мероприятие 6), которое также не было выполнено в предписанные сроки, то здесь текущее видение Минкомсвязи также сильно отличается от первоначального, и вместо проведения инвентаризации министерство решило сначала создать специальную информационную систему для проведения такой инвентаризации: “С целью обеспечение механизмов консолидированного учета информационных систем и ИКТ – инфраструктуры органов власти Российской Федерации, Минкомсвязи России ведет работ по созданию ФГИС учета информационных систем и ИКТ-инфраструктуры”, – сообщается в полученном CNews ответе. Систему предполагается разработать в два этапа: разработка и ввод в эксплуатацию должны быть завершены к концу II квартала 2012 г., а ввод в промышленную эксплуатацию – в IV квартале 2012 г. Таким образом, работы по инвентаризации информационных систем федеральных органов исполнительной власти, изначально запланированные на конец 2011 г., смогут быть выполнены лишь в самом конце 2012 или в начале 2013 г., после ввода в эксплуатацию соответствующей системы.

В ответе Минкомсвязи говорится о некоторых трудностях, которые ведомство выявило при проведении аналитических работ, связанных с переходом на СПО. Одна из трудностей – связана с “определением порядка «обращения» свободной лицензии с точки зрения действующего законодательства Российской Федерации и сложившейся фактической практики”. Другая проблема – “уточнение требований по информационной безопасности в части, касающейся распространения сертифицированных программных решений, в том числе с учетом возможного их применения при работе с персональными данными, а также данными представляющими государственную тайну”.

Если просуммировать полученные из Минкомсвязи комментарии, то можно сделать следующие выводы. Во-первых, Минкомсвязи рассматривает переход на СПО как менее значимое и менее перспективное направление действий, чем переход к облачным вычислениям. Во-вторых, Минкомсвязи более не считает идею создания единого свода стандартов и спецификаций целесообразной. В-третьих, часть мероприятий, утвержденных распоряжением №2299-р, будет выполнена с существенной задержкой (год и более) из-за необходимости проведения дополнительных работ и создания дополнительных инфраструктурных компонентов.

Почему в России ничего не получается с СПО

Распоряжение №2299-р – далеко не первая инициатива российского государства в области СПО, которая не оправдывает ожиданий. Раньше мы уже делали ставку на внедрение СПО в школах, и в итоге, несмотря на частичные успехи, проект закончился неудачей . Хорошие планы по внедрению СПО никогда не удается реализовать на практике. Почему это так?

Часть ответа на этот вопрос можно усмотреть в одном из комментариев, полученных CNews от Минкомсвязи: “ … стоит отметить высокую долю унаследованных решений, которые не совместимы с СПО, однако работоспособны, и по сей день полноценно используются ведомствами, – говорится в полученном CNews документе. – Замена многих таких решений на СПО на текущий момент времени не целесообразна”, – резюмирует департамент информации и общественных связей министерства.

Некоторые проекты по переходу на СПО на рабочих станциях в мировом госсекторе

Страна Достигнутые результаты Состояние
1 Германия, Мюнхен 9 из 12 тыс рабочих станций города переведено на ОС LiMux к концу 2011 г. Проект продолжается
2 Россия Летом 2010 г. свободный офисный пакет был установлен на 47 тыс рабочих мест. Ведутся работы по переходу на свободную ОС. Проект продолжается
3 Министерство иностранных дел Германии Половина из 11 тыс рабочих мест была переведена на СПО в ходе проекта по миграции на протяжении 2002-2008 гг. В начале 2012 г. принято решение о возврате на проприетарное ПО.
4 Администрация г. Майкоп В 2010 г. на Linux было переведено 300 рабочих мест. В 2011 г. было принято решение о закупке ПО от Microsoft.
5 Украина В декабре 2011 г. утверждена программа по использованию ПО с открытым кодом на 2012-2015 гг. Проект продолжается.
6 Исландия В начале 2012 г. запущен проект популяризации ПО с открытым кодом на 2012 г. Проект продолжается.
7 Испания. Провинция Эстремадура Принято решение Собственный дистрибутив СПО LinEx заменяется на Debian на 40 тыс рабочих мест сотрудников бюджетных учреждений. Выбор в пользу СПО остается неизменным. Проект продолжается.

Источник: CNews Analytics, 2012

Проблема, о которой пишет Минкомсвязи, на самом деле, совсем не нова и давно известна под названием “сетевого эффекта”. Если очень упростить, то ее суть заключается в том, что вы не сможете поменять программное обеспечение, если ваши коллеги, ваши друзья, ваши преподаватели и производители используемого вами оборудования используют другое программное обеспечение, не совместимое с вашим выбором. Пусть даже СПО лично вам кажется более выгодным и симпатичным, для того, чтобы продолжать успешно обмениваться информацией с многочисленными контрагентами, вы вынуждены будете от него отказаться и “быть как все” – или же вам придется вступать в чрезвычайно утомительную “идейную борьбу”, постоянно объясняя друзьям, сотрудникам и партнерам по переписке основания вашего нестандартного выбора. Недавние подсчеты администрации Хельсинки показывают, что длительное использование проприетарного ПО создает настолько прочную зависимость, что переход на свободное ПО в краткосрочной перспективе лишь увеличивает расходы . Лишь немногие из государственных органов решаются подобным образом плыть против течения, и при этом многие из “энтузиастов” в конечном счете не выдерживают и отказываются от СПО, как это произошло с Министерством иностранных дел Германии.

Составляющие СПО-революции

Переход на СПО – это революция, глубину, масштаб и сложность которой нельзя недооценивать. Для того чтобы эта революция состоялась, необходимо одновременное наличие нескольких компонентов: облеченный властными полномочиями и обладающий технической компетенцией штаб, осуществляющий руководство революцией в повседневном режиме; консолидированная работа участников отрасли, видящих явную выгоду в революции; постоянный диалог и стимулирование энтузиазма многочисленного сообщества, обеспечивающего поддержку революции “на местах”; очевидные для всех технологические преимущества и экономические выгоды, делающие СПО привлекательным “здесь и сейчас”.

Сегодня мы не наблюдаем ни одного из этих четырех компонентов СПО-революции. Во-первых, ответственность за мероприятия, связанные с переходом на СПО, рассредоточена; никакого специализированного “штаба” не создано, а контроль за комплексом сложных, требующих постоянной оперативной реакции мероприятий, связанных с переходом на СПО, осуществляется в режиме заслушивания ежегодных отчетов (в лучшем случае). Этот темп и эти способы руководства просто не совместимы с поставленной задачей. Во-вторых, вместо консолидации участников ИТ-сообщества, мы получили две враждуюущих друг с другом “национальных программных платформы”. В-третьих, закрытость и непрозрачность проектов устойчиво закрепила за инициативой по миграции на СПО образ “казенного” мероприятия, где простым участникам СПО-сообщества нет места. В-четвертых, никакой наглядной демонстрации технологических и экономических преимуществ СПО мы так и не получили; переход на СПО саботируют потому, что неудобства и дополнительные затраты по миграции на новое программное обеспечение очевидны для всех, в то время как долгосрочные экономические и технологические приобретения – весьма туманны.

В этих условиях вполне понятно, почему Минкомсвязи большую перспективу сегодня усматривает не в СПО, а в облачных технологиях. Возможно, стоило лишь проявить чуть большую последовательность и открыто заявить, что дальнейшее продолжение мероприятий по миграции на СПО бесперспективно. Или, быть может, правительство еще найдет средства, чтобы разжечь СПО-революцию?

Егор Гребнев

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS