Разделы

Бизнес Законодательство Цифровизация ИТ в госсекторе

«Ростелеком» разработал жесткие критерии, по которым поставщик считается отечественным

В ожидании принятия законодательных поправок, которые смогут дать преференции при госзакупках отечественным поставщикам ИТ-решений, в «Ростелекоме» выработали собственные критерии того, что считать российским «железом» и «софтом». По сравнению с известными критериями Минпромторга требования компании выглядят более жесткими.

Выступая на конференции «Ростелекома» для поставщиков, старший вице-президент компании Александр Цейтлин рассказал о подходах оператора к теме импортозамещения.

По словам топ-менеджера, всерьез заниматься связанными с ней вопросами в компании начали чуть меньше года назад и к настоящему моменту определили для себя комфортный уровень импортозамещения используемых технологий на уровне 30-40%, в которые войдут критически важные элементы инфраструктуры.

По словам Цейтлина, его коллеги уверены, что это достаточная база, имея которую при драматическом развитии внешнеполитической ситуации можно заместить и все остальное. Но пока такая необходимость не наступила, 60-70% импортных решений задают российским поставщикам необходимый уровень качества.

В этом смысле, в «Ростелекоме», например, не планируют вносить какие-либо изменения в работу с вендорами абонентского оборудования. «Ситуация такова, что там не нужно никому помогать, — поясняет Цейтлин. — Там играются тендеры, в которых на равных участвуют и европейские, и американские, и китайские, и корейские, и российские производители».

Рассуждая на тему того, кому из вендоров помощь все же требуется, топ-менеджер заявил, что в аппаратной части речь в первую очередь идет о поставщиках так называемых DWDM-решений и IP-оборудования (маршрутизаторов и пр.).

Здесь компания должна была сама себе ответить на вопрос, кого именно можно с полным правом считать именно отечественным поставщиком. Со слов Цейтлина, соответствующие критерии Минпромторга «Ростелеком» удовлетворили не до конца, и в компании решили сформировать собственный список требований к вендору (имеется в распоряжении CNews).

В настоящий момент с точки зрения «Ростелекома» компания считается российской, если она находится в юрисдикции РФ (ее собственники — граждане России или юрлица в российской юрисдикции), права на интеллектуальную собственность принадлежат самой компании, ключевые производственные процессы выполняются на территории РФ.

Кроме того, компания должна на территории РФ осуществлять разработку архитектурного решения продукта, разработку прикладного и специализированного ПО, адаптацию, дальнейшее развитие и сопровождение этого ПО — силами отечественных программистов, разработку принципиальных схем электронных блоков, конструкторские работы, разработку шаблонов печатных плат, тестирование электронных блоков, обеспечение полного цикла сервисного сопровождения продукта.

Напомним, что в приказе Минпромторга и Минэкономразвития от 17 августа 2011 г. «Об утверждении параметров…» требования к вендорам существенно мягче. В частности, производитель оборудования может являться налоговым резидентом РФ лишь на 50%.

В отношении критериев «Ростелекома» Александр Цейтлин в разговоре с CNews сообщил, что на данный момент они не оформлены в виде какого-либо официального документа — перечень составляли технические специалисты без участия юристов. Связано это с тем, что прямо сейчас в закупочных процедурах этот документ использовать бы не удалось.

Как поясняет старший вице-президент «Ростелекома» Кай-Уве Мельхорн, действующий закон 223 ФЗ никаких преференций для отечественных поставщиков не предусматривает. «Мы можем развивать базу поставщиков и помогать им до конкурса. В отдельных случаях — через венчурный фонд, вкладывая в них деньги», — говорит он (размер этого фонда, по уверению президента «Ростелекома» Сергея Калугина, сейчас составляет примерно 1 млрд руб.).

По словам Цейтлина, доконкурсная помощь российским компаниям, например, заключается в том, что инженеры «Ростелекома» уделяют им гораздо больше внимания, позволяя лучше подготовить заявку на тендер.

Отвечая на вопрос, почему оператор решил утяжелить действующие критерии Минпромторга, Цейтлин пояснил это серьезностью подхода «Ростелекома» к любым вопросам. «Если определили для себя, что мы некоторым образом поддерживаем российских производителей, то ставим и более жесткие рамки», — заверяет он.

Дополняя это высказывание, Сергей Калугин выразил мнение, что Минпромторг вынужден применять широкие подходы с оглядкой на все отрасли разом. «А мы смотрим локально на свой сегмент, поэтому естественно, что мы считаем себя вправе добавить пару дополнительных критериев, относящихся именно к нему», — говорит топ-менеджер.

По уверению руководства «Ростелекома», компания предпринимает некоторые шаги в направлении того, чтобы преференции российским компаниям при госзакупках стали юридической данностью.

«Мы выступали с нашими предложениями в адрес Минкомсвязи и Минпромторга, — добавляет Цейтлин. — Но уже сейчас, не дожидаясь этой истории, внутри компании обсуждаем введение неких баллов, которые будут давать отечественным компаниям определенные плюсы в наших тендерах».

О каких именно баллах идет речь, в «Ростелекоме» пока предметно говорить не готовы.

Денис Воейков