CNews: Присутствует ли аналитическое направление в ИТ-стратегии компании?
Виталий Клишин: Безусловно. Мы планируем развить и внедрить целый ряд высокоинтеллектуальных продуктов по бизнес-аналитике и оптимизации бизнес-процессов. Например, биллинговые системы, которые позволят нам собирать данные для повышения качества работы CRM.
CNews: Для каких задач ваша компания использует бизнес-аналитику?
Виталий Клишин: Прежде всего, бизнес-аналитика в нашей компании используется для контроля продаж, выручки, динамики клиентской базы, ARPU по клиентам и услугам, контроля выполнения регламентов, анализа всех факторов и принятия управленческих решений. На основе этих данных мы планируем и формируем бюджет. Также мы получаем информацию об объеме трафика, посещаемости сайтов и тоже ее анализируем. Мы используем технологии, аналогичные большим данным. Например, систему анализа телесмотрения AMS.
Использование больших данных зависит от целей и задач компании – хочет ли она вынести полученную информацию на внешний рынок или использовать исключительно в собственных интересах, как это делаем мы. Например, «АКАДО Телеком» использует данные о росте трафика, сегментации абонентов, а также статистку посещения сайтов для развития сети за счет выявления наиболее перегруженных зон, для повышения качества услуг, разработки новых тарифных предложений. Таким образом, нам решения больших данных важны для повышения конкурентоспособности наших основных услуг, выстраивания эффективных отношений с партнерами, например, с телеканалами, которым мы предоставляем информацию по телесмотрению.
CNews: Какие BI-проекты вы готовы запустить в 2014–2016 годах? На какой эффект вы рассчитываете?
Виталий Клишин: Мы уже приступили к внедрению одного из наиболее значимых для нас проектов – системы анализа и проактивного взаимодействия с клиентами. С ее помощью мы рассчитываем на повышение их лояльности, снижение оттока клиентов и, как следствие, улучшение всех бизнес-показателей.
CNews: Что вы понимаете под термином «большие данные»?
Виталий Клишин: Под термином «большие данные» традиционно понимаются технологии обработки больших объемов данных, такие как резервируемая система для хранения и оперативной обработки больших объемов информации, например, от 100 млн ячеек с необходимостью агрегировать полученный результат и представлять его в наглядном и понятном виде. Как я уже говорил, для нас большие данные – это еще и система сбора данных о просмотрах (Audience Measurement system или AMS), которую мы активно используем.
CNews: Вы внедрили эту систему более года назад. Данные о популярности каналов и программ вы используете при формировании ТВ-пакетов. Расскажите, как реализовывался проект?
Виталий Клишин: На начальном этапе мы реализовали сбор «сырых» данных с абонентских устройств, далее провели их анализ по содержанию, объему. При этом маркетологи изучали и принимали во внимание лучший мировой опыт по построению отчетов о телесмотрении. После формирования технического задания для обработки и представления статистики телесмотрения, ИТ-специалисты разработали алгоритмы обработки данных. Так получилась первая версия AMS. В дальнейшем техническое задание и система дорабатывались для улучшения наглядности и получения наиболее точных результатов. На это нам потребовалось около двух месяцев. Помимо информации, получаемой с абонентского оборудования, мы также активно используем данные телефонных опросов. Но они нужны нам скорее для сравнения с данными AMS.
Методика обработки собранных данных – это собственная разработка специалистов «АКАДО Телеком». В этом процессе принимало участие 10 специалистов. В настоящее время эффективную работу системы обеспечивают 5 человек. Информация собирается и обрабатывается непрерывно в режиме реального времени. Данные о текущих просмотрах обновляются на экране каждые 3 минуты. Так как информация о просмотрах привязана к расписанию телеканалов, то можно сразу составить рейтинги передач.
Наши коллеги по рынку используют данные, полученные по результатам телефонных опросов. Любая платформа IPTV (Билайн, МТС) точно так же собирает данные о просмотрах.
CNews: Также ваша компания получает информацию об объеме трафика, посещаемости сайтов. Какой экономический эффект может дать вам эта информация?
Виталий Клишин: Информация об объеме трафика позволяет нам своевременно планировать мероприятия по модернизации сети и повышению ее мощности. Поэтому статистика по посещаемости всех сайтов – не самое основное. Для нас важнее статистика по наиболее популярным сервисам, например, посещение электронной почты, серверов обновлений ПО, игровых серверов, соцсетей, Skype. Понимая востребованность определенных популярных ресурсов, мы повышаем их доступность в нашей сети и увеличиваем пропускную способность каналов.
Виталий Клишин: Методика обработки собранных данных – это собственная разработка специалистов «АКАДО Телеком»
Например, решение о расширении каналов доступа к Youtube и организация прямых каналов к сети «ВКонтакте» было принято на основе данных аналитики по потреблению ресурсов абонентами. Другое интересное направление – это улучшение качества онлайн-игр за счет расширения каналов к наиболее популярным у абонентов игровым сервисам на основе данных об игровом трафике.
