Разделы

Цифровизация ИТ в госсекторе

Сорван один из ключевых этапов развития СМЭВ

Федеральные органы власти, которые должны запрашивать региональные сведения через систему межведомственного электронного взаимодействия, неправильно поняли методические рекомендации Минкомсвязи. В результате разработанные ими форматы сведений для получения информации из регионов были признаны несоответствующими рекомендациям, а тестирование сервисов сорвано.

CNews ознакомился со справочными материалами и итоговыми протоколами подкомиссии по использованию ИТ при предоставлении госуслуг. Ее заседание прошло под председательством министра связи Николая Никифорова в Доме Правительства 25 июля 2013 г.

Первым и главным вопросом заседания стало обсуждение исполнения федеральными органами власти и «Ростелекомом» предыдущих поручений подкомиссии, касающихся организации межведомственного электронного взаимодействия.

Через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) региональные и федеральные органы власти должны обмениваться сведениями, необходимыми им для оказания госуслуг. Закон 210, напомним, запрещает органам власти требовать у обратившихся к ним граждан сведения, которые есть в распоряжении других органов. Эту информацию чиновники должны получать друг у друга с помощью СМЭВ.

Федеральные и региональные органы власти должны были разработать электронные сервисы, и с их помощью запрашивать необходимые сведения. Перед вводом в эксплуатацию сервисы должны быть протестированы.

В феврале 2013 г. Минкомсвязи отчиталось о завершении тестирования всех «массовых и социально значимых» федеральных сервисов (отдают ф-сведения по запросам регионов). Обладателями наиболее популярных сведений стали Росреестр, ФНС, ФНС, ПФР и ФМС. Больше половины запросов к ним направляли органы власти Москвы и Санкт-Петербурга.

Следующим этапом стало тестирование сервисов по передаче сведений, находящихся в распоряжении региональных и муниципальных органов власти, необходимых для предоставления услуг федеральными органами власти (р-сведения). Этому вопросу и посвящалось заседание 25 июля.

В официальном заявлении по итогам подкомиссии Никифоров сказал о необходимости ускорить тестирование региональных сведений в рамках СМЭВ. Но подробностей обсуждаемой темы не прозвучало.

В качестве участников тестирования р-сведений были выбраны Минобрнауки, Минрегион, Минсельхоз, Минтруд, Минэкономразвития, Минэнерго, ПФР, Росавтодор, Росреестр, Росрыболовство, Ростехнадзор, Ространснадзор, ФМС, ФССП, ФСС и Ространснадзор, следует из протоколов подкомиссии.

Ведомства должны были разработать форматы сведений по методическим рекомендациям Минкомсвязи, а также осуществить тестирование с пилотными регионами (направить запросы на получение сведений).

В качестве пилотных регионов были выбраны Москва, Санкт-Петербург, Архангельская, Вологодская, Еврейская, Калининградская, Московская, Новосибирская области, Красноярский и Приморский края, а также республики Башкортостан, Мордовия и Татарстан.

«Перечисленные задачи неоднократно обсуждались на заседании подкомиссии, давались соответствующие указания. Тем не менее, ряд мероприятий не выполнены, что привело к срыву пилотного тестирования р-сведений, - говорится в справочных материалах подкомиссии. - Кроме того, была потеряна работоспособность информационной системы одного из основных потребителей р-сведений – Росреестра, что также отразилось на ходе тестирования».

В протоколе заседания, в частности, зафиксировано, что Росреестр не исполнил план-график тестирования, а форматы ряда сведений, разработанные Минэкономразвития, Минсельхозом и ФМС, не соответствуют требованиям методических рекомендаций.

До 5 августа 2013 г. всем ведомствам, участвующим в пилотном тестировании, необходимо доработать форматы и направить их в Минкомсвязи, говорится в протоколе.

Самому же Минкомсвязи предписывается «принять меры по усилению контроля за выполнением плана-графика «пилотного» тестирования со стороны органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».

Источник в одном из федеральных ведомств, участвующих в пилотном проекте, объясняет срыв тестирования тем, что в методических рекомендациях по разработке электронных сервисов Минкомсвязи (на основе которых разрабатываются форматы предоставления сведений) была выявлена неоднозначность требований к наименованию пространства имен.

«Неопределенность указанных требований привела к их неоднозначному пониманию и, как следствие, к обнаружению ряда ошибок и неточностей в разработанных форматах. После выявления причины ошибки было принято решение о корректировке методических рекомендаций и приведению форматов к единому пространству имен», - говорит собеседник CNews.

Помимо проблем с форматами сведений в протоколе заседания подкомиссии отмечается, что свои обязательства в рамках тестирования не выполнили Москва, Санкт-Петербург и Московская область. Кроме того, "Ростелеком", как указано в протоколе, не исполнил предыдущие поручения подкомиссии, в соответствие с которыми должен был вносить информацию в систему контроля прохождения регламентных процедур. Эта система создана для координации участников межведомственного взаимодействия.

В Минкомсвязи не стали комментировать подробности заседания подкомиссии.

Отметим, что набор из 40 различных сведений, которые федеральные органы должны получать из регионов, был утвержден правительством больше года назад – 29 июня 2012 г. – распоряжением 1123-р. В этом списке, к примеру, сведения о лицах, обучающихся в государственных образовательных учреждениях и о лицензиях учреждений на образовательную деятельность, которые должно получать Минобрнауки, сведения о разрешениях на охоту, необходимые Минприроды, сведения, связанные с разрешениями на строительство, требуемые Минрегиону, и ряд других.

Александр Левашов