CNews: Какие еще инструменты больших данных вы используете?
Виталий Клишин: Мы применяем системы учета технологических ресурсов, а также систему мониторинга и проактивного управления неисправностями на сети. Система мониторинга и проактивного управления неисправностями была окончательно внедрена нами в 2012-м году. В этом плане мы не отстаем от ведущих мировых операторов, которые меняют устаревшие разнородные, в том числе так называемые «самописные» системы мониторинга, на централизованные промышленные решения.
Основной технологической платформой системы мониторинга «АКАДО Телеком» является программно-аппаратный комплекс CA Spectrum производства CA Technologies. Получаемые с помощью системы данные активно используются единым контакт-центром нашей компании, отвечающим за состояние сети, обработку обращений клиентов и процесс устранения неисправностей, а также подразделениями, в ведении которых – эксплуатация сети «АКАДО Телеком». Использование этой системы позволило нам вести проактивный мониторинг состояния сети, улучшать качество услуг и эффективнее планировать как профилактические работы, так и мероприятия по развитию сети в целом. Например, по наращиванию ее мощности для запуска новых сервисов. Кроме того, мы смогли успешно участвовать в крупных федеральных и городских проектах по информатизации, например, ЕМИАС, МОЭК и т.д.
CNews: Планируете ли вы развивать направление больших данных?
Виталий Клишин: Да, планируем. По направлению больших данных мы рассматриваем технологические решения лидеров рынка – Oracle, EMC, SAP, Teradata. Но разработка конкретных проектов будет зависеть от запросов рынка на услуги для клиентов b2b и b2c и востребованности технологии больших данных как инструмента в целом.
CNews: Применим ли к оператору фиксированной связи такой тренд, как использование геоаналитики?
Виталий Клишин: Местонахождение наших абонентов мы знаем вплоть до квартир. Но инструмент, аналогичный геоаналитике, мы все-таки используем в работе. Это собственная биллинговая система. Она, конечно, не определяет местоположение абонента в определенное время в заданных координатах, но позволяет анализировать спрос, качество предоставляемых клиентам услуг и активность наших конкурентов вплоть до отдельного дома в Москве. Так, анализ качества услуг дает нам возможность выявлять «слабые» места на сети, проводить ее модернизацию, строить новые узлы. А активность конкурентов – повод разрабатывать и реализовывать грамотную маркетинговую и PR-политику.
CNews: Какие тенденции в сфере BI и больших данных будут преобладать в отечественной телекоммуникационной отрасли в ближайшие два-три года?
Виталий Клишин: Я думаю, будет появляться много новых решений, получит развитие математическая аналитика, то есть система обработки большего количества информации с большей историей для принятия наиболее верных бизнес-решений.
CNews: На ваш взгляд, что будет с BI и большими данными в России в вашей отрасли к 2017 году?
Виталий Клишин: Я думаю, что объемы информации будут увеличиваться – как минимум раз в 6 ежегодно. А вместе с этим будут расти и потребности компаний в хранении данных. Бюджеты ИТ-департаментов компаний не всегда предусматривают расходы на создание собственной инфраструктуры, которая бы справилась с возрастающими объемами данных. Одним из наиболее эффективных путей решения существующих проблем является приобретение услуги системы хранения данных в коммерческом ЦОДе, в том числе с использованием облачных решений.
При необходимости хранения данных в России в целях усиления информационной безопасности спрос на услуги ЦОДов будет расти. Поэтому их количество будет увеличиваться в геометрической прогрессии. При этом наиболее эффективным будет модульный подход, который прост в реализации и не требует строительства или подготовки зданий под ЦОД: нужно только подвести электричество и оптические кабели. Это позволяет довольно оперативно вводить модульные ЦОДы в эксплуатацию – в течение 6–8 месяцев. Для сравнения: на создание классического ЦОДа потребуется не менее года работ, иногда больше.
По данным аналитиков, сегодня в географическом распределении наблюдается значительный перекос в пользу московского региона – здесь находится 61% площадок для хранения данных. Следующими по популярности местами для размещения дата-центров являются Санкт-Петербург и Ленинградская область (12%). Среди региональных центров можно отметить Казань и Новосибирск – по 3%. На мой взгляд, эта тенденция какое-то время будет сохраняться, потом вероятно развитие модульного формата ЦОДов в регионах. В дальнейшем границы рынка хранения данных будут вообще размыты, так как облачные сервисы позволяют хранить информацию без привязки к определенному месту. Другими словами, компания, скажем, из Рязани сможет воспользоваться услугой облачного сервиса какого-нибудь столичного провайдера.